Литературный классик из Гремячей Поляны

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Цирульников А. Литературный классик из Гремячей Поляны : [о прототипах литературных героев романа «Парни» Н. Кочина] // На расстоянии рукопожатия : словесные портреты / А.М. Цирульников. – Нижний Новгород, 2013. – С. 174-177

[Отрывок из очерка]

…А сейчас я расскажу о самой главной телевизионной передаче, которую мы сделали с Николаем Ивановичем Кочиным. В январе 1967 года Горьковский автозавод отмечал 35-летие. И мне пришла мысль собрать дома у Николая Ивановича героев его романа «Парни», которые сначала строили автозавод, а потом работали в его цехах и отделах. Кочину эта идея понравилась, Анна Ивановна тоже согласилась, хотя понимала, что установив в квартире три телекамеры, несколько осветительных приборов и опутав все шлангами с электропроводами внутри, мы порядку в доме не поспособствуем, а, наоборот, устроим большой ералаш. И это зимой, 3-го января. О том, что эфир, говоря сегодняшним языком, будет прямой, никого не волновало: тогда видеозаписи еще не было, и все программы передавались в режиме реального времени.

Первым, кого я пригласил для участия в передаче, был Виктор Петрович Сорокин. Нужно было найти нужные кинокадры среди довоенных архивных съемок.

Помню, как он сидел в нашем старом маленьком просмотровом зале и смотрел на светящийся белый прямоугольник экрана, как в какое-то забытое волшебное зеркало. Потому что там, на экране, тоже был он — Сорокин, только совсем молодой, с копной черных, как смоль, волос. Этим кадрам тогда было почти сорок лет. И между Сорокиным, сидящим в зале, и Сорокиным, который на экране клал первые кирпичи и копал котлованы для фундаментов, были не несколько пустых рядов, а те же почти сорок лет. И Виктор Петрович уже знал всё, что произойдет, а вернее — произошло в жизни того самого Витьки Сорокина, что на экране.

Он был первым бригадиром молодежной коммуны на стройке. Прочитал в «Комсомольской правде», что в Нижнем Новгороде строится автогигант, и, не раздумывая, из своего Успенского на Кубани приехал на Волгу. Здесь были тысячи таких же парней, которые пришли из деревень в город, не зная его, не умея в нем жить и не имея строительных специальностей. Поэтому вначале они все учились на ускоренных курсах ЦИТа (был такой Центральный институт труда), а потом уже шли на стройку. А коммуна создавалась так: работали бригадно, получали деньги, а как делить их, не знали. Решили: поровну на всех! И еще была среди парней заповедь: пока завод не построим, на девушек не смотреть.

Виктор Петрович, глядя на экран, вспоминал это с улыбкой, а для того Виктора из кинохроники это все было всерьез, это было главным...

Бегают парни с тачками, долбят ломами и лопатами землю...

«Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» — их лозунг. И дали!

Потом надо было научиться собирать машины. Самую первую собирали всем заводом почти месяц. 27 января 1932 года она выехала из цеха сборки.

Стотысячную машину Виктор Сорокин сам вел в Москву, к наркому Серго Орджоникидзе. На память о встрече с Серго сохранилась маленькая фотокарточка: нарком у машины благодарит Сорокина.

Но удивительное дело: на кинокадрах, снятых тогда же и хранившихся почти четыре десятилетия, Виктора Сорокина нет! Делегация автозаводцев есть, Серго есть, а Сорокина нет! Вырезали его из истории, когда на пленуме ЦК комсомола он выступил в защиту арестованных в «ежовщину» товарищей из ЦК ВЛКСМ. И загремел вслед за ними на Колыму, которая и побелила ему когда-то черные, как смоль, волосы.

Вот и закончилась пленка. Погас экран.

Это было за день до передачи. Между прочим, роману «Парни» тогда тоже исполнялось 35 лет. Он повествовал о том, как строился автозавод, о двух лучших бригадах стройки — Переходникова и Сорокина. Их фамилии доподлинно названы в книге. С помощью Виктора Петровича мы отыскали пятерых замечательных «парней», которые и пришли в гости к Николаю Ивановичу Кочину.

Григорий Переходников вспомнил стихи Александра Жарова о Викторе Сорокине, написанные на строительстве автогиганта:

Сбивая в месяцы пространства лет,

Опережая сроки,

С бригадою своей идет Сорокин

Как самый лучший

К рубежу побед!

Григорий Абрамович Переходников приехал из Звенигорода. В книге его зовут Иваном. Кочин вспомнил, что ему очень понравилась самая фамилия — Переходников: деревенский парень переходит на новый уклад жизни. Между прочим, в бригаде у Переходникова было 800 человек. Они строили автозавод, а автозавод «строил» их!

После этой гигантской работы Григорий Переходников откликнулся на призыв: «Комсомол — на самолет!» Окончил военную академию. Воевал. Был комиссаром авиадивизии. В отставку вышел в звании полковника авиации. Стал работать в Звенигороде директором турбазы. В этом качестве он и приехал на встречу друзей.

Одним поездом с Переходниковым из Москвы прибыл и Герман Нагаев. Он и на стройку тоже из Москвы приехал, а планы у него были такие: построить автозавод, а потом об этом написать книгу. Книгу он на стройке, правда, писать не начал, но сочинял стихи и придумал «Гимн бригады Сорокина». К январю 1967 года Герман Данилович стал уже известным писателем, автором романов и повестей — «Приокская быль», «Андрей Березин», «Новый век», во время встречи рассказал, что пишет роман о Кибальчиче. Потом он вышел в свет под названием «Вдохновение перед казнью», по нему был снят кинофильм. Судьба тоже сурово обошлась с Нагаевым. Как и Сорокин, он был арестован в 1937 году, сослан на Колыму и там, как он сам говорил, «попеременно катал одну и ту же тачку» вместе с другим лагерником — Сергеем Павловичем Королевым, с которым дружил до последних дней великого конструктора, тот и приобщил Германа Даниловича к космической тематике.

— А ты помнишь, Гера, были у тебя такие стихи:

Кто такой Виктор Сорокин

И можно ли с ним дружить?

Это включился в разговор Александр Александрович Крусин, тогда, как и Виктор Петрович Сорокин, он работал заместителем начальника одного из автозаводских цехов. Александр приехал в Нижний из ивановской деревни. Сорокин взял его в свою бригаду, научил вязать арматуру, а потом, когда завод уже начал выпускать автомашины, велел учиться летать на самолете. Дело в том, что у автозаводских комсомольцев был с Серго обоюдный договор: автозаводцы дадут несколько сот сверхплановых машин, а нарком поможет организовать при заводе аэроклуб. Все так и получилось. Самолеты появились, а летать никто не умеет. Саша Крусин выучился сам, а потом учил других, стал инструктором. Он принес на передачу старую фотографию: группа выпускников аэроклуба. И среди них Герои Советского Союза Буханов и Поющев. Алексей погиб на фронте. Имя Поющева носит одна из улиц недалеко от завода. В годы войны Александр Крусин, как и Григорий Переходников, стал боевым летчиком — и все четыре военных года летал, бомбил, дрался в воздухе. И с орденами после Победы вернулся на родной завод.

<>Пожалели «парни», что не было на встрече Сергея Александровича Волхонского, тоже «выпускника» сорокинской бригады. Он тогда работал инженером-испытателем автомашин, был чемпионом страны по автоспорту и находился в командировке. Не смог приехать из Новгорода Иван Иванович Сергунин, работавший там тогда вторым секретарем обкома партии. А в годы войны был комиссаром Пятой партизанской бригады, стал Героем Советского Союза. Вот такими стали кочинские парни!

И Николай Иванович смотрелся среди них своим в полном смысле этого слова. По сути, он ведь тоже был одним из «Парней», который пришел из деревни в город, чтобы освоить новую профессию — писателя и стал классиком русской литературы советского времени.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 «Любил жизнь и верил в торжество справедливости» Погорская, Т. «Любил жизнь и верил в торжество справедливости» : [беседа с дочерью легендарного автозаводца Виктора Сорокина] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2011. – 11 июня (№ 84). – С. 3
2 Марш Виктора Сорокина: Автострой-Колыма-Автозавод Шукова Т. Марш Виктора Сорокина: Автострой-Колыма-Автозавод // Нижегородский рабочий. – 1999. – 22 июля. – С. 8, 17
3 Без права на покой Без права на покой : [о Г.А. Переходникове и В. Сорокине] // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 31-40
4 Записки бригадира Сорокин В. Записки бригадира : [воспоминания В. Сорокина о строительстве ГАЗа и о своей бригаде] // Ленинская смена. – 1967. – № 22-24
5 Вечное свидание Чуянов С. Вечное свидание : [о первостроителе ГАЗа В. Сорокине] // Ленинская смена. – 1966. – 22 мая
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
7 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
8 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
9 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
10 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).

Страницы