Директор завода, министр и просто хороший человек

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Колесникова Н. Директор завода, министр и просто хороший человек : [о Н.И. Строкине, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 2006. – 11 ноября (№ 172). – С. 3

Как-то ветеран ГАЗа бывший главный инженер предприятия Федор Демьянович Чинченко сказал: "Если бы меня спросили сейчас, какая главная продукция автозавода, я бы ответил: "Не автомобили, а люди, такие, как Николай Иванович Строкин. Это такие, как он, работали после ГАЗа на всех наших автозаводах, служили стране верой и правдой". Разделял это мнение и Иван Иванович Киселев, директор автозавода в 1958-1983 гг. "Нет на заводе сейчас такого человека, — говорил он в свое время, — который бы был похож на Николая Ивановича. Некого поставить вровень с ним". Эта высочайшая оценка дана человеку, жизнь которого связана с автомобильной промышленностью страны и который заслужил глубокое уважение у всех, с кем работал и на Горьковском автозаводе, и в правительстве СССР.

13 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Николая Ивановича Строкина, главного технолога ГАЗа (1948–1950 гг.), главного инженера (1950–1954 гг.), директора автозавода (1954–1955 гг.), руководителя автопрома СССР (1955–1965 гг.).

Родился Николай Иванович в Москве в семье слепого музыканта и хористки. В годы революции и гражданской войны учился в Комиссаровском техническом училище. В 1918-м стал воспитанником Ильинской показательной сельскохозяйственной колонии Наркомпроса, где дети учились и работали. В 1929-м после окончания Московского механического института им. М. В. Ломоносова был направлен на Автострой, командирован на автосборочный завод в Нижний Новгород.

В 1930–1931 гг. он участвует в проектировании механических цехов будущего автогиганта. В 1932–1933 гг. — стажировка в США. Потом была работа начальником техсектора моторного цеха №1, руководство проектом создания моторного корпуса.

В войну Н. И. Строкин — главный технолог завода №466. Николай Иванович занимается организацией производства авиационных двигателей. Это была огромная напряженнейшая работа — без смен и выходных. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Николай Иванович Строкин получает свой первый орден Ленина.

В 1945-м он вместе с заводом №466 переезжает в Москву, в 1948-м возвращается в Горький на ГАЗ. Одаренный инженер, Н. И. Строкин занят на самых сложных и ответственных участках работы: главный технолог, главный инженер, директор ГАЗа. Он руководит постановкой на производство новых моделей легковых автомобилей "Победа" и "ЗИМ".

В 1955–1957 гг. Н. И. Строкин — министр автомобильной промышленности СССР. С 1957 года после реорганизации промышленности и создания отраслевых министерств он по-прежнему фактически руководит всем автомобильным производством Советского Союза.

На каком бы посту ни находился Николай Иванович, везде он пользовался заслуженным уважением, непререкаемым авторитетом, который базировался не на личных поблажках и выборочном отношении к подчиненным, а на высокой эрудиции, трудолюбии, честности. Его труд был высоко оценен государством. Н. И. Строкин — дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950, 1951 годы). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", медалями.

Похоронен Н. И. Строкин на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названа улица в нашем районе.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей отрывки из воспоминаний людей, в разные годы работавших с Николаем Ивановичем, хорошо знавших его.

М. А. ДЕМЕНТЬЕВ (1913–1996 гг.), на ГАЗе с 1930-го по 1977 год, мастер моторного цеха №1: "В 1938 г. под руководством Николая Ивановича был создан технологический отдел по проектированию и подготовке производства 6-цилиндровых моторов. Вскоре он переехал в новый моторный корпус, тут же начало поступать оборудование из Америки. Мы восхищались, с какой четкостью Н. И. Строкин организовал работу. В помещении на большом столе — лист с планировкой размещения оборудования, второй экземпляр вывешен рядом на стене. Кроме того, была раскладная книга-журнал, которая при необходимости могла занять весь стол. В ней по каждой детали были собраны все данные, вплоть до мелочей: указаны даты завоза, распаковки, начала обкатки, наладки, срок сдачи, наличие инструмента... Наладка проходила исключительно организованно и четко. Если что-то где-то не ладилось, Николай Иванович уже там. Приходишь утром на работу, а Строкин уже возится у станка. Он был технически очень грамотным специалистом, трудолюбивым, настойчивым, отзывчивым человеком. Я проработал на заводе 47 лет, но с такой четкостью не приходилось больше выполнять наладку".

О. Н. ТОМИНА, художественный руководитель Нижегородской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода: "Портрета Николая Ивановича сейчас я воспроизвести не смогу, но, закрыв глаза, могу восстановить чисто эмоциональное впечатление ребенка о человеке, который бывал в доме моих родителей. Он для меня был веселой, оптимистичной, светлой личностью, патриотом своей страны. Патриотизм для Строкина и его товарищей был не отвлеченной идеей. Для них он был конкретен — их страна, их завод, их цех.

Он был от Бога награжден невероятным инженерным талантом. Хорошо известен факт, когда он вместе с группой специалистов ездил в Америку закупать оборудование и учиться на заводах Г.Форда, именно Николаю Ивановичу предложили остаться там, гарантируя превосходную карьеру и, конечно же, высокую зарплату. Но он и мысли не допускал о том, чтобы покинуть Родину. Его оскорбляли эти предложения до такой степени, что он вынужден был обратиться в посольство, чтобы его оградили от такого рода разговоров. К счастью, и в России он получил возможность реализоваться по-настоящему".

Ц. З. КРИНЗБЕРГ (1914–2000 гг.). На ГАЗе с 1932-го по 1986 год, технолог моторного цеха, начальник центральной заводской лаборатории зуборезных работ: "Николай Иванович был одним из первых моторщиков. Трудно переоценить его роль в становлении ГАЗа. Он работал самозабвенно, казалось, для него ничего не существовало, кроме творческого труда. Особенно мне запомнился Строкин в годы войны. Он руководил всеми делами по производству деталей для авиационных двигателей. Мне казалось, что он вообще никогда не уходил с завода. В холодных цехах в кожаной куртке появлялся на самых трудных участках в самое нужное время. Наряду с этим поражали его личная скромность и обаяние. Он умел быть одинаковым в обращении с подчиненными и вышестоящим начальством.

Нас всегда удивляла его завидная выносливость. Помню, когда принимали оборудование на станкозаводе, температура в цехе была минус 10 градусов. На ветру все замерзли до слез. Но он уверял, что не холодно, и так упорно и настойчиво работал сам, что все старались подтянуться и провели приемку в заданный срок. Мнение Строкина всегда было решающим, авторитет — непререкаемым".

М. В. СЕДЫХ (1910–2003 гг.), на ГАЗе с 1941-го по 1961 год, старший технолог моторного цеха №81, зам. начальника цеха: "Он принадлежал к категории людей бескорыстных. В его бытность министром автомобильной промышленности Н. С. Хрущев вызвал Н. И. Строкина в ЦК и хотел посоветоваться, какой положить оклад министрам, чтобы он был не слишком большой, но и не маленький. Было предложение: тысячу рублей. Члены Политбюро получали 1200. Лишь один Строкин, выступив, сказал: "Будет достаточно 500". Министрам, естественно, это не понравилось. Был установлен оклад в 700 рублей. Председатель райисполкома в то время получал 500, мастер на заводе — 250".

Ф. Д. ЧИНЧЕНКО (1915–2004 гг.), на ГАЗе с 1930-го по 1974 год, главный инженер (1961–1974 гг.), кандидат технических наук, почетный гражданин Нижнего Новгорода: "Н. И. Строкин был необыкновенным главным инженером. Вспоминается такой случай. В1953–1954 гг. вопрос о качестве легковых автомобилей стоял очень остро. Мы чувствовали, что у среднего командного звена (начальников цехов, OTK) не хватает знаний и умения анализировать технологический процесс. Для этого надо было знать стат-контроль и владеть приемами теории вероятности хотя бы на элементарном уровне. И каково же было наше удивление, когда на курсы, организованные для среднего командного состава, первым записался, уже будучи главным инженером, Н. И. Строкин. Он хотел восстановить свои знания по вопросам теории вероятности применительно к стат-контролю.

Н. И. Строкин вступил в КПСС в возрасте 44 лет. Это было связано с тем, что он видел те ошибки» которые допускались партийным руководством, трагические последствия сталинских репрессий. Он очень строго и предельно честно относился к себе.

Н. И. Строкин успел сделать на заводе самое главное: построил стройную систему работы технологической службы, считая, что это очень важно. Николай Иванович был великим дипломатом. Он всегда избегал конфликтов. Но это ни в коем случае не означает, что он был беспринципным человеком. Обычно никогда не приказывал, а обращался с просьбой. Его авторитет был так велик, что ему никто не смел отказать.

Времена были всякие. Какие бы передряги в Москве ни случались, без его участия в руководстве автомобильной промышленностью наверху обойтись не могли. Он был членом комитета по автомобилестроению, заместителем председателя Госплана. И все это время, несмотря на то, что мы прямо Строкину не подчинялись, если нужен был совет, предстояло решить какой-то вопрос, находили Николая Ивановича в Москве и спрашивали, как поступить. Мне запомнилась последняя встреча. В 1972 г. Строкин был заместителем министра автомобильной промышленности. Меня вызвали в Москву по вопросу экономии металла. Как инженер я понимал, что экономить, не имея ничего, нельзя. Надо менять технологию, оборудование, оснастку и т.д. Строкин пригласил меня, выслушал и сказал: "Ты посиди, мы с тобой будем думать, как поступить. Меня сейчас вызывают в комиссию партийного Контроля по этому вопросу". Он ушёл, а я остался в министерстве ждать. Часа через 2 он пришел с опрокинутым серым лицом. Я таким его не видел никогда. «Знаешь, Федор, езжай домой, сегодня мы с тобой не сможем поговорить". Я уехал. В дороге узнал, что ночью он умер от разрыва сердца".

Вот так он жил и так умер. Человек, любивший и уважавший свое дело, людей, руководитель, который оставил заметный след в истории Горьковского автомобильного завода, добрую память о себе.

Н. КОЛЕСНИКОВА, директор музея истории ОАО «ГАЗ»

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Строкин Николай Иванович (1893-1980) Рубцов Б.И. Строкин Николай Иванович (1893-1980) // Улицы помнят их имена : Биографические очерки о людях, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода / Б.И. Рубцов. – Н.Новгород, 2010. – с. 44
2 Форд не хотел его отпускать Сторожук С. Форд не хотел его отпускать // Автозаводец. – 1999. – 20 февр. – С. 2
3 Он умел руководить и подчинять Седых М.В. Он умел руководить и подчинять : [о Н.И. Строкине, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 1991. – 14 ноября.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
5 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
6 Ценность для истории Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1.
7 Столетие легендарного директора Колесникова Н. Столетие легендарного директора : [о директоре ГАЗа И.И. Киселеве] // Автозаводец. – 2017. – 23 сент. (№ 108). – С. 7
8 Директор перемен Лоскутова Т. Директор перемен : [о третьем директоре ГАЗа И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2017. – 21 сент. (№ 107). – С. 7
9 Память в мраморе и сердцах Гусев А. Память в мраморе и сердцах : [об открытии памятника «народному» директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 12 авг. – С. 2.
10 Навсегда в памяти автозаводцев Ростокина А. Навсегда в памяти автозаводцев : [об открытии мемориальной доски директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 11 мая. (№ 50). – С. 2

Страницы