Директор перемен

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Лоскутова Т. Директор перемен : [о третьем директоре ГАЗа И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2017. – 21 сент. (№ 107). – С. 7

Горьковский автомобильный завод подарил нашему городу и стране много славных имен. Одно из них — имя Ивана Кузьмича Лоскутова, третьего по счету директора Горьковского автозавода.

Иван Лоскутов родом из глухой марийской деревни Казанской губернии (ныне Куженерский район Республики Марий-Эл). Воспитывался в многодетной крестьянской семье. Окончил двухклассную школу, затем учился на педагогических курсах. До девятнадцати лет работал в хозяйстве родителей.

В 1919 году Лоскутов добровольцем ушел в Красную армию. В составе 60-й Саратовской стрелковой дивизии сражался с белогвардейцами в Поволжье, служил в отряде чрезвычайного назначения. Тогда же вступил в ряды Коммунистической партии. Через год комиссованный из-за болезни красноармеец Лоскутов уже работал секретарем комсомольской организации Марийской автономной области в Краснококшайске (сейчас Йошкар-Ола). Там же он познакомился с будущей женой, Марией Курбатовой, своей землячкой. И в 1923 году у четы Лоскутовых родилась первая дочь — Валентина. Вторая дочь, Светлана, появится в 1925-м, уже в Ленинграде, куда Лоскутова направили учиться.

В городе на Неве Иван Кузьмич окончил рабфак при Горном институте. С 1924-го по 1929 год он вел активную партийную работу, И. К. Лоскутова избирали депутатом Ленинградского горсовета. Семья тогда жила на Невском проспекте, недалеко от Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Лоскутовы занимали комнатку в огромном лестничном коридоре, где квартировали еще 22 семьи.

В 1929 году партия делегировала Ивана Кузьмича учиться в Ленинградский политех. В 1934-м дипломированный инженер-механик получил направление в Горький. За четыре года работы на автозаводе И. К. Лоскутов прошел путь от инженера-конструктора до директора.

— Мама (жена Лоскутова, Мария Николаевна) выстирала белье, повесила в комнате, прибив один гвоздь к буфету, — вспоминает дочь Ивана Лоскутова, Светлана. — Белье было тяжелое, буфет не выдержал, упал, вся посуда в нем — вдребезги. Мама в слезах позвонила отцу на работу, сообщила печальную новость. А Иван Кузьмич ответил: «Не плачь, Маруся, посуда бьется к счастью. Меня назначили директором завода»...

Советский автогигант И. К. Лоскутов возглавил в страшное время, после репрессированного в апреле 1938-го Сергея Сергеевича Дьяконова. В том же году И. К. Лоскутов становится депутатом Верховного Совета РСФСР. По его инициативе была проложена трамвайная линия от Соцгорода до поселка Гнилицы. В районе открывались детские сады, велось жилищное строительство, появлялись и новые заводские корпуса. К концу 1940 года автозавод начал работать стабильно. Страна получила 140 тысяч грузовых и легковых автомобилей.

В октябре 1938 года в семье Лоскутовых родился долгожданный сын Валерий. Вскоре семья переселилась в просторную пятикомнатную квартиру на проспекте Сталина (сейчас пр. Октября). К концу 1940 года из деревни приехали родители жены (у них сгорел дом), и несколько поколений стали жить под одной крышей.

Иван Кузьмич много работал, но и отдыхать умел. И. К. Лоскутов любил хорошую музыку, при случае мог станцевать лезгинку и «Русскую».

— Не каждый профессионал так чувствует ритм, как директор завода Лоскутов, — восхищались его коллеги.

Но вскоре о песнях и танцах пришлось забыть — грянула война. Горькая весть застала И. К. Лоскутова на Стригинской даче. Он купался в реке, когда по репродуктору объявили о вероломном нападении гитлеровской Германии. Иван Кузьмич сразу же поехал на завод, организовал митинг у Главной проходной — перед общей бедой нужно было сплотиться.

Заводская молодежь записывалась в добровольцы. На фронт рвались вожаки цеховых парторганизаций. А между тем производство чрезвычайно нуждалось в высококвалифицированных специалистах. На счету был каждый слесарь, кузнец, токарь. И автозаводцы смогли, сдюжили, выстояли. Совсем молодые люди и подростки наравне с опытными работниками ковали победу в тылу. Это их руки, не зная усталости, налаживали станки, изготавливали вооружение, тушили пожары. Это их глаза неделями не знали сна. Сам Лоскутов всю войну дома практически не появлялся. Поставил себе раскладушку в кабинете, там и спал.

К началу Великой Отечественной на заводе были построены и введены в строй новокузовной, новомоторный, литейный корпуса, цех автоматов; на ТЭЦ установлен генератор мощностью 25 тысяч киловатт. Объем производственного оборудования вырос почти в 4 раза. Автозавод должен был стать надежным арсеналом нашей Родины. И ГАЗ перестроился на выпуск оборонной продукции, исправно поставляя легкие танки Т-60, самоходные артиллерийские установки, бронеавтомобили, боеприпасы.

21 октября 1941 года Лоскутов получил правительственную телеграмму за подписью Сталина, в которой сообщалось о необходимости в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для защитников Москвы. Это задание было выполнено.

В октябре 1942-го И. К. Лоскутов неожиданно уехал в столицу. Сильного руководителя правительство определило на важный государственный пост — в Министерство электростанций СССР, где Лоскутов стал начальником главного управления запасных частей и ремонтов. Но летом 1943 года вражеские самолеты разбомбили более 50 зданий и сооружений его родного завода. А фронт как никогда нуждался в продукции предприятия. Поэтому Государственный комитет обороны принял решение вернуть Лоскутова в Горький. Под началом авторитетного руководителя коллектив совершил невозможное: через 100 дней завод был полностью восстановлен.

За самоотверженный труд в годы войны коллектив автозавода удостоен трех высоких наград: в 1941-м — ордена Ленина, в 1944-м -ордена Красного Знамени, в 1945-м — ордена Отечественной войны 1-й степени. Сам Иван Кузьмич за время работы на ГАЗе и в Госплане РСФСР стал кавалером двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Кутузова, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, «Знак Почета», награжден множеством медалей.

В тяжелые послевоенные годы коллектив автозавода во главе со своим директором продолжал демонстрировать стойкий характер и готовность выполнять новые задачи. В 1946-1947 годах было организовано производство новых грузовиков — ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Осуществилась и давняя мечта И. К. Лоскутова — завод выпустил комфортабельный лимузин М-20, легендарный легковой автомобиль «Победа».

В 1948 году опытнейшему руководителю поручили с нуля организовывать производство на новом автозаводе в Ульяновске. Через пять лет Иван Кузьмич снова едет в столицу. Его назначают начальником Главка, членом коллегии Минавтопрома СССР. С 1957-го по 1972 год Лоскутов работал начальником отдела автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана РСФСР Иван Кузьмич Лоскутов скончался 21 ноября 1982-го после тяжелой болезни, на 83-м году жизни. Третьего директора Горьковского автозавода люди вспоминают с благодарностью. Бывшая улица Автомобильная в Автозаводском районе теперь носит имя Лоскутова. На доме № 20 открыта мемориальная доска.

Татьяна Лоскутова
Фото из фонда музея истории Горьковского автозавода

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Директор военных лет Колесникова Н. Директор военных лет : [о директоре ГАЗа И.К. Лоскутове ] // Автозаводец. – 2015. – 7 июля (№ 74). – С. 4
2 Лоскутов Иван Кузьмич (1900-1982) Рубцов Б.И. Лоскутов Иван Кузьмич (1900-1982) // Улицы помнят их имена : Биографические очерки о людях, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода / Б.И. Рубцов. - Н.Новгород, 2010. - с. 31-32
3 А душа звала на завод… Лукина Н. А душа звала на завод… : [о И.К. Лоскутове, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 2005. – 6 июля. – С. 2
4 Военный директор ГАЗа Суворова В. Военный директор ГАЗа // Автозаводец. – 2003. – 8 июля. – С. 2
5 Дорогой нам человек Дорогой нам человек // Автозаводец. – 2000. – 7 июля. – С. 2
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
7 Трижды народный Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13
8 Ценность для истории Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1.
9 Столетие легендарного директора Колесникова Н. Столетие легендарного директора : [о директоре ГАЗа И.И. Киселеве] // Автозаводец. – 2017. – 23 сент. (№ 108). – С. 7
10 Память в мраморе и сердцах Гусев А. Память в мраморе и сердцах : [об открытии памятника «народному» директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 12 авг. – С. 2.

Страницы