Организация открытого доступа

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 29 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Сервисы "Спроси психолога" и "Спроси библиотекаря" возобновят свою работу с 9 января.

Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни.

«Организация открытого доступа: рекомендации для библиотекаря»

Открытый доступ к фонду — форма библиотечного обслуживания, предоставляющая пользователю возможность самостоятельного поиска и выбора документов в библиотечном фонде.

Из истории вопроса...

Книжные фонды начали открывать в России с начала 19 века. В 30-е годы 20 века была выдвинута партийная директива о полном раскрытии книжных фондов библиотек для читателей, где подчеркивалось значение открытого доступа, как метода активного руководства чтением. Постановлением ЦК партии от 1959г. было рекомендовано «открывать» только часть книжного фонда для читателей, основную часть оставлять в хранилище. В первую очередь это связанно с сохранностью книг. С начала 90-х годов открытый доступ рассматривался в контексте обеспечения свободного доступа пользователей к информации.

Основные принципы организации книжного фонда крупных библиотек – библиотечно-библиографическая классификация, т.е. системно-алфавитная расстановка.

Каждая библиотека должна, исходя из своих возможностей, создавать систему организации открытого доступа, не нарушая при этом прав читателей на доступность ко всему библиотечному фонду, но в то же время и сохраняя фонд для будущих читателей.

С помощью открытого доступа должны повышаться оперативность и качество обслуживания читателей, полнота предоставляемой им информации.

В открытом доступе массовых небольших библиотек раскрывается не весь фонд, а наиболее актуальная его часть. К особо ценным и малоспрашиваемым изданиям система открытого доступа не применяется.

Главные принципы организации свободного доступа:

наглядность,

простота,

доступность,

логичность мышления,

комфортность

Исходя из интересов пользователей, книжный фонд на абонементе можно условно разделить на три зоны:

  1. «Моментального» обслуживания, актуального обслуживания массового спроса — располагается рядом с кафедрой и включает книжные выставки, справочные и библиографические издания, литературу, сданную читателями в течение дня. Это своего рода, экспресс-обслуживание, рассчитанное на ограниченное свободное время пользователя.
  2. В зоне «среднеактуального» обслуживания располагается значительная часть открытого фонда литературы. Он отвечает запросам всех групп читателей.
  3. Зона «ретроспективного» обслуживания для пользователей с установившимися вкусами и привязанностями.

Для создания комфортной обстановки и если позволяет место, то можно разместить «зеленую зону», где наряду с литературой уместно поместить поделки из природного материала, аквариум, цветы.

При организации открытого доступа, прежде всего, учитываются интересы читателей (группы — молодежь, учащиеся школ, студенты, пожилые люди — это по возрастным признакам, женщины составляют большое количество пользователей).

В открытом доступе обязательно представлена ведущая тема работы, а так же краеведение.

В практике используются различные приемы расстановки стеллажей, исходя из отведенного места (зигзаг, друг против друга, «елочкой», полукругом и др.) расставляются стеллажи в наиболее доступном и освещенном месте.

Для полного раскрытия библиотечных фондов в открытом доступе оформляются развернутые выставки литературы, тематические стеллажи и подборки, внутриполочные выставки (5-7 кн.). Отраслевые периодические издания рекомендуется приближать к соответствующим разделам книг.

В открытом доступе необходимо оформить информацию для читателей, раскрывающее его содержание и местонахождение того или иного документа. Это может быть система ссылок и отсылок (ссылка означает: «см. так же в таком-то разделе»; отсылка – это значит, что данного материала здесь нет, см. там-то). Для текста ссылок и отсылок используют полочные разделители. Ссылки и отсылки должны ориентировать читателя и на соответствующие отделы систематического каталога (СК) и систематической картотеке статей (СКС).

При полном или значительном раскрытии книжный фонд расставляется согласно ББК с указанием шифра данного раздела. В небольших библиотеках часто используется метод тематической расстановки литературы в открытом доступе.

Для раскрытия фонда большое значение имеют разделители и подписи на стеллажах. Наглядность — главный принцип оформления. Полочные разделители должны быть красиво, эстетично оформлены, все подразделы темы можно выделить одним и тем же цветом, использовать фотографии, рисунки, предметы, игрушки и пр.

На книгах одной темы можно делать сиглы (полоски) одного цвета с заголовком (удобно искать и расставлять).

Можно использовать различные вспомогательные средства для рекламы библиотечного фонда: схема его размещения, реклама фонда ОИЕФ, медиатеки и других отделов библиотеки, обращения к читателям, памятки, листовки, красочные воблеры.

В практике работ библиотек существуют многообразие форм привлечения внимания читателей к литературе: закладки с надписью «Советуем почитать», «Это интересно!», «Предлагают читатели», «Книги, сданные сегодня», «Рекомендуют читатели», «Новинка сезона» и пр.пр.

Актуальность запросов по различным проблемам: «Путь к здоровью», «Наш дом», «Лето в банках» (осенью), «Правовая неотложка», «Горячие точки России», «Империя бестселлеров», «Курс истории в романах», «Дамские романы», и варианты и серии детективов (приключенческий, дамский, крутой).

В открытом доступе должна быть полно представлена отраслевая литература с  систематически обновляющимся ассортиментом.

Могут быть созданы уголки читателей различных возрастных и социальных групп.  

Рекомендации специалистов:

— стремитесь к тому, чтобы оформление книжного фонда было частью интерьера библиотеки;

— попытайтесь найти единый стиль во всех средствах рекламы фонда. Это позволит создать единый образ библиотеки, придать оформлению книжного фонда индивидуальный характер;

— разработайте путеводитель по библиотечному фонду, который поможет пользователю разобраться в особенностях расстановки литературы вашей библиотеки.

Составила:
гл. библиотекарь организационно методического отдела
О. А. Ганина