Время покажет
Это еще цветочки!
— Ничего себе роза! Можно принести на свидание к девушке-тяжелоатлету! — студентка Волжского государственного университета Юля Смирнова, смеясь, просит подружку сфотографировать ее с искусно выкованным цветком.
Думаю, такой презент оценят не только поклонницы силовых видов спорта — любой девушке понравится, железно. С помощью работ Сергея Краснова и Романа Бормотова можно и симпатию выразить, и от хулиганов защититься. В общем, «розы из железа Светке Соколовой» — подарок универсальный. А до чего они красивы металл кажется беззащитным, нежно атласным, готовым доверчиво раскрыться от прикосновения.
Рядом находится то, во что железные букеты можно поставить — с «территорией» ковки граничит царство керамики. Здесь тоже немало оригинального. Конечно, мастеря очередную тарелку или кувшин, можно быть уверенным: кухонная утварь найдет покупателя, а в крайнем случае пригодится самому. Но если искусство почует на своих шейных позвонках подошву прагматизма, очень скоро получится, как в мультике про Масяню — помните, где она шла по городу, показывала на кучки мусора и комментировала: «Вот тут у нас немного культуры, там культура и здесь еще культура валяется». К счастью, многие молодые художники не желают загонять свою фантазию в коммерческие рамки. И создают из глины не только нечто утилитарное, но и ушастых такс, серьезных зайчат и прочие милые вещицы.
— Ну, вот тут ваза стоит, — скромно представляет свою работу Настя Сизова, студентка института дизайна Волжского государственного инженерно-педагогического университета.
— Керамика у нас — обязательная учебная дисциплина. И одна из моих любимых. Она помогает мне выражать мысли, настроение... Я не только вазы делаю — еще подсвечники, игрушки. А однажды смастерила лошадь — пазл! Керамическую лошадку-качалку, которую можно разбирать и собирать.
...Наверное, отказав этим вещам в утилитарности, я погорячилась. Практическое назначение у них все же есть. Как говорил герой одной из моих любимых книг — «они уют вырабатывают»
Чай с лимонкой
Не хочу никого обидеть, но «центр тяжести» этой экспозиции — несомненно, живопись. Именно она наиболее ярко демонстрирует отличие современного искусства от традиционного. Непривычный колорит, оригинальная композиция, странные образы типа птицы со щекастой мальчишечьей головой — это вам не классика с ее строгими канонами. Но ведь если все станут рисовать пейзажи а-ля «Утро в сосновом бору», посещение выставок можно будет прописывать в качестве снотворного...
— Все новое — это хорошо забытое старое, убежденно произносит куратор выставки художник А. И. Куликовский. — На первый взгляд современное искусство кажется необычным, шокирующим. Но, присмотревшись, понимаешь: что-то похожее ты уже видел. Например, подходишь к этой картине Константина Пьянова, и в голове сразу «щелкает»: Модильяни... Хотя стиль — это не главное. Важнее, чтобы форма соответствовала содержанию и вместе они раскрывали тему, о которую изображен чайник, а рядом граната. Чай с лимонкой... И сюжет сильный — воспоминание о войне, и воплощение нетривиальное. Да, ребята порой чересчур увлекаются примитивизмом, не всегда выдерживают работу в едином ключе, могут дать картине необоснованное название. Например, «Лиса в лесу» Андрея Егорова — лиса есть, а леса нет. Просто порезвился человек, поиграл с вами. Но в целом мне выставка нравится — свежо, эмоционально, позитивно.
Михаил Дуцев, представляющий на выставке серию пейзажей, с удовольствием рассматривает работы «братьев по кисти».
— Интересная экспозиция получилась — яркая и цельная, — констатирует он — как правило, для вернисажей выбираются самые «свежие» картины. Вот и я этой логике последовал. Может быть, эти мои пейзажи не слишком веселые. Зато они камерные, вдумчивые, лиричные.
Вернисаж на мельнице
Чехов, Дибров и поэт с железной шевелюрой — дело рук Павла Плохова, известного нижегородского художника и руководителя арт-корпорации «Кладовка». В экспозицию вошли работы еще нескольких ее участников. Лубочно-яркие, но при этом исполненные самоиронии и дающие для размышлений, они пользуются на выставке особой популярностью.
— Арт-корпорация «Кладовка» появилась в Нижнем два годе назад, — рассказывает Павел. — Директор нижегородского краеведческого музея Вениамин Архангельский предложил нам купить помещение под мастерскую. Посмотрев на здание и двор, бедные художники посмотрели к себе в карманы и обнаружили некую сумму денег, — улыбается он. — Так у нас появилась мастерская, которую мы стали превращать в некий культурный центр. Вывезли оттуда два КамАЗа мусора и КамАЗ бомжей. Вернули дому и двору первозданный вид: восстановили арочные потолки, старинную кладку. Воспроизвели типичный интерьер XIX века, поставили «винтажную» мебель. Даже «икеевские» стеллажи у нас состарены! Во дворе разбили сад, даже крапиву пришлось сажать, потому что земля плохая, само не росло ничего... И теперь в «Кладовке» ежемесячно проводятся различные арт-мероприятия: выставки, спектакли, фестивали литераторов, дизайнеров и так далее.
«Кладовка» — галерея мобильная, причем география у арт-объектов обширная, от столицы до затерянных в лесах деррвенек.
— Не так давно мы делали Нерфоманс в деревне Простоквашино Тонкинского района, — вспоминает Павел. — Он задумывался как продолжение известного мультфильма. Например, в нем обещали вручить медаль бобру, спасшему Шарика. Я нырял в местный пруд с сетью, искал бобра. А потом мы занимались фотоохотой и демонстрировали снимки на заброшенной мельнице. За день там около ста человек побывало — с учетом того, что в самом Простоквашине не более двадцати душ наберется... участники нашей акции «Лавка мира» расписали 37 лавок, почти половину из них потом забрали в Третьяковскую галерею. Словом, мы за паблик-арт, то есть публичное искусство. Очередной «выход в народ» — это участие в выставке «Шагни за горизонт». Здесь представлены художники, которые давно сотрудничают с «Кладовкой»: Андрей Егоров, Петр Засухин, Антон Лебедев. Ну и мои скульптуры. Я выбрал те, которые больше всего люблю. Они брутальные такие, с сильной идеей.
Вот такая нестыковка: там, где один распознает агрессию, другой видит содержательность и энергетику. Наверное, современное искусство тем и хорошо, что не приемлет устоявшихся, закованных в учебники и обросших стереотипами взглядов. Оно встряхивает и удивляет, заставляет спорить и размышлять. Хотите в этом убедиться? Приходите в Автозаводский выставочный зал. Экспозиция современного искусства, действующая в рамках фестиваля «Шагни за горизонт» на проспект Кирова, д.6.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Небо над Соцгородом | Честнова И. Небо над Соцгородом : [об открытии выставки «Свой район» в выставочном зале ЦДПИ] // Автозаводец. – 2020. – 9 янв. (№ 2). – С. 19. |
2 | Живопись и самоирония | Честнова И. Живопись и самоирония : [о выставке Липы Грузмана в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2018. – 29 мая (№ 57). – С. 3. |
3 | Визит нижегородского Пиросмани | Штурмина Л. Визит нижегородского Пиросмани : [об открытии выставки работ художника Липы Грузмана в ЦДПИ] // День города. Нижний Новгород. – 2018. – 23-29 мая (№ 42). – С. 11 |
4 | Арт-мир Андрея Сафонова | Гусев А. Арт-мир Андрея Сафонова : [о выставке А. Сафонова в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2017. – 29 июля. – С. 7 |
5 | Тепло души — в полотнах мастеров | Кулькова И. Тепло души — в полотнах мастеров : [о выставке «Мы творчеством славим любимый район» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 7. |
6 | Путешествие в сказку | Кей Н. Путешествие в сказку : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 5 августа (№30). – С. 34 |
7 | Большое кукольное путешествие | Большое кукольное путешествие : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 18 июля (№ 79). – С. 8 |
8 | Словно брызги радуги | Калюлина Г. Словно брызги радуги : [о мастер-классе В. Смирновой по созданию батика в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 2 июля (№ 72). – С. 6 |
9 | Путешествие в цветные сны | Кей Н. Путешествие в цветные сны : [о выставке В. Смирновой в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 17 июня (№23). – С. 34-35 |
10 | Победа добра | Калюлина Г. Победа добра : [об открытии выставки «Вечно славная Победа!» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 10 |