Бобина Вера Владимировна

Бобина Вера Владимировна, ветеран труда, заслуженный автозаводец, читатель библиотеки им. Ю. А. Адрианова.

 

Как строился Горьковский Автозавод и Автозаводский район.

 

Накануне первой пятилетки наша страна немного отставала от развитых европейских государств в такой отрасли промышленности, как автомобильное дело. Поэтому при составлении первого пятилетнего плана по созданию новых производств правительство приняло решение построить собственными силами мощный автомобильный завод с выпуском 100 тыс. машин в год.

Место строительства Автогиганта не указывалось. Претендовали Москва, Ленинград, Н.Новгород, Ярославль и другие. Выбор пал на Нижний Новгород. Мотивы — здесь была достаточно развита металлообрабатывающая промышленность, имелись лесные и водные ресурсы и самое главное — квалифицированные кадры.

В апреле 1929 года на заседании Президиума обсуждался вопрос о строительстве автомобильного завода. И уже в апреле было создано управление Автостроя.

Рабочий класс, всё население края восторженно встретили сообщение о строительстве завода на нижегородской земле.

К 1 мая 1930 г., когда планировалось начать основное строительство, надо было завести лес, кирпич, гравий, цемент и другие строительные материалы.

Но главное внимание уделялось кадрам строителей. Руководители ряда крупных предприятий выделяли Автострою квалифицированных рабочих и специалистов.  Возрастал приток молодёжи из деревень Нижегородского края, Пензенской, Ивановской и других областей. Вновь прибывшие работали землекопами, каменщиками, плотниками, столярами, печниками, малярами, стекольщиками. У деревни Монастырка закипала стройка, возрастали темпы строительства.

Наступил торжественный день 1 февраля 1930 г. Состоялся митинг, посвящённый выпуску первых грузовиков. Со 2 мая 1930 г. разворачивается основной фронт промышленного строительства автогиганта. Строятся производственные корпуса цехов, теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), водозабор, сооружаются подземные коммуникации. Первопроходцы ГАЗа навечно вошли в истории. Их именами названы улицы города — Переходникова, Дьяконова, Бусыгина и многих других.

Судьба распорядилась так, что нижегородская земля стала моей второй Родиной. Здесь работала до выхода на пенсию в структуре ГАЗа, создала семью, приобрела много друзей. Среди них — Глухова Лидия Васильевна. Она — «дитё войны». Сейчас ей 89 лет, живёт в Соцгороде. Я очень хорошо помню её маму — свидетельницу и непосредственную участницу строительства завода. Она делилась своими воспоминаниями, а рассказать ей было о чём. Молодого задора, желания работать на стройке, — вспоминала она, — хоть отбавляй. Создавались бригады-коммуны. В одной из них и работала мама моей подруги. Девчата трудились наравне с юношами, работали без выходных. Порой среди ночи шли на разгрузку барж с материалами. Возвращались под утро. В бараках было очень холодно, из одежды — фуфайка и лапти. Короткий отдых, а утром — опять на работу. Всем хотелось поскорее построить завод, увидеть свои советские автомобили.

Сбылась мечта молодых строителей. Когда зашумел завод, постепенно разували лапти, снимали фуфайки, получали обувь, халаты, спецодежду. Молодость брала своё. Молодые люди знакомились, заводили семьи. Вот и мама моей подруги встретила хорошего, работящего парня — поженились. Вместе с супругом работали на ГАЗе, получили квартиру, растили дочку.

Хорошел жилой массив. Сносились бараки, возносились современные дома, строились детские сады, школы, открывались магазины, бани, прачечные, высаживались деревья.

Но всё оборвалось в июне 1941 года. Этот солнечный воскресный день был для автозаводцев особенно праздничным. Накануне в субботу с конвейера сошёл юбилейный мотор, миллионный. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка.

Суровая, грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

Война резко изменила задачи работы ГАЗа, заставив завод начать переход на военные рельсы. Горьковские автомобилестроители в самые короткие сроки должны были перейти на выпуск лёгких танков, броневиков, миномётов, боеприпасов. Работали круглые сутки, а дома оставались дети, и они, как могли, помогали взрослым, присматривая за младшими братьями и сёстрами, ухаживая за пожилыми людьми. Победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу.

Лето 1943 года принесло трудные испытания труженикам ГАЗа. Завод бомбили фашисты. Было сброшено неимоверное количество фугасных бомб. Искорёженные фермы цеховых пролётов, металлоконструкций, груды дымящихся развалин, пожары. И снова самоотверженная борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цеха, за его жизнь и будущее. Завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать.

 

Воспоминания записала главный библиотекарь библиотеки им. Ю. А. Адрианова

Малеева Ольга Игоревна.