Мэтры испытательных полигонов

Важное объявление

Дорогие читатели!

6 декабря в Центральной детской библиотеке им. О. Кошевого проходит замена окон. С 13:30 до 18:00 библиотека закрыта. Если очень СРОЧНО необходима книга звоните до 18-00 по телефону 295-00-96 и мы попробуем вам помочь.

Шерстинский В. Мэтры испытательных полигонов : [об инженерах-испытателях ГАЗа В.Г. Разуваеве и К.Г. Сироте] // Автозаводец. – 2018. – 13 февр. (№ 16). – С. 3.

Неисчерпаемая история конструкторского подразделения ГАЗа, насчитывающая без малого 90 лет, богата специалистами экстра-класса. Двух из них в середине февраля объединяют круглые даты со дня рождения.

Испытатель-универсал

В насыщенной биографии Виктора Григорьевича Разуваева переплелись ратные подвиги и трудовые победы, успехи в сельском хозяйстве и профессиональные достижения в лабораториях и на испытательных полигонах.

Родившись 13 февраля 1923 года, он по окончании школы вступил в ряды Красной армии, воевал на фронтах, был тяжело ранен, награжден боевыми орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Демобилизовавшись в 1947-м, Виктор Разуваев устроился на Горьковский автозавод водителем-испытателем, в лабораторию автомобилей высокой проходимости конструкторского подразделения. Трудовую деятельность начал с опытных образцов ГАЗ-011, ГАЗ-46, ГАЗ-69. В 1952-м, после окончания вечернего отделения Горьковского политехнического института, его назначили начальником участка сборки экспериментального цеха. Однако, неплохо зарекомендовав себя на этом руководящем посту, Виктор Григорьевич вскоре отдал предпочтение более экстремальной работе: он перешел в лабораторию грузовых автомобилей КЭО и стал активным участником дорожных тест-драйвов ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53.

В 1953 году в соответствии с постановлением сентябрьского пленума ЦК КПСС Виктора Григорьевича от завода направили для укрепления сельского хозяйства главным инженером Ужовской машинно-тракторной станции Горьковской области. Лидерские качества и профессиональные навыки позволили Виктору Разуваеву достойно проявить себя и на колхозных полях. За высокие урожаи он был награжден большой серебряной и бронзовой медалями Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В 1957 году Виктор Григорьевич вернулся на Горьковский автозавод. Его назначили ведущим инженером-испытателем по грузовым автомобилям. Руководство отправило В. Г. Разуваева в длительную командировку в Румынию и Болгарию для передачи опыта и обучения местных специалистов эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей марки «ГАЗ».

Поступательно поднимаясь по карьерной лестнице, он в короткие сроки вырос до заместителя начальника цеха испытаний и заместителя главного конструктора доводки и испытаний автомобилей по технической части.

В 1973-м ему довелось освоить еще один фронт работ. Как умелого и опытного организатора руководство назначило его командиром сводного отряда гражданской обороны ГАЗа. Подразделение в составе 800 человек выполняло специальные задания по борьбе с торфяными и лесными пожарами в области, демонтажу оборудования и фундамента главного конвейера в связи с перестройкой и реконструкцией на предприятии. За эту деятельность Виктор Григорьевич был награжден почетным знаком «Отличник гражданской обороны СССР».

В течение многих лет, начиная с 1970-го, он принимал участие в модернизации технической базы КЭО-УКЭР. В те времена отечественная промышленность практически не производила современного оборудования для доводки и испытаний автомобилей. Все приходилось проектировать и осваивать собственными силами, в итоге на ГАЗе были запущены: климатический комплекс с температурой окружающей среды от минус 60 до плюс 50 градусов; стенд с беговыми барабанами и имитацией нагрузки на ведущие мосты автомобиля; боксы по диагностике тормозов, систем питания и охлаждения двигателей; лаборатория по доводке рам, кабин и кузовов. Все это резко сократило сроки испытания опытных образцов и обеспечило большой экономический эффект.

За плодотворную работу Виктор Григорьевич был награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда СССР», золотой и бронзовой медалями ВДНХ, почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной промышленности СССР», «Победитель соцсоревнования», ему присвоено звание «Заслуженный автозаводец».

Виктор Григорьевич Разуваев ушел из жизни в 2004 году, оставив яркий след в истории ГАЗа.

У истоков ГАЗ-66

Константин Григорьевич Сирота из того поколения, которому еще в подростковом возрасте выпало вступить во взрослую жизнь. Родившись 13 февраля 1928 года, свою первую медаль он получил за доблестный труд на заводе «Красное Сормово» в лихолетье Великой Отечественной. Окончив среднюю школу уже после войны, Константин Сирота поступил в Горьковский индустриальный институт, на механический факультет по специальности «Гусеничные машины». В 1952-м получил распределение на «Красное Сормово» начальником участка. Через год, как и Виктора Григорьевича Разуваева, его направили в область для усиления сельского хозяйства, он стал главным инженером одной из МТС.

А в 1955-м Константин Григорьевич пришел на Горьковский автозавод и стал инженером-испытателем в лаборатории грузовых автомобилей. Через его натруженные руки прошли ГАЗ-63, ГАЗ-62, ГАЗ-66 и их модификации, ГАЗ-34, ГАЗ-3301, ГАЗ-44, ГАЗ-3308 «Садко».

Кульминацией карьерного роста Константина Григорьевича была должность руководителя конструкторской группы, ведущего инженера-испытателя ГАЗ-66. Создание полноприводного грузовика оказалось революционным этапом в развитии отечественных конструкций машин данного класса. Технические решения, принятые на ГАЗ-66, обеспечили ему устойчивое преимущество по показателям проходимости и динамики, благодаря чему легендарный ныне автомобиль нашел широкое применение как в армии, так и народном хозяйстве страны. В 1969-м ГАЗ-66 первым в отрасли был удостоен Знака качества. И в этом большая заслуга Константина Сироты.

Как многоопытный специалист он выезжал в зарубежные командировки в Алжир, Египет, Сирию, Ирак, Иран для проведения сравнительных испытаний с импортными аналогами и подготовки специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей марки «ГАЗ». Исколесил всю страну, тестируя опытные модели. Участвовал в показах образцов новой техники членам правительства СССР и Президиума ЦК КПСС.

Помимо этого Константин Григорьевич внес большой вклад в восстановление грузовых автомобилей — ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-67 — для экспозиции Музея истории ГАЗа. В 1960-е, имея спортивный разряд, он был призером многих соревнований по кроссу грузовых автомобилей. В первой половине 1990-х, перед выходом на заслуженный отдых, работал наставником молодых водителей и инженеров.

Он воспитал достойную плеяду преемников в лице Георгия Иосифовича Матиашвили, Валентина Викторовича Гулина, Анатолия Юрьевича Куратова и других.

За самоотверженную и плодотворную деятельность К. Г. Сирота награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда СССР», золотой медалью ВДНХ, почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР» и «Победитель соцсоревнования».

Жизнь Константина Григорьевича Сироты оборвалась в 1998 году. Но дело его продолжается в учениках, которым он передал свой опыт, знания и умения.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец,
ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Достойные уважения Шерстинский В. Достойные уважения : [о конструкторах ГАЗ А.Д. Просвирнине и А.Н. Водопьянове] // Автозаводец. – 2019. – 12 сент. (№37). – С. 16.
2 Две судьбы Шерстинский В. Две судьбы : [о конструкторах ГАЗ И. Пархиловском и Ладислао Эспеса Дуарте] // Автозаводец. – 2019. – 5 сент. (№ 36). – С. 17. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
3 Биограф конструкторской школы Гусев А. Биограф конструкторской школы : [о конструкторе ГАЗ и краеведе В. Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2019. – 22 авг. (№ 34). – С. 12. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
4 Испытания временем Шерстинский В. Испытания временем : [о конструкторах ГАЗа Н. Пененкове и А. Тарасове] // Автозаводец. – 2019. – 22 авг. (№ 34). – С. 12. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
5 Приверженец стандартов Шерстинский В. Приверженец стандартов : [о начальнике КБ стандартизации и нормоконтроля ГАЗ Ф.И. Ондрикове] // Автозаводец. – 2019. – 15 авг. (№ 33). – С. 6.
6 Он был первым Шерстинский В. Он был первым : [о конструкторе ГАЗа В.Я. Флюкове] // Автозаводец. – 2019. – 1 авг. (№ 31). – С. 14.
7 Скоростной режим Шерстинский В. Скоростной режим : [о конструкторе ГАЗа Ю. Зайцеве] // Автозаводец. – 2019. – 13 июня (№24). – С. 4. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
8 Яркие вехи Шерстинский В. Яркие вехи : [о конструкторе ГАЗ Г.И. Зяблове] // Автозаводец. – 2019. – 6 июня (№ 23). – С. 14. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).
9 Автомобили в объективе Шерстинский В. Автомобили в объективе : [о В.Ф. Обжорине – руководителе фотолабораторией КЭО-УКЭР ГАЗ] // Автозаводец. – 2019. – 23 мая (№ 21). – С. 15
10 Возраст мудрости Шерстинский В. Возраст мудрости : [о конструкторах ГАЗа Б.М. Борисове и Ф.Е. Кагальницком] // Автозаводец. – 2019. – 18 апр. (№ 16). – С. 14.

Страницы