«…Мозаичный, ни во что единое не складывающийся дед»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Липгарт, А. «…Мозаичный, ни во что единое не складывающийся дед» : [воспоминания внука о А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2008. – 4 июня. – С. 3

Дата

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора автомобильной техники, непререкаемого авторитета в области проектирования отечественных автомобилей, пятикратного лауреата Сталинской премии, главного конструктора ГАЗа в 1933-1951 гг. Андрея Александровича ЛИПГАРТА.

 

В жизни можно встретить немало людей, природой наделенных значительной энергией, с поразительным упорством идущих к достижению того, что намечено, какие бы сложные задачи перед ними ни стояли. Эта цельность характера сама по себе не такая уж редкость и (при отсутствии некоторых других качеств) не такая уж большая ценность.

Действительно, редким и ценным является сочетание целеустремленности с чистотой помыслов, душевной щедростью, личной скромностью и человеческой высотой, способностью чувствовать чужую боль и поддерживать тех, кто в этом нуждается. Такие люди встречаются не каждый день, и все те, кому посчастливилось соприкоснуться с ними, кто был когда-то согрет их теплом, кому в тяжелую минуту случилось принять от них помощь, долго хранят благодарную память. Такую живую, светлую и добрую память оставил о себе мой дед Андрей Александрович Липгарт.

Не всякий человек, имеющий конструкторское образование, был способен создать автомобили "Победа", ГАЗ-51 или ГАЗ-69. Не всякий человек, обладающий организаторским талантом, мог быть главным конструктором одного из крупнейших автозаводов страны в течение 18 лет, когда доносы, тюрьмы, ссылки и расстрелы были кошмарной повседневностью: 4 из этих 18 пришлись на войну. Не о всяком человеке можно сказать, что он является главой целой конструкторской школы, что люди, работавшие под его началом и многому у него научившиеся, впоследствии (в разное время и на разный срок) стали главными конструкторами практически всех крупных отечественных автомобильных заводов. Не всякий беспартийный непролетарского происхождения, да еще и с немецкой фамилией, смог бы стать в то время лауреатом 5 Сталинских премий, кавалером трех орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени. Не всякому присуждают ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации — по совокупности научных (конструкторских) работ.

Уже этот, надо сказать, краткий перечень достижений дает определенное представление о человеке, но в памяти родных и близких Андрей Александрович Липгарт продолжает жить не только как создатель «Победы», главный конструктор ГАЗа, создавший конструкторскую школу, и совсем не как лауреат и доктор наук, профессор, а как удивительно чуткий, добрый и сильный человек.

Случилось так, что с юных лет ему постоянно приходилось о ком-то заботиться. Старший сын в многодетной семье, после развода родителей он стал помогать матери Адели Армандовне Пельтцер в воспитании младших братьев и сестер. В 28 женился на Анне Панкратьевне Милославиной, с которой прожил 47 лет и которая родила ему четверых детей. Имея такую немаленькую собственную семью, немногие решились бы оказывать существенную материальную помощь семьям сестер и брата, родственникам жены, а тем более второй семье отца. Для Андрея Александровича же это было естественно — он просто не мог иначе.

Подобных поступков — собирать на лето в Горьком многочисленных племянников (вместе с собственными детьми — до 20 человек), в военные годы посылать продукты в голодную Москву — в жизни Андрея Александровича было достаточно. Правда, это может показаться не слишком значительным: почему бы и не поблаготворительствовать, если средства позволяют? Средства, конечно, были, иначе семья просто не выжила бы в войну, но распределялись они на столько человек, что собственные дети Андрея Александровича и Анны Панкратьевны росли в обстановке исключительной скромности. Что же касается поступков, то Андрей Александрович был способен и на большее.

Люди, имеющие представление о том, что такое сталинские репрессии, смогут по достоинству оценить следующий факт. Когда вскоре после окончания войны Андрей Александрович узнал, что в Караганде живет его троюродная племянница Аля, в 1941 году высланная туда из Москвы и потерявшая всех близких родственников, и что девушка не может получить там образование, он проявил редкое мужество. Принял Алю в свою семью, его не смутило то, что он никогда не видел ее до этого и что она была дочерью расстрелянного "врага народа". Здесь речь шла уже не просто о материальных затратах, а об огромном риске, когда под угрозой оказывалась личная безопасность самого Андрея Александровича и его близких. Едва ли такое решение далось ему легко, но он, посоветовавшись с женой, сделал все, чтобы Аля переехала в Горький.

В жизни деда были не только семейные радости, конструкторские успехи и Сталинские премии. Только очень сильный человек смог бы пережить начавшуюся в 1951 году травлю, когда его вначале понизили в должности, а затем перевели в Миасс простым инженером с перспективой в любой момент проследовать в места, не столь отдаленные. К счастью, все это продолжалось недолго, Андрей Александрович не стал мизантропом и не сошел с ума. Сразу же после смерти Сталина его вернули с Урала, но уже не на родной Горьковский автозавод, а в Москву, где он стал заместителем директора научно-исследовательского института (НАМИ) и по совместительству заведующим кафедрой колесных машин в МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Жизнь, казалось бы, налаживалась, вернулось материальное благополучие, исчезло ощущение постоянной угрозы, с которым приходилось жить в сталинское время. Однако одновременно из жизни ушло что-то чрезвычайно важное, во многом составлявшее суть и смысл бытия, — любимая работа. И здесь не могли помочь должности, деньги, награды, потому что в возрасте 55 лет, в расцвете творческих сил Андрей Александрович навсегда лишился возможности заниматься делом, которому был бесконечно предан, — создавать автомобили. Ни в НАМИ, ни в МВТУ он всерьез делать это не мог.

Несмотря ни на что, он остался самим собой. Немногословным (в старости — очень немногословным), чутким и щедрым человеком. Его творческая энергия, по крайней мере, частично, нашла применение, и довольно неожиданное. Цветами он увлекся давно, еще в Горьком, теперь же сделался страстным садоводом. Необыкновенная сирень, нарциссы, тюльпаны, розы, пионы и, конечно же, гладиолусы — цветы он выращивал также вдохновенно, как вдохновенно затем раздаривал их. Таким он запомнился нам, внукам, — дедушка с лейкой на даче в Болшево, молчаливый дед Андрей, зычным криком «Молодцы!» мобилизующий нас на прополку бесчисленных грядок и при этом не терпящий возражений. Спастись от прополки было нельзя, можно было лишь отдалить ее с помощью тихого саботажа, но в итоге рано или поздно мы все равно оказывались на грядке — ослушаться деда было немыслимо.

Только в день похорон мы по-настоящему поняли, кем был наш вечно углубленный в себя дедушка Андрей Александрович Липгарт. Квартира была завалена телеграммами с выражениями соболезнования, а проститься с ним на панихиду пришли сотни людей. И уже потом, слушая рассказы старших, мы стали ближе узнавать его, и тогда к безусловному уважению и некоторому трепету прибавилось... неизбежно горькое ощущение. Мы же не понимали его при жизни, мы же недодали ему любви и тепла, которые так нужны каждому, каким бы добрым, умным и сильным он ни был! И пусть эти запоздалые слова любви не могут быть услышаны тем, кому предназначены, они все равно должны прозвучать. В благодарную память об Андрее Александровиче Липгарте.

Сталинские премии в количестве пяти,

Четверо детей, пять внуков и две внучки.

Жизнь на даче. Даже сосны норовят цвести,

И пожухлая листва сама ложится в кучки.

Взгляд досадливо суровый, ежики бровей,

Лоб высокий в память о родне остзейской.

В душегрейке, с вечной лейкой дед Андрей.

Доктор и профессор, житель сельский.

Ближних и далеких от голода спасал,

В дом просторный собирал мала меньше,

Только душу никому не открывал,

Вроде бы и близкий, а все-таки нездешний.

Врассыпную от него трясогузок стаечка,

Одуванчики жалеют, что родились на свет.

Так вот и живет в памяти — мозаичный,

Ни во что единое не складывающийся дед.

Андрей Александрович ЛИПГАРТ, профессор МГУ, доктор филологических наук.

• Фото Н.Добровольского и из архива музея истории «ГАЗ».

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Таким он человеком был… Честнова И. Таким он человеком был… : [к 120-летию со дня рождения знаменитого конструктора А.А. Липгарта] // Автозаводец. – 2018. – 19 июня (№ 65). – С. 3
2 «Победа» Липгарта Колесникова Н. «Победа» Липгарта : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2018. – 5 июня (№ 60). – С. 3
3 Человек-легенда Человек-легенда : [о конструкторе ГАЗ А.А. Липгарте] // Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С.2
4 Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде Сминова Л. Внук Андрея Липгарта снимает фильм о деде : [беседа с внуком знаменитого конструктора ГАЗа И.С. Липгартом] //Автозаводец. – 2014. – 18 окт. (№ 119). – С. 2
5 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 4. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 18-24 сент. (№ 74). – С. 18. – Окончание. Нач. 2013 в № 65, 68, 72
6 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 3. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 11-17 сент. (№ 72). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65, 68
7 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 2. Сергеева М. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 28 авг.-3 сент. (№ 68). – С. 18. – Продолж. следует. Нач. 2013 в № 65
8 Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе. Часть 1. Сидорова К. Самый яркий конструктор отечественных авто почти 20 лет работал на ГАЗе : [о А.А. Липгарте] // День города. – 2013. – 21-27 авг. (№ 65). – С. 18. – Продолжение следует
9 Поражение наших «побед» Орлов Д. Поражение наших «побед» [Электронный ресурс] : [о А.А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа]. – 2013. – 4 апр. – Режим доступа: http://snob.ru/selected/entry/59160 (Дата обращения: 12.03.2015).
10 Автомобилист до мозга костей Гордин А. Автомобилист до мозга костей : [об А. Липгарте, гл. конструкторе ГАЗа] // Автозавод-ONLINE. – 2012. – 23 марта-6 апр. (№ 39). – С. 4

Страницы