Евгений Владимирович Агитов (1896-1942)

Заместитель главного конструктора ГАЗа (1933—1941)

Конструктор первого спортивного гоночного автомобиля

Евгений Владимирович Агитов родился в 1896 году в мещанской семье. В годы первой мировой войны в возрасте 20 лет Евгений Владимирович Агитов был летчиком гидросамолета на Балтике, оборонял Петроград. В начале XX века летчик не только летал, но и занимался техническим обслуживанием машины, своими руками разбирал и собирал двигатель, ремонтировал и испытывал. В результате приобретал бесценный практический опыт.

После гражданской войны получил высшее образование в Ленинградском институте труда. Здесь студентов учили тому, как организовать труд рабочих с использованием самых рациональных приемов, описанных американским ученым Тейлором. Вооруженный прогрессивными знаниями, Агитов приехал на стройплощадку будущего автозавода осенью 1929 года.

Он стал идеологом и создателем профтехкомбината, его строителем, а потом преподавателем. Рядом с профтехкомбинатом построили обширные мастерские, где Агитов вел так называемую «школу Тейлора». Начальником опытных мастерских его назначают 7 сентября 1929 года, а вскоре, 22 октября, ему поручают возглавить учебную базу Автостроя. Многие слушатели учебно-производственной базы станут потом руководителями цехов, корпусов и производств.

В марте 1932 года Евгения Владимировича назначили начальником экспериментального цеха технического отдела ГАЗа по выпуску легковых машин М-1 и М-11.

В 1933 году главным конструктором автозавода был назначен А. А. Липгарт. Он создаст мощный конструкторский коллектив, из которого вырастут талантливые специалисты. Из всего коллектива А. А. Липгарт выберет своим заместителем Е. В. Агитова. Это говорит о том, что Агитов был человеком незаурядного ума.

В свободное от основной деятельности время Агитов блестяще выполнил работы по авианизации автомотора, создал возможность установки его на самолёты не только проектируемые вновь, но и на такие, как У-2 (впоследствии ПО-2), Ут-1.

Возглавляя на ГАЗе КБ двигателей, Евгений Агитов руководил знаменитой работой по переводу размерности нового двигателя Dodge D5 из дюймовой системы мер в метрическую, в результате чего родилась легендарная «шестерка» ГАЗ-11.

Тема развития советского автоспорта была по-прежнему актуальна. В 1930-х она была частью государственной программы военной подготовки населения. В 1938 году Е. В. Агитов переделал массовую «эмку» (ГАЗ-М1) с двигателем мощностью 50 л. с. в первую советскую гоночную машину ГЛ-1. Собственно, новым был только открытый кузов, от которого помимо крыши Агитов отсек подножки, крылья, фары и ветровое стекло. Пространство над снятым задним сиденьем прикрыли обтекателем, а вместо стекла поставили прозрачный козырек. Через него водитель мог смотреть, только сильно пригнувшись к рулю, а механик вообще должен был прятать свою не аэродинамичную голову чуть ли не под передний щиток. В результате ГЛ-1 показал на километровой дистанции безумную среднюю скорость - 147,84 км/ч. Правда, скорость исходной «эмки» при аналогичных условиях была меньше всего лишь на 24 км/ч, поэтому торжествовать было рано.

В 1940 году Е. Агитовым совместно с А. Николаевым была построена новая гоночная машина на шасси ГАЗ-11 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11 стандартного объема 3485 см3, форсированным до 100 л.с. Для ГЛ-1 второго поколения капот и облицовку радиатора позаимствовали у седана с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11-73. У водителя над головой появился обтекаемый колпак, на колесах – аэродинамические колпаки-обтекатели. Но масса машины увеличилась всего на 100 кг. Ее дизайн казался в те годы космическим. В итоге все усилия позволили гоночной машине обогнать серийного собрата ГАЗ-11-73 всего на 20 км/ч - еще хуже, чем в первом случае. Возможно, облегчение ГЛ-1 и позволило бы в дальнейшем достичь новых рубежей, но со смертью Агитова все работы были прекращены.

До появления ГЛ-1 автоспорт Советского Союза мог гордиться только самодельными машинами на шасси ГАЗ-А и ГАЗ-М1. Но ГЛ-1 стала первой советской гоночной машиной, созданной автомобильным заводом. Это обеспечило ей необходимый статус и официальный пропуск в автомобильную историю.

Новую машину назвали в честь главного конструктора автозавода «Гоночная Липгарта», хотя на самом деле конструктором этой машины был Евгений Агитов.

С началом войны усилилось внимание кадровиков к «социальным корням» работников, их партийности, дореволюционной биографии. Начались кадровые перестановки. В сентябре 1941-го Агитова сняли с должности начальника экспериментального цеха без объяснения причин.

Осенью 1941 года Агитову поручают немедленно заняться модернизацией саней Веселовского с целью их серийного производства. В ту же ночь на квартире у Агитова собрались участники «мозгового штурма», среди которых был испытатель двигателей И. Б. Гурвич. К утру подготовили документацию на агитовский мотор для аэросаней, новый редуктор и систему охлаждения. Но серийного выпуска аэросаней, которые получили название ГАЗ-98, Агитов не увидел, как не услышал и похвальных отзывов о них маршала Рокоссовского: 4 января 1942 года Евгений Владимирович покончил жизнь самоубийством. До изъятия предсмертной записки Гурвич успел прочесть в ней: «Я творчески иссяк». Но, конечно, истинная причина была не в этом...

Сохранились воспоминания товарищей Е. В. Агитова. Конструктор – испытатель С. К. Белухин: “Агитов был ходячей энциклопедией в области автомобильных моторов”.

Главный конструктор УКЭР по электрооборудованию В. И. Борисов пишет: “Он умел сплачивать коллектив конструкторов, поощрял их водить автомобили по разнообразным, особенно плохим, дорогам. Мы пересаживались с одной марки машины на другую, сравнивали. Агитов брал при этом ответственность на себя. А ездили даже на редких иномарках”.

Ссылки:

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Первостроитель Агитов Дехтяр, Б. Первостроитель Агитов : [о выдающемся инженере-конструкторе] // Автозаводец. – 2011. – 20 дек. (№ 191). – С. 2.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Концепция лидерства Целибеев С. Концепция лидерства : [о главном инженере-конструкторе ГАЗ В. Желтове] // Автозаводец. – 2024. – 25 янв. (№ 4). – С. 3. – (Проект).
3 Разработчик и испытатель Горчаков А. Разработчик и испытатель : [о главном конструкторе внедорожников и вездеходов ГАЗ В.А. Грачеве] / А. Горчаков, Р. Данилов, А. Чистяков // Автозаводец. – 2023. – 13 апр. (№ 15). – С. 15. – (Легенды ГАЗа).
4 Незаурядный человек Целибеев С. Незаурядный человек : [об открытии мемориальной доски Юрию Лобанову – основоположнику создания системы продаж автомобилей на ГАЗе] // Автозаводец. – 2023. – 16 марта (№ 11). – С. 16. – (Память).
5 В честь Липгарта Федотова, О. В честь Липгарта : [граффити с изображением А. Липгарта в НАМТе] // Автозаводец. - 2022. – 24 нояб.(№ 47). - С. 14.
6 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
7 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
8 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
9 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
10 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).

Страницы