80 лет юности

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук, С. 80 лет юности : [30 октября – юбилей НАМТа] // Автозаводец. – 2009. – 28 окт. (№ 162). – С. 2

...Все начиналось 80 лет назад, и не в Автозаводском районе вовсе. Тогда, осенью 1929 года, даже района нашего не было. И автомобильного завода, для работы на котором предстояло обучать студентов, не было. А техникум уже был. На углу улиц Ульянова и Пискунова открылся Нижегородский механо-автотранспортный техникум, сокращенно — МАСТ, который в дальнейшем преобразовался в Нижегородский автотехникум, а еще позднее — в Горьковский автомеханический техникум. Сейчас ему уже 80 лет. Он располагается через дорогу от заводских проходных, носит название Нижегородский автомеханический техникум и известен далеко за пределами Автозаводского района.

Работодатель принимает подготовленных

...Это одна из многолетних традиций техникума — педагоги автомеханического не «читают курсы». Они учат своих подопечных учиться, думать, анализировать, а порой и просто «влюбляют» в свой предмет.

— Задача преподавателя — увлечь подростка новыми знаниями, найти мотив, который подтолкнет 15- 18- летнего к учебе, — произносит директор НАМТа С.Н.Штанов, — да, в институте можно «начитать часы», не утруждаясь даже тем, чтобы запомнить студентов в лицо. Здесь, в техникуме, мы не только учим — мы растим ребят. Растим цельными личностями. И дается это очень непросто. Сухомлинскому принадлежит фраза: «Если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического».

Одним из наших главных достижений я считаю неизменно высокий уровень подготовки студентов. Об этом свидетельствует тот факт, что выпускники НАМТа вопреки всем экономическим бурям по- прежнему пользуются высоким спросом у работодателей. Это, пожалуй, самая объективная оценка деятельности техникума в целом. Нередко и сами выпускники, поступившие в вузы после окончания автомеханического, приходят к своим преподавателям — благодарить. Говорят, что после НАМТа учиться в вузе легко, а большинство наших бывших студентов при подготовке к экзаменам используют конспекты, написанные в техникуме.

Это заслуга всех преподавателей автомеханического. Ведь не случайно 2/3 из них имеют высшую и первую категории.

К слову, в 2010 году в НАМТе планируется открыть две новые специальности — «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики». Здесь никогда не пользуются выражением: «Наши прошлые заслуги позволяют нам...». Здесь всегда думают только о будущем.

Лирическое отступление

Выбор «поступать в техникум или идти учиться в 10-й класс» перед школьными отличниками не стоит. Эти ребята с широкой улыбкой и твердостью во взоре шагают по дороге «школа — ЕГЭ — вуз». Те, кто после 9-го класса говорит школе «до свидания», чаще всего имеют к ней определенные претензии. Обоснованные или нет — в данном случае неважно. Учеба не была для них безоблачной — вот что важно. А автомеханический не просто дает возможность начать все с чистого листа — он всячески подталкивает студента: развивайся, расти! Вот у нас интеллектуальные соревнования есть! А вот КВН! И спорт! И праздники надо организовывать! Первокурсник, слегка опешив от такого обилия возможностей, по старой привычке прячется в раковину «Это не мое дело!» А его теребят: «Пошли за наших болеть!», «Ухты, как поёшь хорошо!», «Слушай, да тебе на олимпиаду нужно!» И он болеет за своих, размахивая флагом НАМТа, и видит, как все — от первого до четвертого курса — болеют за него и тоже размахивают флагом, и тоже кричат, срывая голос: «НАМТ, вперед, победа ждёт!» И говорят, что он гордость техникума, и зовут на следующую олимпиаду.

А оканчивая НАМТ, он собирает в папку вырезки из газеты «Автозаводец» — там статьи, в которых упоминается его фамилия, и интервью с ним, потому что его уже знают почти все в районе и многие — в городе. Он широко улыбается, бросая взгляд на дорогу, которая ведет его в будущее. Ему не нужно, чтобы эта дорога вела к успеху. Успех — уже внутри него самого. Успех, который на всю жизнь поселил в нем автомеханический техникум.

«Фамильная» ценность

И. М. Рыпин, заместитель директора НАМТа, заслуженный учитель Российской Федерации, юбилей на этой неделе отметит дважды. Сначала поздравит с 80-летием техникум, а 4 ноября будет принимать поздравления сам — Иосифу Михайловичу исполнится 60 лет.

В каждой профессии есть люди, которых не нужно представлять по должности или присовокуплять для значимости к их имени-отчеству список заслуг. Достаточно просто назвать фамилию — Рыпин. И все (подчеркиваю!) педагоги, работающие в системе профтехобразования, воскликнут: «А, Иосиф Михайлович!» Фраза «Позвони Рыпину, он знает» эквивалентна совету «Загляни в энциклопедию». Звонят, спрашивают, получают ответы, благодарят. И снова звонят.

— Вы уж не обессудьте, но я буду называть фамилии наших педагогов, — Иосиф Михайлович выкладывает перед собой несколько листов бумаги.

— Много? — с тоской интересуюсь я (целый абзац, заполненный фамилиями, вызывает у читателя только одно желание — отложить газету подальше).

— Много, — спокойно, но настойчиво произносит И. М. Рыпин, — в НАМТе работают десятки высококлассных педагогов. Три заслуженных учителя РФ (помимо Иосифа Михайловича эти звания имеют преподаватель истории В. В. Запевалов и заместитель директора Г. И. Калинина. — С. С.), 12 почетных работников среднего профессионального образования, большинство педагогов — высшей и первой квалификационных категорий. Мы готовим техников по шести специальностям, в 2008 году успешно прошли лицензирование и аккредитацию. Вообще для того, чтобы подготовить хорошего преподавателя, нужно минимум 5 лет.

— То есть педагогика — не та сфера деятельности, где уже на первых порах можешь сказать: «Да, это мое!»

— Совершенно верно. Поверьте моему опыту — я работаю в НАМТе с 1977 года.

— Иосиф Михайлович, вы сами когда почувствовали, что педагогика — это ваше призвание?

— Наверное, на третьем году работы, В тот момент я понял: из техникума никуда не уйду. Здесь нужно каждый день работать над собой, молодежь не дает застояться. Помню, в начале 80-х годов мы ежегодно проводили полноценные турслеты — дня на 2-3, с палатками. Я был классным руководителем, ездил со своей группой, и группа показала себя с особой стороны. Я за месяцы учебных занятий не узнал своих ребят так хорошо, как на турслете. Да, в 80-е была возможность много ездить. Мы побывали со студентами в Ульяновске, в Миассе — ребята проходили производственную практику на заводах автопрома. Надо сказать, что идея такой практики весьма эффективна — жаль, сейчас ее реализация обошлась бы слишком дорого.

— Но выпускники НАМТа по-прежнему остаются конкурентоспособными специалистами. «Окончил автомеханический» — это повод для того, чтобы считать себя грамотным (пусть пока еще и не обладающим опытом) специалистом.

— В этом заслуга наших высококлассных преподавателей: Николая Степановича Балашова, человека творческого, эрудированного, Елены Павловны Романовой, Тамары Ивановны Кабалиной. Не могу не отметить преподавателя спецдисциплин, заслуженного автозаводца, почетного работника СПО Григория Даниловича Баландина — ему уже 80 лет, а он работает, и весьма успешно. Студенты его очень уважают, за глаза называют «наш дед».

— По-моему, звучит нисколько не обидно.

— Нисколько, — улыбается Иосиф Михайлович.

Он называет еще очень многих педагогов — увы, мы действительно не можем перечислить в газете всех. Но вы-то, уважаемые читатели-выпускники НАМТа, вы-то ведь помните своих преподавателей? Тех, кто ставил вам «двойки», а потом сам же и утешал: «Не переживай, мы с тобой все исправим!» Тех, кто занимался с вами после уроков — бесплатно, просто для того, чтобы вы поняли сложную тему. Тех, к кому вы приходили со своими бедами и радостями... Зайдите в НАМТ, поздравьте их с юбилеем техникума.

Детско-родительские дипломы

Светлана Анатольевна Кот решила сделать это за несколько дней до юбилея. Она сама окончила автомеханический в 1988 году, сейчас здесь учится ее сын, Сергей Кот.

— Сережа с детства увлекается машинами, поэтому, когда встал вопрос, куда пойти учиться, мы даже не раздумывали — только в НАМТ, — говорит она. — Да, мне хотелось отправить сына за знаниями туда, где училась сама. Мы ведь до сих пор встречаемся с девчонками из группы. И, знаете, одинаково ярко вспоминаются и всякие дискотеки-турпоходы (что понятно), и занятия. Нас очень серьезно готовили — но при этом никогда не было панического ужаса перед знаниями: «Ой, ничего не понимаю!» А сын... да мальчишкам вообще, мне кажется, после 9-го класса лучше уходить в техникум. Они тут взрослеют быстрее, умнеют. В школе у Сережи очень сложно математика шла. А здесь он начал заниматься у Светланы Львовны Семаевой — я смотрю: да все получается у моего Сережки! И он удивленно так говорит: «Мам, а ведь все понятно!» Мне за сына спокойно. Окончит техникум, отслужит в армии, пойдет работать и учиться в вуз.

В это время в кабинет, где мы беседуем со Светланой Анатольевной, заглядывает ее сын Сережа с однокурсником Игорем Бычковым.

— Ребята, как впечатления о техникуме? — спрашиваю у парней.

— Когда сюда поступали, думали, что будет интересно, — произносит Игорь, — и было интересно. Думали, что много о машинах узнаем, и узнали.

— Здесь к нам относятся, как к взрослым, — говорит Сергей, — мне такой стиль нравится больше, чем школьное «учитель — ученик». Здесь, знаете, что хорошо? Когда нам рассказывают новый материал, сразу объясняют, как и где его можно применить в жизни. Мы вот сейчас на практике в объединенном инженерном центре — каждый день оказываются полезными знания из НАМТа.

— А еще бережливое производство, — добавляет Игорь, — я его дома применяю.

— Что же ты дома производишь-то? — смеюсь я.

— Бережливое производство — это возможность рационально организовать пространство вокруг себя, — объясняет Игорь, — в общем, теперь у меня нет бардака на рабочем столе. Все, что требуется редко, нужно убирать подальше, а то, чем пользуешься постоянно, класть на видное место. Порядок нужен!

— Я вообще сейчас уже по дому хожу, смотрю, что можно изменить по принципам бережливого производства, — говорит Сергей. — Родители радуются: «Давай-давай, еще вот здесь наведи чистоту!»

Игорь не зря агитирует за порядок. После окончания НАМТа он собирается поступать в Академию МВД. Между прочим нынешний начальник УВД г. Н. Новгорода Д. Л. Якунин — тоже выпускник автомеханического. А В. В. Братанов, начальник ГУВД Нижегородской области, в далеком прошлом некоторое время работал в НАМТе. Так что решение Игоря хоть и немного неожиданное, но отнюдь не экстраординарное.

Бригадный ответ

Про Владимира Викторовича Запевалова, преподавателя истории, студенты говорят так: «Он вечный!» В. В. Запевалов проработал в НАМТе 46 лет. Запевалов не просто историк — он руководитель музея, позволяющий студентам преодолеть препятствие в полвека с лишним и прикоснуться рукой к настоящему патефону. Покрутить ручку швейной машинки, на которой в 30-е годы юные строительницы автогиганта шили себе платья («Выдать в качестве премии отрез на платье» звучало для девушек времен индустриализации так же, как для их правнучек: «В «Mere» началась распродажа!»). Умилиться громоздкости и архаичности первого телевизора.

— Эх, не работает сейчас патефон, мальчишки заводили и сломали, — переживает он. Мысль о том, чтобы на каждый экспонат повесить табличку «Руками не трогать» даже не приходит Владимиру Викторовичу в голову. Как же не трогать? Ведь история только тогда становится живой, когда к ней можно прикоснуться.

Стенд, рядом с которым студенты задерживаются очень надолго, посвящен Великой Отечественной войне. Владимир Викторович показывает каски немецких и советских солдат, дает подержать в руках фляжки (немецкие фляжки оказываются более удобными, а вот каски были лучше у наших — фашисты не стеснялись, добыв на поле боя русский трофей, носить советские «головные уборы»), рассказывает, как восстанавливали завод после бомбежек.

Сам техникум, кстати, во время войны не прекращал работать. Когда после авианалетов немцев в 1941 году здание техникума сгорело практически дотла, его директор поставил вопрос о том, чтобы закрыть учебное заведение до лучших времен. Оставшиеся студенты и преподаватели отказались категорически — и продолжили обучение.

Вообще история НАМТа — это частица истории нашей страны. Знаете ли вы, что в 1930 году директором техникума был П. Х. Корибов – он одновременно являлся и студентом (да-да) вечернего вечернего отделения этого же учебного заведения. А к экзаменам готовились бригадами. Держать ответ перед преподавателем выходил бригадир — какую оценку он получал, ту и ставили всем членам бригады.

Владимир Викторович говорит быстро, словно хочет за отведенные нам пару десятков минут рассказать как можно больше. Ну вот еще чуть-чуть про шубинские бригады. И еще немного — про комсомол. И про студентов, принесших НАМТу боевую славу.

Его и правда хочется слушать. С такими эмоциями, с такой страстью люди обычно говорят про себя, про то, что пережили сами. Для Запевалова техникум уже давно стал судьбой...

Так просто — измени мир к лучшему

Если вы спросите, зачем автомеханическому техникуму поэтическое объединение, я задам встречный вопрос: а зачем вам цветной телевизор? Смотрели бы черно-белое кино, все же и без цветовых нюансов понятно! Да, здесь помогают раскрыть в себе не только способности технолога. Преподаватель русского языка и литературы, организатор поэтического объединения М. В. Садовский учит подростков писать стихи

— Мы даем ребятам возможность видеть мир с разных сторон, — говорит он, — наша жизнь настолько многомерна, что, воспринимая ее только с позиции «физики» (или только с позиции
«лирики»), получаем неверную картину. Чем больше каналов восприятия будет задействовано, тем гармоничнее станет человек.

Признаюсь: пока я писала этот материал, несколько раз порывалась вставить хотя бы абзац про «маму всех студентов автомеханического», заместителя директора техникума Галину Ивановну Калинину. Она «вписывалась» в любую тему просто потому, что НАМТ без нее — не НАМТ. Она кормит детей ужинами, пока те до позднего вечера репетируют очередной КВН. Она болеет за них на каждом мероприятии, где участвуют «НАМТеныши». Она учит... нет, «учит» — неверное слово. Она распахивает перед ними двери в жизнь. Многогранную, яркую, искрящуюся всеми возможными цветами жизнь. И таким убогим после этой феерии красок кажется стандартное подростковое «технарь-дом-тусовки по подъездам»...

Во время нашей беседы с Г. И. Калининой она сказала:

— Нужно ставить перед собой цель менять мир. Это реально. Измени себя к лучшему, и тогда изменится мир. Совершенствуйся – ты увлечешь этим тех, кто тебя окружает.

НАМТ уже 80 лет меняется к лучшему.

Светлана СТОРОЖУК.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы