Звездный лицей

Пугин Н.А. Звездный лицей : [отрывок из главы о лицее № 165] // 50 лет с Горьковским автомобильным / Н.А. Пугин. – Нижний Новгород, 2008. – С. 204-216

…Боюсь ошибиться, но, кажется, на дворе стоял 1995 год. Иван Петрович Скляров, тогда мэр Нижнего Новгорода, пригласил меня на открытие новой школы в Советском районе. Школа была, что называется, «нерядовая» — в ее строительство город вложил немалые средства.

Я имею в виду не только финансы — предполагалось, что это учебное заведение станет одним из лучших в городе, той образцово-показательной школой, куда в любой момент можно будет привести любую делегацию — от руководителей соседней области до королевы английской.

Спору нет, школа получилась что надо. Лучи мягкого сентябрьского солнца наполняли светом классные комнаты, то подсвечивая парты, то поигрывая бликами на мониторах новеньких компьютеров, то «прогуливаясь» по идеально чистым классным доскам. Да и весь интерьер школы создавал непреходящее ощущение праздника.

— Ну как, Николай Андреевич, завидуете? — беззлобно усмехнулся Скляров. Видно было, что он искренне гордится новой школой.

— Перенимаю опыт, — парировал я, а про себя подумал: «Что ж... мы сделаем лучше!»

Пожалуй, человек непосвященный удивился бы подобной постановке вопроса. Почему, с какой стати руководитель автомобильного завода собрался строить в своем районе школу? Да и район-то, по большому счету, не его, а все того же мэра города. Но нужно знать специфику Нижнего Новгорода и Автозавода в частности. Мы всегда были особенными. Достаточно сказать, что до конца 1990-х в администрации Автозаводского района не существовало такой структуры, как управление жилищно-коммунального хозяйства, практически все ЖЭКи подчинялись ГАЗу. Повторюсь еще раз: Автозавод — это город в городе. Мы строили стадионы и физкультурные комплексы, детские сады и парки... Да и школы большей частью содержал ГАЗ.

Проблему нехватки детских садов к середине 1990-х годов удалось решить полностью. А вот со школами были сложности. Автозаводские дети по-прежнему продолжали учиться в две смены, наполняемость классов превышала установленные нормы... И больше всего меня беспокоила ситуация со школами «с уклоном», как называли их в народе. Учебных заведений, которые помимо общей программы давали бы детям углубленную подготовку по отдельным предметам, в огромном районе было всего два — 126-я «английская» и 36-я «физико-математическая» школы.

Я понимал, что подобная ситуация искусственно тормозит возможности для развития многих автозаводских ребят. Средняя школа предназначена для среднего ученика, но, часто бывая в различных учебных учреждениях и общаясь со старшеклассниками, я замечал, что многие из них хотели (и могли бы) получить от десяти лет учебы больше, чем имеют в реальности. Речь даже шла не об объеме знаний (хотя и энциклопедически образованный человек всегда будет иметь пусть небольшое, но преимущество перед теми, чей кругозор менее широк), речь о другом.

— Мне нравится думать! — так ответил на мой вопрос: «А что ты любишь делать больше всего?» один шестиклассник.

Вот именно — мыслить, размышлять, находить нестандартный выход из ситуации, уметь быстро перестраиваться, чутко реагировать на изменения условий задачи — всему этому учили студентов педагоги Автозаводской высшей школы управления и технологий, входившей в систему фирменного образования ОАО «ГАЗ». К 1995 году система эта имела явно незаконченный вид: у нас работали детские сады, существовали два профессиональных училища, автомеханический техникум, АВШ — но не было школы, обучение в которой ориентировало бы детей на ГАЗ.

Место под строительство будущего лицея определили довольно быстро: в самом центре нового микрорайона Соцгород-2 зиял пустырь. По словам местных жителей, славу он имел самую неприглядную, здесь любили собираться хулиганствующие подростки, иногда под кустами «соображали на троих» окрестные алкоголики — словом, пустырь являл собой наглядный пример энтропии — все, что не поддерживается специально в порядке, стремится к хаосу и разрушению. Вот этот-то пустырь мы и решили превратить в лучшую школу Нижегородской области, как минимум.

Строительство шло очень тяжело, настолько тяжело, что мне самому приходилось проводить оперативные совещания прямо на стройке.

Напомню, середина 1990-х была для ГАЗа максимально насыщенной событиями, переговорами, постановкой на конвейер новых моделей и прочими производственными вопросами, так что я, прямо скажу, приезжал во второй Соцгород не от праздного безделья. Я понимал — школа строится вопреки всему. Вопреки катастрофической нехватке средств, вопреки бумажно-бюрократической волоките, вопреки стереотипу «школа — это место учебы, здесь уют не нужен»... Сколько я еще могу насчитать этих «вопреки»!

Но мы поставили перед собой цель: сдать лицей к 1 сентября 1997 года и добились ее.

«Такой сложный, живой, почти человеческий организм, как Школа, рождается не только из «производственной необходимости», но из мечты создать Мир, где гармонично пульсирует трепетная, личностная преемственность поколений, Дом, где, перефразируя великого педагога Яна Амоса Коменского, «сперва любят, а потом — учат», — так в одной из газетных статей писала о лицее его нынешний директор Н.В.Созинова. — Позволю себе вольность утверждать, что люди, от решения которых зависело строительство нашей школы (а это первые лица области, города, автомобильного завода), обладали не только властными полномочиями, но и умели мечтать».

Да, мы изначально строили учебное заведение XXI века. Взяв за основу типовой проект школьного здания, архитекторы и дизайнеры смогли так его изменить, что из обычной панельной трехэтажки получился настоящий храм науки, одновременно строгий и молодежный, серьезный и современный, стильный и очень уютный.

— Когда я впервые переступила порог будущего лицея, почувствовала, что это учебное заведение станет моим, — вспоминала учитель высшей категории Т. Ю. Комарова, воспитавшая не одного победителя всероссийских(!) интеллектуальных олимпиад, — но картина, открывшаяся мне в недостроенном еще помещении библиотеки, буквально заставила замереть на месте. Я зашла в большой зал и увидела... широкую ажурную лестницу, уходящую в небо. Библиотечно-досуговый центр лицея располагается на двух этажах, и лестница вела с одного на другой. Но, поскольку крыша лицея была еще не до конца закрыта, создавался эффект, будто ступеньки уходят прямо в облака. И я поняла: уйти отсюда никуда не смогу.

На открытие новой школы приехали практически все VIP-персоны области. Праздник получился незабываемым. Поздравляя лицеистов с началом учебы, я произнес:

— Наше учебное заведение будет носить уникальное имя — лицей № 165 имени 65-летия ОАО «ГАЗ». Лицей открывается в юбилейный для завода год — знайте, ГАЗ всегда будет с вами!

...Сейчас на постаменте перед входом в лицей стоит «ГАЗель» — символ нового ГАЗа, его возрождения. Во многом завтрашний день нашего завода, района, города будет зависеть от сегодняшних учеников лицея № 165.

Понимали это и педагоги 165-го, сразу определившие для себя одну очень важную вещь: система образования в новом лицее должна базироваться на принципах развивающего обучения. Признаюсь честно, системой образования автозаводских детей я занимался достаточно глубоко. Не потому, повторюсь, что располагал большим объемом свободного времени. Просто очень четко понимал, насколько важно для России, что называется, не упустить подрастающее поколение, а ведь в 1990-е годы такая опасность была вполне реальной.

Приведу лишь несколько принципов, на которых строилось и строится сейчас обучение и воспитание лицеистов.

1. Лицей — это коллектив единомышленников: педагогов, лицеистов, родителей, представителей общественности, сплоченных единой целью.

2. Лицей обеспечивает высокий уровень интеллектуального, нравственного, художественного развития детей при сохранении и укреплении их физического и духовного здоровья.

3. Обучение в лицее должно способствовать формированию четких гражданских позиций, уважению национальных корней, но ориентироваться в первую очередь на общечеловеческие ценности.

4. В учебной программе лицея гибко сочетаются общеобразовательные предметы и предметы по выбору учащихся.

Работа в начальной школе строится по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (людям, интересующимся педагогикой, наверняка знакомы фамилии этих известнейших отечественных психологов). Помимо основных занятий младшеклассники осваивают основы практической психологии, логики, занимаются в театральной и хоровой студиях, играют в шахматы, постигают английский язык.

На том, чтобы изучать английский с ранних лет, я настаивал особо. Я уже упоминал о том, как сильно мне самому мешало незнание языков во время переговоров с иностранными коллегами — и, право, очень не хотел, чтобы наши дети когда-нибудь комплексовали по поводу того, что не могут легко изъясняться на языке международного общения.

Кстати, серьезную попытку выучить английский я предпринял в Москве в 1993 году. Тогда в одночасье рухнуло и Министерство автомобильной промышленности, и многие другие казавшиеся незыблемыми структуры власти. Да вообще весь привычный, устоявшийся мир словно уходил в тартарары.

Кто-то из вчерашних VIP-персон власти ломался, и все чаще находил успокоение в бутылке, кто-то просто не выдерживал — и попадал в больницу с инфарктом... Я же решил с головой окунуться в английский язык. Все свободное время я учил с репетитором неправильные глаголы, времена и герундии, каждый день запоминал как минимум по десять новых слов... Спустя год я уже смог достаточно свободно изъясняться на английском, но последовавшее в 1994 году возвращение на ГАЗ отложило мои «учебные планы» на отдаленное будущее. Завод занимал все мое время.

Итак, лицеисты учили английский. Но, еще только работая над структурой лицея, только согласовывая учебные программы, мы задумывались о том, какие предметы должны стать приоритетными для учеников. Логика подсказывала: поскольку лицей № 165 входит в систему фирменного образования Горьковского автомобильного завода, упор следует делать на физико-математический блок. Но разве можно среди шести — семилетних детей с достоверной точностью отобрать будущих Лобачевских и Ньютонов? Мы приняли, на мой взгляд, абсолютно верное решение: в лицее будут развиваться сразу три направления: физико-математическое, естественнонаучное и социально-экономическое. Отбор по классам происходит после семи лет учебы, когда ребята уже вполне могут определиться в своих научных пристрастиях.

Боюсь, у читателя может возникнуть ложное впечатление, будто лицеисты — это уставшие, замученные бесконечными уроками зубрилки, эдакие маленькие старички. Отнюдь. Я часто приезжаю в лицей, мне доставляет искреннее удовольствие общение с остроумными, тонко подмечающими детали и задающими серьезные вопросы лицеистами. Вся атмосфера этого учебного заведения пропитана радостью творчества, и не ощутить ее невозможно. И младшеклассники здесь такие же веселые, любопытные и... счастливо-наивные, как и в других школах.

Помню, в лицее проводилась ежегодная открытая олимпиада среди учеников первых — четвертых классов. Директор Наталья Владимировна Созинова пригласила меня посмотреть на то, как малыши будут справляться с заданиями, отвечать на вопросы «экзаменаторов». Идем мы по коридору... и вдруг слышим — из-за двери класса раздается детский плач.

— Что случилось? — тут же заходит в аудиторию Наталья Владимировна.

— Я ру-учку волшебную потеря-ал! — плачет маленький первоклассник, — как же теперь задачи решать?

Перед началом олимпиады всем юным ученым лицей подарил по «волшебной ручке», и мальчонка, оказывается, искренне поверил в ее магические свойства.

Созинова быстренько достает резервную ручку, протягивает малышу:

— На, держи! Это директорская волшебная ручка! Парнишка счастливо улыбается во весь рот.

Пройдет совсем немного времени, и, кто знает, может быть, именно этот мальчик станет лучшим выпускником лицея?

Или еще один показательный момент. Небольшая цитата из статьи в газете «Автозаводец», посвященной десятилетию этого учебного заведения.

«...Сын преподавателя физики Геннадия Николаевича Левина родился в ноябре 1997 года и стал первым «лицейским» ребенком.

— Сейчас все наши учителя на моего смотрят и говорят: «Какой наш лицей уже большой!» — улыбается Левин.

По его мягкой улыбке, понимающе-принимающему взгляду сразу видно — учитель Левин отнюдь не авторитарный.

— Да, я демократ, — кивает Геннадий Николаевич, — я не понимаю, как это: все 45 минут тишина «чтоб слышно, как муха пролетит».

Мне интересно проводить урок в форме диалога, дети слушают меня, я их, мы вместе постигаем новое... Я каждый урок проживаю как кусочек жизни. Тем, кто считает, что физика — это скучный, сухой предмет, просто не повезло в школе с учителем. На самом первом уроке в седьмом классе я беру в руки эбонитовую палочку и говорю: «Вот, ребята, у меня в руках — волшебная палочка. Сейчас я вам покажу настоящую магию, против которой вся школа Хогвардс — просто цирк шапито». Натираю эбонит о бумагу, подношу к льющейся из крана воде — и вода начинает отклоняться. Дети в восторге, подпрыгивают на стульях: «А как Вы это делаете?» — «В восьмом классе, — говорю, — кто будет хорошо учиться — тот узнает». С помощью электрической машины показываю детям мини-молнии — им это тоже нравится.

Об учениках Левин готов говорить часами, а они, приезжая на очередные городские, областные олимпиады и завоевывая там первые места, рассказывают всем о своем учителе физики. Впрочем, сейчас уже могут не только рассказывать, но и показывать: в 2005 году старшеклассники лицея сняли фильм о Великой Отечественной войне. Роль директора школы, который отправлял своих в момент повзрослевших учеников на фронт, сыграл Геннадий Николаевич...» Творческий человек талантлив во всем...

Кстати о творчестве. Сам антураж лицея, то, что называется «предметная среда», способствует раскрытию талантов. В лицее существуют Рыцарский, Карамзинский, Египетский, Петровский, Космический, Олимпийский, Геральдический, Пушкинский залы... Геральдический, открытый к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, создали сами школьники. В течение целого года они разрабатывали социальный проект с одноименным названием, искали и находили спонсоров, советовались с художниками, педагогами, историками о внешнем виде зала... Сейчас он — один из лучших в лицее.

А к созданию Пушкинского зала мне довелось быть причастным и самому. К 200-летию Александра Сергеевича Пушкина я получил в подарок копии дуэльных пистолетов тех лет и бронзовую статуэтку Пушкина. Все это, а также собрание сочинений поэта, я передал в дар лицею — с этого и началось создание Пушкинского зала.

В зале по-прежнему присутствует особый «лицейский пушкинский дух». Интерьер строгий, классический: серо-кремовая гамма, колонны коринфского ордера с непритязательным растительным орнаментом и портреты на стенах...

В центре композиции — портрет молодого Пушкина, выпускника Царскосельского лицея, напутствующего: «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Слева — дивный уголок «Очей очарованье»: нежные пейзажи столь любимого Пушкиным Болдина. Художник — Валерий Хазов, уроженец этих мест, трепетно воссоздал удивительную болдинскую природу.

За стеклами большой витрины памятные медали, монеты, значки, коллекция экслибрисов с изображением поэта и героев его произведений; редкие книги и юбилейные марки соседствуют с акварелью «Венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой». Наряд щеголя XIX века: крылатка, цилиндр и трость — дар лицею заслуженного артиста России А. Познанского.

Книжные шкафы зала хранят собрания сочинений Пушкина, книги поэтов и писателей пушкинской поры, многочисленные исследования пушкиноведов.

Пушкинский зал — неотъемлемая часть образовательного и воспитывающего пространства лицея, здесь воссоздается особая атмосфера национальной и мировой культуры, собираются и систематизируются материалы реферативных, исследовательских, творческих работ по русскому языку, русской и зарубежной литературе, мировой художественной культуре...

Через пять лет после начала работы лицей № 165 завоевал первое место в интеллектуальном рейтинге школ Нижегородской области. Лицеисты занимали призовые места на всех возможных олимпиадах — от районных до всероссийских.

Помнится, в начале 2000-х в одном классе лицея учились сразу две... победительницы Всероссийской(!) олимпиады по правоведению Ольга Кочеткова и Олеся Абанина. Девушки показали настолько высокий уровень знаний, что членам жюри пришлось... разделить между ними золотую медаль. И этот факт как нельзя лучше показывает, что постоянные победы учеников 165-го — это не фактор везения, а планомерная, кропотливая, многолетняя работа талантливейших педагогов.

...Помню, как-то у нас зашел об этом разговор с Натальей Владимировной Созиновой.

— Выбора у нас, россиян, нет, — произнесла она чуть уставшим после напряженного дня голосом, — либо мучительный путь от черноты «первоначального накопления капитала» со всеми его издержками к постиндустриальному обществу, либо быстрое задействование мощного резерва интеллекта молодых. Вывод прост: общество заинтересовано в становлении в России элитного образования. На Автозаводе это поняли гораздо раньше, чем в других регионах.

— Мы с вами, получается, двигаем страну к светлому будущему, — улыбнулся я.

— А иначе, какой смысл начинать новое дело, если оно ничем не отличается от старого? Да, в 1997 году в миссии лицея мы эпатажно записали: «В рекордные сроки стать лучшим образовательным учреждением Нижнего Новгорода». Как снисходительно нам улыбались в ответ: «Ах, эти детские амбиции!»... Но вот уже пять лет мы занимаем первую строчку в интеллектуальном рейтинге школ Нижегородской области, а наши выпускники становятся лучшими студентами ведущих вузов Нижнего, Москвы, Санкт-Петербурга...

— Да вы гениев растите!

— Нет, гением нужно родиться. Мы лишь помогаем детям раскрыть свои способности. Если коротко, то пытаемся выстроить единое образовательно-развивающее пространство, которое наделяет ребенка способностью жить и раскрываться в нашем мире. Качественное образование — это формирование «самости», самореализации, самооценки, саморегуляции... — Наталья Владимировна замолчала ненадолго и задумчиво произнесла:

— А Вы знаете, нам, педагогам лицея, повезло. Мало кому удается с нуля, с чистого листа, в отличной команде единомышленников создать новую школу. Помню, как мы ездили по другим учебным заведениям, смотрели, где какой опыт можно перенять, а потом все это переносили на нашу почву. Все наши ассамблеи наук и искусств, математические бои, олимпиады — плод совместной работы. Сейчас уже у нас активно перенимают идеи другие учебные заведения, но мы этому только рады.

Я всегда радовался успехам педагогов и учеников лицея, искренне переживал за них, когда слышал в трубке голос Натальи Владимировны:

— Николай Андреевич, сегодня наши ребята выступают на Всероссийской олимпиаде по математике (или по праву, обществознанию, русскому языку...)!

На аллее, ведущей от Шестой проходной ГАЗа к Главной, несколько лет назад была открыта фотогалерея лучших школьников Автозаводского района.

Когда я иду этой дорогой, всегда отмечаю, как много среди этих умных красивых детей наших лицеистов.

Не знаю, в какой момент у меня зародилась эта мысль... Просто на одном из лицейских интеллектуальных праздников четко осознал: умным детям нужно помогать. Вся история советских лет сводилась к тому, что мы львиную долю усилий направляли на работу с проблемами. Занимались с трудными подростками, разбирали на партсобраниях нарушителей дисциплины, ловили тунеядцев на дневных сеансах в кинотеатрах. Хорошие работники, талантливые ученики, грамотные специалисты получали лишь крохи внимания властей. Я понимал, что такая система порочна, что поддерживать нужно в первую очередь лучших, тогда за ними подтянутся и остальные.

Еще в 1810 году Александр I, создавая Царскосельский лицей, определил его главное предназначение как «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы».

Я убежден, что и сегодня актуальна идея об элитном образовании, о специальной подготовке будущих государственных деятелей, топ-менеджеров крупнейших предприятий, лучших специалистов в своей отрасли, словом, людей, которые смогут не только в совершенстве овладеть своей профессией, но и будут способны создавать новые рабочие места, определяя тем самым экономическое и социальное развитие страны в целом.

Тогда я и задумался о создании специального фонда «Наследники», который реально помогал бы одаренным детям получить лучшее образование, состояться в этой жизни, приобрести именно ту профессию, к которой лежит душа. Впрочем, создание фонда — дело не одного дня. Начать я решил с того, чтобы каждый год выплачивать лучшим пятидесяти ученикам лицея стипендию из личных средств.

Свою идею высказал директору Н. В. Созиновой.

— Николай Андреевич, Вы меня поражаете масштабом своей личности и умением выявить ключевую проблему! — воскликнула она, — эффект от подобного проекта будет огромным!

— Ну, для начала давайте реализуем этот проект, а уж потом будем хвалить его создателей, — улыбнулся я, и мы принялись за дело. Надо сказать, что в лице Н. В. Созиновой я нашел настоящего единомышленника.

— Наиважнейший навык школьных лет, — говорила она, — привычка к творческому труду. Публичное вознаграждение твоих трудов, причем не только моральное, но и материальное — лучшая пропедевтика будущего карьерного роста, а понимание того, что тебе, школьнику, оказывает доверие, на тебя надеется один из самых уважаемых людей в Нижегородской области — это уже урок нравственности и воспитание чувства ответственности за свои дела и поступки.

Первые стипендии лучшим ученикам мы вручили 1 сентября 2006 года. Ученики четвертых — девятых классов получили сертификат, удостоверяющий, что в течение полугодия им ежемесячно будет перечисляться по 500 рублей, лицеисты десятых — одиннадцатых классов могли быть уверены — своим умом они заработают по 1000 рублей ежемесячно.

— Николай Андреевич, Вам не кажется, что размер вознаграждения для нынешних школьников уж очень большой? — интересовались нижегородские журналисты.

До той поры в Нижнем Новгороде уже предпринимались попытки отдельных фирм и организаций выплачивать из суммы своих прибылей стипендии детям, успешно проявившим себя в учебе, имеющим спортивные, творческие достижения. Но обычно размер этих стипендий не превышал 500 рублей в полугодие.

— Ученики лицея побеждают в областных, региональных, всероссийских олимпиадах, каждый год выпускниками 165-го пополняется студенческое братство Московского государственного университета, — парировал я, — открывая лицей, мы, руководители ГАЗа, обещали детям, что в их учебном заведении всегда будут лучшие условия для учебы и творческого роста. Я обязан сдержать свое слово. Если же мыслить в масштабах страны, размышлять о перспективах возрождения, развития и приумножения ее интеллектуального потенциала, то на первый план выходит поддержка одаренных детей. Уверен, сегодня нужна программа специальной подготовки будущих государственных деятелей, людей, которые смогут в совершенстве овладеть профессией и создать новые рабочие места. На них будет лежать нравственная ответственность перед страной.

Сами же лицеисты не скрывали своей радости.

— Я куплю себе энциклопедию по химии! — воскликнула одна из девочек-стипендиаток в ответ на вопрос: «На что ты потратишь первые «заработанные» деньги?»

Глаза ее при этом лучились таким счастьем, словно она собиралась приобрести как минимум химический завод. Вообще, пообщавшись с лицеистами, я заметил — никто из ребят не собирался тратить стипендию на обычные подростковые безделушки. Все собирались либо копить деньги на оплату подготовительных курсов в вузах, либо приобретать на них книги, компьютерные программы, интернет-карты. Все-таки к заработанным своим умом деньгам и отношение соответствующее, уважительное.

Признаться, беспокоился я и еще по одной причине. Опасался, как бы стипендиаты не стали изгоями в собственных классах — дети ведь ревниво реагируют на успехи своих товарищей. Но здесь мои переживания были напрасны.

— В лицейских стенах нет места зависти, — успокаивала меня Н. В. Созинова, — у нас так заведено с первого класса. Стоит ребенку не победить даже, а всего лишь занять призовое место в каком-либо соревновании (спортивном, интеллектуальном, музыкальном — не важно), его поздравляет весь класс. Мы с младых ногтей учим ребят радоваться успехам других, «болеть» за своих друзей, одноклассников, и это дает свои плоды.

Наталья Владимировна была права. Вручая на сцене актового зала стипендии лучшим ученикам, я видел, как радовался за каждого лицеиста зал. Одноклассники аплодировали, кричали «Мо-ло-дец!», а едва стипендиат спускался в зал, бросались его обнимать. Такое не срежиссируешь.

О лицее можно писать много. Я действительно очень люблю это учебное заведение. Впрочем, особый лицейский дух привлекает не только меня. Об уникальном не только для нашего города, но и для страны лицее № 165 пишут многие средства массовой информации, сюда приезжают самые разнообразные VIP-персоны: от губернаторов до представителей духовенства.

В одном из интервью заместитель директора лицея № 165 М. Ю. Волкова сказала:

— Когда наша школа только затевалась и мы шли по коридору, перешагивая строительный мусор, мечтали, что будет что-то необыкновенное. Изначально было понятно: если за дело берется Горьковский автозавод, и в названии впервые в России появляется приставка «Имени 65-летия ГАЗа» — значит, ординарной школа не будет никогда. Я даже не говорю о проекте здания, речь идет о сущности лицея. Отношение должно было стать иным — к людям, к ученикам, к родителям, к учителям, к учебе. Пожалуй, в этом и состояла наша главная задача: сформировать у детей правильное отношение к миру. И мы справились. Для наших детей понятие «патриотизм» — не пустой звук. Они уважают людей, готовы принимать окружающих такими, какие они есть, и понимают, что общество, в котором они живут, создают они сами. Государство — это мы, люди. И то, каково живется нам в этом государстве, зависит прежде всего от нас. Именно в школе нужно научить человека созидательной активности, тому, что так свойственно нашим лицеистам. Ведь отличные знания — это не цель развития личности, это средство. Грош цена той школе, где целью учебы становятся знания. Ее стены могут покинуть интеллектуалы, но морально не развитые личности. И это страшно. Гений не всегда тождественен добродетели: история давала тому немало примеров.

Пожалуй, лучше и не скажешь. Стены лицея № 165 покидают интеллектуалы. Но помимо багажа фундаментальных знаний они владеют и искусством жить в этой стране и менять ее к лучшему. И за это спасибо тебе, Лицей!

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы