Незаметные победы тыла

Гордин А. Незаметные победы тыла : [борьба автозаводцев с голодом во время войны] // Автозавод-online. – 2015. – 29 апр. (№ 87). – С. 4-5

Много написано и сказано о том, что Горьковский автозавод в годы войны стал «Арсеналом Победы». Многие люди работали и жили на заводе. Город находился в глубоком тылу, но тяжелейший голод в 1941-42 годах стал битвой за жизнь для многих автозаводцев.

27 августа 1941 года принято решение исполнительного комитета Горьковского областного Совета депутатов трудящихся «О введении карточек на хлеб, сахар и кондитерские изделия в городах, рабочих поселках и поселках городского типа Горьковской области».

ГРАММЫ ПО КАРТОЧКАМ

Согласно этому решению нормы отпуска хлеба по карточкам в день на одного человека составляли по первой категории: рабочим и инженерно-техническим работникам — 800 г, служащим — 500 г, иждивенцам — 400 г, детям до 12 лет — 400 г; по второй категории: соответственно — 600 г, всем остальным —400 г.

В 1942 и 1943 гг. сложилось тяжелое положение с обеспечением населения продуктами в связи с резким уменьшением заготовок мяса, производства молочных и других продуктов. В результате сократился рацион питания горожан, и произошло повышение цен на продукты. Для рядового потребителя цены на городских рынках были высокими. Из дневника автозаводского инженера В. А. Лапшина: «19 февраля 1942 г. Валя была на базаре. Как спекулянты дерут вовсю. Свинина стоит 180 руб. кило. Картофель 20 руб. кило. Помидоры красные 40 руб. кило, зелёные — 20 руб. кило. Баранина — 120 руб. кило». Ухудшение условий жизни населения (в том числе и питания) привело к повышению смертности. В 1942 году был зафиксирован самый высокий коэффициент смертности городского населения за весь период войны (в городах Горьковской области он вырос в 1,6 раза).

НАВЯЗЧИВЫЙ СПУТНИК

В «военное лихолетье» голод был постоянным спутником человека. Автозаводец И. И. Пермовский реалистично рисует картину из повседневной жизни рядового человека. Запись от 9 марта 1942 г.: «Чувство голода возникает где-то внутри, потом уходит и снова возвращается, уже сильнее напоминая о себе. Получив норму ландрина, 100 грамм, я постоянно при приступах голода уничтожал ландрин — все как будто что-то есть во рту. Теперь ландрина уже нет. В прошлом месяце был такой день: норма была съедена еще с утра, томительное ожидание следующего дня и спасительные 400 грамм мягкого, душистого ржаного хлеба». Чтобы как-то выжить, весной собирали перезимовавшую картошку, из нее добывали крахмал и пекли лепешки. Начинали расти лопухи, выкапывали корни, сушили их и мололи. Ели крапиву, хвощи, которые называли пестами, клевер — «кашицу», подорожник, лебеду. Ягоды и грибы были настоящим лакомством.

НОРМА НИЖЕ — ЦЕНЫ ВЫШЕ

В связи с выходом 12 ноября 1943 года постановления СНК СССР «Об экономии в расходовании хлеба» бюро Горьковского обкома ВКП (б) и облисполком приняли решение о временном снижении нормы снабжения хлебом: рабочим, занятым на тяжелых производствах — 1 кг, рабочим и служащим первой категории — 700-600 г, второй категории — 500-400 г, детям школьникам — 350 г, иждивенцам и детям 300 г. В 1943 году в результате уменьшения норм выдачи хлеба населению, на рынках г. Горького и области значительно поднялись цены на муку, хлеб, картофель и другие продукты сельского хозяйства (в Горьком и Дзержинске цены выросли на 60-65%).

19 февраля 1942 г. ГКО и СНК СССР приняли постановление об организации отделов рабочего снабжения — ОРСов. Через них шло распределение товаров для ИТР, рабочих и служащих.

ВЕРМИШЕЛЬКУ — ДЕТЯМ

Восстановление автозавода после бомбардировки

ОРС автозавода был одним из крупнейших в области. В 1943 г. он имел: 3 совхоза с посевной площадью 1700 га, 986 голов крупного рогатого скота, 960 свиней, 151 лошадь. ОРС автозавода обслуживал более 100 000 чел. населения и покрывал потребность снабжения рабочих завода овощами и картофелем — на 60%, мясо-молочными продуктами — на 10%. 100% рабочих завода обслуживалось общественным питанием и значительная часть (60-70%) — питались 2 раза в день. Кроме того, ОРСом автозавода было организовано питание в детских столовых и создана специальная диетическая столовая. В 1942 году на Автозаводе начала работать первая детская столовая, которая была рассчитана на ежедневный отпуск 4, 5 тыс. обедов.

Рацион и качество питания в заводских столовых были не высокими. Из дневника В. А. Лапшина: «11 декабря. Пятница. 1942 г.... На завтрак жареный картофель, морковное пюре, стакан чаю. По карточке беру 100 гр. хлеба». Конструктор ГАЗа В. А. Грачев вспоминал: «В это время питание на заводе было отвратительное, так называемое «трехразовое». А по сути — это три тарелки воды, в которых плавали кусочки капусты. И хлеб давали такой, что если его сожмешь, из него капает вода. Нам приходилось сушить этот хлеб».

Работники предприятий старались принести часть продуктов из столовой домой для своих близких. Из воспоминаний Л. А. Титовой: «И от голода много людей погибло. Бывало, дадут поесть, так я бульон сама съем, а вермишель — в баночку, да детям несу. ... Хлеба триста граммов выдавали. Получат дети свои триста граммов, съедят сразу. Очень трудно приходилось. Я не знаю, как перенесли мы всё это».

ЛИЦА БЫЛИ РАЗНЫЕ

Тонкие зарисовки проблемы продовольственного снабжения рядовых рабочих и инженеров даются в дневнике И. А. Харкевича: «Характерная особенность бросается в глаза на нашем совещании: за столом сидит замнаркома — (...) упитанный секретарь обкома по промышленности..., а напротив, через стол — руководители цехов и отделов: бледные, с обтянутыми скулами и провалившимися глазами. Весь народ сильно сдал телом. Трудно и очень трудно, особенно для некоторых рабочих. Питание очень и очень слабоватое. Лапша «домашняя» с водой без признака жиров и овощей и хлеб... Конечно, из тех же продуктов с добавлением только лука можно значительно улучшить питание, но общественное питание и не работало хорошо, отвратительно работало и будет также плохо работать и дальше. Все построено на отсутствии заботы, заинтересованности в том, чтоб улучшить (...)».

В чрезвычайных условиях семьям рабочих и инженеров удавалось выжить за счет продуктов, получаемых с собственных огородов.

КАРТОШКА — СПАСИТЕЛЬНИЦА

Едва ли можно было найти семью, которая в годы войны не выращивала картофель и другие овощи на своих участках. Приходится только удивляться, откуда у людей, отработавших на заводе за станками, брались силы при столь скудном питании, обрабатывать еще свои участки. Из воспоминаний П. В. Гордина: «Отец после смены брал лопату на плечо — и в поле, полуголодный, после кузницы — он копал». Уже в первую военную весну все пустующие земли в городах были превращены в огороды. Во дворах обрабатывались и засевались овощными культурами (огурцами, капустой) все свободные территории. 7 апреля 1942 года вышло Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих», а 18 октября 1942 года — «О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов».

КВАРТАЛЫ ОГОРОДОВ

По линии профсоюза огородникам была организована широкая помощь (выделялись участки, инвентарь, семена). Из дневника В. А. Лапшина (20 апреля 1943 г.): «Вечером начал копать огород около дома. Выделили метров 15 квадр. на газоне. Народу копает много. Каждый старается получить побольше земли»; (30 мая 1943 г.). А вот еще одна колоритная зарисовка из того же дневника В. А. Лапшина (19 сентября 1943 г.): «На заводе общевыходной день в связи с уборочными работами на огородах.

Сегодня все на огородах. Весь день только и возят картошку с огородов. Я подчищал остатки. Привез мешков пять. Теперь вся квартира завалена картофелем. В большой комнате картофель, в коридоре картофель, в ванной — картофель».

Историк Е. В. Кузнецов пишет: «... Хочу с большой убежденностью утверждать, что после ужасной зимы 1941-1942 годов, трудного 1942 года, в 1943 году мы, простые русские люди из российской глубинки, стали победителями. Конечно, эта победа прошла малозаметно на фоне Сталинградского торжества и ослепительно яркой Курской победы. Но она состоялась: народ был не голоден! По крайней мере, не голоден...

Здесь, в тылу, решающей силой стали не залпы «катюш», а полные мешки картофеля, которые осенью 1943 года жители нашего города привезли домой».

В условиях войны снизился уровень питания рабочих, ухудшилась его структура — сократилось содержание жиров, белков, углеводов, уменьшилось потребление сахара, кондитерских изделий, молока, мяса и рыбы. По сравнению с питанием городского жителя до войны (3370 калорий на взрослого в сутки) калорийность в наиболее тяжелом 1942 году снизилась на 24 %, составив 2 555 калорий. В 1944 году калорийность достигла 2 810 калорий. Это повлияло на сокращение смертности населения. Так, в 1944 году по сравнению с 1942 годом произошло сокращение смертности в городах Горьковской области в 6 раз.

«Около каждой проходной завода стихийно уже давно организованы целые базары-толкучки. Продажа с рук. Чего там только не продают. Талоны на обеды, ... контрамарки, хлеб и продуктовые карточки, продукты, хлеб, пироги и всякая прочая снедь» — писал автозаводец В. А. Лапшин (10 августа 1944 г.). В 1942 году в Автозаводском районе г. Горького прошла первая колхозная ярмарка. Колхозы привезли мясо, горох, картофель, муку, лук, сливочное масло, молоко и др. Здесь же для них была организована встречная торговля промышленными товарами.

Важную роль в обеспечении города продовольствием играла деревня. Горожане отправлялись в деревню обменять вещи на продукты.

РАЗРУШЕННЫЕ ДОМА

В числе самых суровых тягот военного быта оказалась и жилищная теснота. В то время главным типом жилища в городах была коммунальная квартира, в которой проживало несколько семей. Многим приходилось жить в обветшалом фонде, бараках, рассчитанных на временное пользование. Велик был еще и частный сектор.

Большой ущерб жилищному комплексу города Горького нанесли бомбежки немецкой авиации в 1943 году. Так, на Автозаводе в разной степени были повреждены 41 каменный дом и 148 бараков, степень разрушения которых доходила до 71% (учтены только дома, числившиеся на балансе завода, без включения индивидуального жилого сектора района).

УПЛОТНЯЛИСЬ И СТРОИЛИСЬ

Люди из сгоревших бараков и домов оказывались на улице. Свидетельством этого является заявление Ю. Г. Колосановой (22 июня 1943 г.): «Прошу... оказать мне помощь в самом необходимом для себя и для двоих детей. Проживаю в Монастырке, во время налета немецких самолетов мой дом и все, что было в нем, сгорело, и осталась лишь в том, в чем была, имея при себе двоих детей... Сейчас живу, где придется. Нуждаюсь сильно в комнате, потому что детей негде приютить». В этих чрезвычайных условиях районные и заводские власти делали все возможное, чтобы разрешить неотложные вопросы. Полуразрушенные дома оперативно ремонтировали, проходило «уплотнение» жильцов в квартирах. П. В. Гордин, живший в доме, рядом с которым разорвалась бомба, вспоминал: «Нас частично расселили, особенно начальство. Мы жили в сарае, а потом — в третьем подъезде на 4 этаже. К осени оба дома (пр. Ильича, д. 30 и 28 — А. Г.) были восстановлены. На стройке работали мобилизованные узбеки (...) Стены дома стянули стяжками (поперек дома пропущены толстые стальные прутья, надели квадратные листы и гайками все поджали».

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
2 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
3 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180
4 Верой и правдой служили Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27
5 Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32.
6 Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124
7 Секрет долголетия большой династии Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137
8 Война…Победа…Дети…Труд… Аванесова Д. Война…Победа…Дети…Труд… : [автозаводская школьница Диана Аванесова рассказывает о своих прабабушке и прадедушке Приказчиковых Анне Федоровне и Владимире Ивановиче, их вкладе в общую Победу и мирном труде. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 177
9 Судьба моей семьи – защищать Родину! Вершинин А. Судьба моей семьи – защищать Родину! : [автозаводский школьник Александр Вершинин рассказывает о своих родственниках – защитниках страны в военные годы и в мирное время. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 20-21
10 Расписался на колонне рейхстага Землянуха П. Расписался на колонне рейхстага : [автозаводский школьник Павел Землянуха рассказывает о военных подвигах своего прадеда Андрея Афанасьевича Бабушкина. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 10-12

Страницы