Послов Сергей Васильевич

Автозаводский МЖК — больше, чем просто квартал

 

Постоянные читатели библиотеки им. К. М. Станюковича это жители микрорайона, который вырос на базе Молодежного жилого комплекса Горьковского автомобильного завода. Библиотека работает по своему текущему адресу на улице Космическая с 1992 года. К настоящему времени читателями стало уже не одно поколение — в библиотеку приходили дети строителей этого квартала, а сейчас приходят их внуки.
МЖК — это жилой комплекс в южной части Автозаводского района, он занимает квартал между улицами Минеева и Аркадия Гайдара. Главные ориентиры поблизости — торговый центр «Март» и Больница № 13. Об истории строительства этого квартала и сильном локальном сообществе рассказывает председатель совета МЖК ГАЗ Сергей Васильевич Послов. До того как возглавить общественную организацию, Сергей Васильевич был начальником штаба строительства МЖК, а ранее прошел хорошую производственную и организаторскую школу, работая инженером-конструктором, заместителем секретаря комитета ВЛКСМ, заместителем начальника отдела заводоуправления Горьковского автозавода.

 

Что такое МЖК?
МЖК — это молодежный жилой комплекс. Местные жители сразу понимают, что речь идет о квартале между улицами Минеева и Аркадия Гайдара, куда входят жилые дома по улице Гайдара (№ 18 и № 26), социальные учреждения (школа, два детских сада, библиотека, ФОК) и сопутствующая территория. Но МЖК — это не только отдельный микрорайон, это целое движение, которое развивалось по всей стране и в 2021 году отметило свой 50-летний юбилей. Автозаводский МЖК немного моложе — с момента начала строительства первого дома прошло тридцать пять лет.

     

С чего началась история движения МЖК?
Движение молодежных жилых комплексов — это комсомольская программа обеспечения молодежи жильем, которая реализовывалась в СССР в 1971–1991 годах. Первое жилое здание в рамках этой программы было построено в подмосковном городе Королёве (ранее Калининграде), далее Казань и Свердловск, а затем строительство МЖК развернулось почти во всех регионах страны. МЖК создавались при крупных научных или промышленных предприятиях, идея такого жилья заключалась в том, что эти дома предназначаются для самих строителей комплекса. В основе движения лежало стремление создать комфортные условия для жизни молодых семей, для образования и развития взрослых и детей.

    

Как строили МЖК на Автозаводе?
История МЖК ГАЗ началась в 1985 году: было организовано соревнование, в феврале 1986 года была забита первая символическая свая строящегося дома, а уже в декабре более ста семей смогли заехать в новые квартиры. Это были молодые работники ГАЗа, которые нуждались в жилье и могли переехать в новые квартиры, отработав два года на объектах строительства автозавода. В первоначальном плане квартала — три девятиэтажных дома, два двенадцатиэтажных дома, два детских сада, школа и общественно-торговый центр. Долгим было строительство дома № 26 по улице Гайдара. В 90-х годах завод перестал выделять средства на строительство, и часть рабочих не смогли получить заработанные квартиры. Решением этого вопроса в Правительстве и Госдуме РФ занимались совместно представители молодежных комплексов из разных городов, поскольку эта проблема была актуальна по всей стране. В результате на продолжение строительства были выделены средства из федерального бюджета. Поэтому первая часть подъездов 26-го дома построена в 1995 году, следующая — в 2005 году, а завершилось строительство только в 2014 году. Все бойцы МЖК ГАЗ, отработавшие трудовую программу, получили бесплатные квартиры.

     

Кем были строители молодежного жилого комплекса?
Строители МЖК — это бойцы комсомольских молодежных строительных отрядов (КМСО). За право стать бойцом КМСО соревновались более 8 тысяч молодых рабочих, инженеров и служащих завода. В результате соревнования были выбраны 720 человек, из которых сформировали комсомольско-молодежные строительные отряды, всего было сформировано 22 отряда. Молодежь без отрыва от производства обучалась строительным профессиям в ПТУ и Учебном центре ГАЗ: монтажники, маляры-штукатуры, плотники, сварщики, машинисты башенных кранов. Бойцы КМСО работали не только на объектах МЖК, но и на других социально значимых объектах — рыбоводном хозяйстве ГАЗ, домах для ветеранов, детских комбинатах, туристической гостинице в городе Адлер, а для получения панелей на жилые дома и на ЗКПД-1.

    

Как работает совет МЖК?
Изначально МЖК — это структурная единица Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем общественная организация. Эта организация отвечала не просто за строительство домов, но и занималась развитием территории. Для планировки квартала было определено место застройки и продумано, какие социальные и культурные учреждения должны находиться в этом районе. Это школы, детские сады, спортивные и творческие объединения, потому что у жилого квартала должна быть развитая инфраструктура. Проект менялся: например, не сразу были предусмотрены отделения почты и сбербанка, изначально здание школы должно было быть трехэтажным, но совет МЖК сумел добиться изменений в проекте, и была построена четырехэтажная школа, дополнительно появились залы для изостудии, хорового пения, хореографии, добились 100% телефонизации домов (тогда не было мобильных телефонов, и обеспеченность домов стационарными телефонами была в пределах 30-50%). Из бассейнов детских садов убрали хлораторные и согласовали с СЭС водообмен, который обеспечивал обеззараживание, а на месте хлораторной построили детскую сауну. Добились выделения 5 квартир для учителей школы, провели Всесоюзную научно-практическую конференцию по школьным проблемам образования и воспитания, и все полученные положительные моменты были уложены в концепцию школы.

    

Какова судьба движения МЖК сейчас?
В начале 90-х годов движение МЖК начало приходить в упадок из-за отсутствия финансирования со стороны предприятий, на базе которых строились жилые комплексы. Во многих городах затянулось или было отложено завершение уже начатых строительных объектов. В настоящее время строительство МЖК как массовое движение прекращено, однако жизнь микрорайонов продолжается, в ряде регионов возводятся новые дома в уже существующей застройке кварталов. Движение МЖК — это часть истории нашей страны и города, но сам микрорайон развивается и люди, которые в нем живут, продолжают традиции взаимной поддержки и заботы о своем районе, начатые его строителями.

Материал подготовила ведущий библиотекарь библиотеки им. К. М. Станюковича 
Куликова Марина Валерьевна.

Источники:

 

  • Кулькова И. Молодёжный жилищный комплекс: традиции живы // Автозаводец. – 2008. – 29 окт. (№ 162). – С. 6
  • Интервью с председателем совета МЖК ГАЗ Пословым С.В. (январь 2022 года)
  • Фотографии из личного архива Послова С. В.

 

Подборка статей про МЖК на сайте ЦБС Автозаводского района:
https://lib-avt.ru/kraevedenie/molodezhnyy-zhilishchnyy-kompleks

  • МЖК: молодежная стройка века : [интервью с С.В. Пословым, начальником штаба МЖК] // Автозаводец. – 2013. – 12 нояб. (№ 170). – С. 3
  • Смирнова Л. «МЖК читает» : [об истории МЖК и его юбилее в библиотеке им. Станюковича] // Автозаводец. – 2016. – 12 нояб. (№ 128). – С. 7
  • История создания МЖК в Автозаводском районе Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. // LIVEJOURNAL. – 2012. – 23 нояб. – Режим доступа: http://mgkgaz.livejournal.com/968.html (Дата обращения: 06.09.2022)
  • Сторожук С. Жильё для молодых : [о МЖК в Автозаводском районе] // Автозаводец. – 2007. – 12 дек. – С. 6
  • Сысоева Е. Социальное жилье: вчера и сегодня [Электронный ресурс] : [интервью с С.В. Пословым о МЖК]. // Биржа плюс. – 2006. – 28 авг. – Режим доступа: https://lib-avt.ru/kraevedenie/texts/socialnoe-zhile-vchera-i-segodnya (Дата обращения: 06.09.2022)