Антокольский Павел Григорьевич

О времени и о себе
(отрывок)

«…Как раз в 1934 году театр Вахтангова взял на себя шефство над впервые организованными тогда молодыми колхозными театрами (то же самое сделали другие московские театры). Это было новое, очень важное и своевременное начинание. Вахтанговцам досталась Горьковская область. И вот летом того же года мы вместе с женой, Зоей Константиновной Бажановой, приехали в районный город Горьковской области Сергач. Мы встретились с группой еще совсем молодых, едва двадцатилетних комсомольцев-энтузиастов, за плечами которых уже был «живогазетный», пропагандистский опыт на строительстве Горьковского автозавода. Большинство из этих юношей и девушек оказалось людьми по-настоящему одаренными, главное же в том, как они были преданы своему делу, как увлечены им. В течение месяца мы поставили «Время, вперед!» Валентина Катаева. Спектакль получился живой, энергичный. В результате возникла близость между нами и молодежью и дружба, которые росли и крепли на протяжении всех лет вплоть до начала Отечественной войны, еще усилились в годы войны и продолжаются и по сей день, когда этот театр давно уже не существует. Не проходило года в те времена, чтобы я вместе с женой, а то и она одна, а то и я без нее, не отправлялись на месяц — на два в Горький или в область для режиссерской работы.

Скажу прямо: рассказ об этой работе — моя любимая глава в автобиографии. Мне кажется, что именно в ней наиболее ярко отразились черты нашего великого времени. Очень хотелось бы мне сделать когда-нибудь из этой сухой главы повесть или даже роман, изменив, конечно, личное и эмпирическое обобщением, необходимым в искусстве. Шли годы. Театр вырос из колхозного в городской, получил базу на Горьковском автозаводе. Ему было присвоено имя славного земляка, Валерия Чкалова. Труппу составила все та же талантливая, уже вышколенная в суровом труде молодежь. Она была способна на чудеса рабочего рвения, умела не спать ночами, умела мечтать и воплощать мечты в жизнь. Это была бескорыстная советская молодежь. Я очень многим обязан общению с нею и, по совести, не знаю, где кончалось мое руководство ею и где начиналось мое ученичество. 

Множество постановок вспоминаются, и как лучшие назову здесь «Я сын трудового народа» того же Катаева, «Женитьбу Фигаро», «Лес», Островского и, наконец,— «Ромео и Джульетту». Как бывало мне досадно, что в Москве так никто и не узнал и уже никогда не узнает о всей этой работе. От нее остались бледные, пожелтевшие фотографии, несколько афиш, да неверная память о некоторых подробностях, особенно почему-то дорогих,— вечный удел театрального творчества, такого материального и грубого, пока оно — наш сегодняшний час, и такого хрупкого, как только этот час проходит…»

Источник: Советские писатели. Автобиографии в 2-х томах. — М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959.