Живописная пара

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Зинина М. Живописная пара : [о выставке живописи «Вдохновение на двоих» художников Н. и А. Куликовских в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2008. – 4 марта. – С. 3

«Мы совпали с тобой, мы совпали

В день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами,

С пересохшим горлом — вода...»

                                  Роберт Рождественский.

«Если радость на всех одна, на всех и беда одна» — утверждает известная песня. Но есть люди, которые привыкли делить друг с другом не только счастливые и печальные минуты, но и... вдохновение. «Вдохновение на двоих» — так называется экспозиция автозаводских художников Нины и Александра КУЛИКОВСКИХ, открывшаяся недавно в районном выставочном центре.

Как поймать Рыбу

Зимой, когда дефицит ярких красок чувствуешь почти так же, как заблудившийся в пустыне бедуин ощущает нехватку воды, полотна Куликовских способны утолить этот изнуряющий цветовой голод. Они вовлекают в радужный водоворот необычных образов, подкупают свежестью видения и сочностью красок. Посетители выставки неспешно переходят от одной картины к другой, с улыбкой рассматривая «Розовое настроение», размышляя над «Моцартом и Сальери», любуясь «Домским собором»... За реакцией гостей внимательно наблюдают авторы, Нина Федоровна и Александр Иосифович Куликовские. Эта пара — живое опровержение расхожего мнения, что люди творческих профессий категорически не уживаются под одной крышей. Мои собеседники женаты уже 42 года.

— Мы познакомились в Казанском художественном училище — мне было 17 лет, училась на 1-м курсе, Саша — на 4-м, — рассказывает Н. Ф. Куликовская. — Помню, гуляем мы с подругой, а навстречу нам идет молодой человек. Невысокого роста, подтянутый, в черной рубашке с погончиками — тогда это было модно. Посмотрела я на него, и внутри словно что-то оборвалось. А он тем временем преспокойно с моей подружкой разговаривает. Потом спрашиваю у нее, кто это, а она удивляется: «Ты что, не знаешь Сашу Рыбу?» Как выяснилось, это прозвище он получил, потому что умел хранить доверенные ему секреты. Александр был едва ли не лучшим акварелистом в училище. Правда, потом он от акварели отказался, счел ее слишком легковесной, пишет теперь в основном маслом... После этой случайной встречи я стала постоянно думать о Саше, искать его взглядом. Так что первой влюбилась именно я.

— Но в итоге Рыба все-таки «попался» на ваш «крючок»?

— Да, спустя некоторое время мы стали встречаться. Учебе это абсолютно не мешало, наши фотографии даже повесили на Доску почета, рядышком. Окончив училище, Саша уехал в Мурманск, работал в местном драмтеатре. Целый год мы провели в разных городах, писали друг другу по два-три письма в день. Потом он поступил на художественное отделение Всероссийского государственного института кинематографии, я — вслед за ним. Вскоре поженились, родилась дочка. В институт стали ходить по очереди: один за партой сидел, а другой — с ребенком... Защитив диплом, Саша по распределению уехал в Орджоникидзе, работал в местном кинокомплексе: оформлял фильмы, снимался сам. А меня направили на Свердловскую киностудию. Я в слезах побежала в деканат: «Не разлучайте нас, мы женаты, ребенок маленький!» А мне отвечают: «Отдайте родителям, пусть воспитывают!» В общем, не захотели войти в наше положение.

— А значит, встал нелегкий выбор между карьерой и семьей. В чью пользу он был сделан?

— Мы выбрали семью. Однокурсник мужа Юрий Приданое сказал, что на Горьковском телевидении нужны художники. Так в 1972 году мы переехали в Горький. Через несколько лет нас с мужем приняли в Союз художников, мы оставили телевидение и стали заниматься живописью. В 1979 году родился сын Саша. Кстати, имя не получалось выбрать очень долго. Мне какое-то имя понравится — муж никак его не запомнит. Он что-то выберет — мне не по душе... А тут как раз моя племянница проездом в Горьком была. «Нин, — спрашивает, — кто у тебя родился?» — «Сын!» — «Сан Саныч?..» Мы посмеялись, а потом подумали: а почему бы нет? Кстати, это вообще какое-то судьбоносное для нашей семьи имя. Так зовут моего родного и двоюродного братьев, зятя. Мама тоже Александра. Внучка вот недавно с мальчиком стала дружить, я спрашиваю, как зовут ухажера, и получаю вполне ожидаемый ответ: «Александр...»

Волшебный остров

Увлечение живописью у маленькой Нины началось с... петухов. Она родилась в небольшой деревне Пермской области, в доме рядом с иконами висело полотенце, где были вышиты эти птицы. Однажды Нина их нарисовала. Увидев «перелетевших» на бумагу петухов, мама всплеснула руками: «Да у тебя талант, надо учиться!»

— Вскоре мама серьезно заболела, меня отдали в детский дом, — вспоминает Нина Федоровна. — Тогда же я начала заниматься в студии при Пермской художественной галерее. Участвовала в различных конкурсах. Альбомов и фломастеров, которыми обычно награждали победителей, у меня тогда целый склад скопился!.. Мне нравится писать все, что приносит людям радость. Раньше я ориентировалась на других художников, сравнивала свои работы с тем, что создали они. Но постепенно это прошло, наступила какая-то свобода, я начала писать вне рамок и правил, от души.

— А иконы приходилось писать?

— Это было единственный раз в жизни. Тогда началась перестройка, «развалился» Горьковский художественный фонд, который организовывал продажу наших картин. А у нас в этом плане не было ни малейшего опыта. Некоторое время мы просто не понимали, как в новых условиях жить, как зарабатывать, в буквальном смысле слова голодали. Друзья старались помочь, кто чем мог: приносили муку, картошку... Сын всю зиму проходил в кедах. В общем, это было очень тяжелое для нашей семьи время. И вдруг получаем заказ: нужно написать соборную икону для церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в поселке Гнилицы.

— Словно сам Господь вашей семье помощь послал...

— Помощь своевременную и нужную, но заставившую меня поволноваться. Нам рассказывали про иконостас в училище, но от нахлынувших эмоций все стерлось из памяти… Но когда настоятель церкви отец Николай меня благословил, пришла какая-то спокойная уверенность в своих силах. Я узнала, как делается левкас. Из курса истории искусств вспомнилось, что при создании икон можно использовать небольшие камни. Вы бы видели, какими круглыми от удивления глазами смотрели прохожие, когда молодая девушка в шляпке, туфлях на каблучках вдруг начинала посреди дороги ковыряться в земле! Как-то ребятишки полюбопытствовали: «Тетя, а что вы делаете?» А я бухнула первое, что в голову пришло: «Грибы собираю».

— Наверное, устроили «рейд» по пляжам — обычно там богатые «месторождения» красивых камешков...

— Однажды мы с моими Александрами пошли купаться на Оку. Пока я загорала, они принесли красивые разноцветные голыши. Как раз то, что нужно было для моей иконы. Оказалось, посреди реки есть островок, в основном состоящий из таких камней. Носили их с Оки целыми сумками, а прохожие недоумевали, видя, как мы шагаем с тяжелой ношей с реки, завидовали: «И где вы столько рыбы наловили?» Интересно, что прежде я этот остров не видела, и в следующем году он был скрыт от взгляда водой. Словно бы специально появился, чтобы мне помочь! За камешками в это чудесное место приезжали даже иконописцы из других городов, в том числе из Сергиева-Посада, из Троице-Сергиевой лавры... Над иконой я работала около двух месяцев. Молилась, постилась — друзья даже боялись, что в монастырь уйду. А у меня просто характер такой: если я за что-то берусь, то работаю с полной отдачей, выкладываюсь на все сто...

«Куликовские битвы»

— Ваша пара — это единое целое или союз во многом непохожих творческих индивидуальностей? — спрашиваю А.И.Куликовского.

— Скорее второе. Мы никогда не стремились быть похожими. Пожалуй, есть некоторое сходство в этюдах, потому что кончали одно училище. Но в остальном мы разные. Нина восхищается красотой мира как таковой. А мне хочется посредством ее выразить свои мысли, эмоции. Я учился на театральном отделении, потом долгое время работал в театре — может быть, поэтому мне интересны драматичные сюжеты, глубинные психологические конфликты. Мои работы — это поиск, размышление. А у Нины — полет, улыбка, жизнелюбие...

— Сложно ли творить бок о бок, не разгораются «куликовские битвы» за кисти, краски и идеи?

— До битв не доходит, хотя работать вместе действительно сложно. Когда пишешь картину рядом с другим художником, почти физически ощущаешь некую ауру его творчества, это мешает сосредоточиться, «поймать» вдохновение. Бывает, жена отвлечет каким-то неосторожным словом, и вот я уже «потерял нить», рассердился... Мы установили в мастерской ширму, это частично решило проблему.

— Вы согласны, что противоположности притягиваются? Или «рецепт» крепкого брака — сходство темпераментов и мировоззрений?

— Противоположности действительно притягиваются. Мы с Ниной по характеру достаточно разные, бывает, иногда спорим. Вы знаете, недавно я видел по телевизору мужа и жену, которые утверждали, что ни разу не ссорились. Смотрел на них и думал: разве это такой уж существенный плюс? Ведь спор помогает разрешить какие-то противоречия, прийти к компромиссу, и пара становится крепче. Конечно, обязательно должно быть уважение к своей половинке, без него брак не будет долговечным. Мы с Ниной и ссоримся, и миримся. Но самое главное, что мы любим...

Уникальное соЧЕТАние

«Вдохновение на двоих» привлекло внимание многих известных нижегородцев. Поздравить живописцев с открытием выставки подходит В. Н. Величко, председатель Нижегородской организации Союза художников России. В ответ на мою просьбу поделиться впечатлениями он отмечает:

— Стиль Куликовских очень узнаваемый. Нина любит яркие насыщенные краски, умеет увидеть чудо в маленьком цветке, в капле родниковой воды. Александр — талантливый портретист, каждое его полотно наполнено глубоким смыслом. Словом, это одни из ведущих нижегородских художников.

— Трудно быть полностью объективным по отношению к добрым друзьям, с которыми знаком несколько десятилетий, — улыбается заслуженный художник России К. И. Шихов. — И все же говорю искренне, с полной ответственностью: выставка великолепная! Здесь можно увидеть как хорошо знакомые, так и совершенно новые работы. Честно, я не устаю удивляться на Нину с Сашей: у них абсолютно разные мировоззрение, подход к творчеству — и как только не поцапаются? — смеется Ким Иванович. — Куликовские участвовали во многих всероссийских выставках, дважды их работы экспонировались за рубежом. А еще это очень добрые, отзывчивые и светлые люди...

— Творческая чета — явление вообще уникальное, — подчеркнула искусствовед член Союза художников России Н. В. Квач. — Если муж и жена посвятили себя искусству, между ними должны быть особое доверие, уважение. Нужно нащупать очень тонкую грань — если ты постоянно будешь идти на компромисс, жертвовать ради любимого минутами вдохновения, ты не состоишься как художник. А если станешь думать только о себе, пара «протянет» очень недолго. Не случайно распались такие знаменитые союзы XIX века, как поэтов Гумилева и Ахматовой, художников Ларионова и Гончаровой. К счастью, Куликовских такая участь миновала. Может быть, потому что они очень разные, им интересно друг с другом. Саша сдержанный, живет напряженной внутренней жизнью. Нина, напротив, открытая и импульсивная. Творчество Александра — это философское раздумье, а у Нины — восхищение праздником жизни. Например, оба рисуют кукол. Для Нины это тема игры, беззаботного детства. У Саши же — размышление о людях как марионетках в руках судьбы... А роднят Куликовских, пожалуй, удивительная доброта, позитивное отношение к жизни...

Мария ЗИНИНА. • Фото автора.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Александр Куликовский: «Семья – вот главное вдохновение!» Кошкина, О. Александр Куликовский: «Семья – вот главное вдохновение!» : [об автозаводских художниках] // Автозавод ONLINE. – 2011.
2 Вдохновение на двоих Вдохновение на двоих : [о выставке "Вдохновение на двоих"] // Рекламный вестник. – 2008. – 27 фев. – 4 марта. – фот.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
3 Автозаводский кудесник Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История)
4 Самый наивный художник Автозавода Солкина О. Самый наивный художник Автозавода : [о художнике-наивисте В. Мизинове] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 11-17 сент. (№ 80). – С. 8.
5 201 картина о любви Плаксунова О. 201 картина о любви : [о выставке "Преемственность: отец и дочь". Мария Владимировна и Владимир Иванович Занога] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 10 окт. (№ 39). – С. 14
6 Патриот земли нижегородской Дерябин А. Патриот земли нижегородской : [о художнике и учителе В.Ф Куликове] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 19 сент. (№ 36). – С. 21
7 Портреты-характеры Жукова А. Портреты-характеры : [о художнике-автозаводце Виталии Сысоеве и его выставке в ЦДПИ] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 22 нояб. (№ 46). – С. 11
8 Раньше срока распустятся розы Калюлина Г. Раньше срока распустятся розы : [интервью с автозаводской художницей Е.М. Карабановой] // Автозаводец. – 2015. – 7 марта (№ 26). – С. 11
9 Юность длиной в жизнь Махин В. Юность длиной в жизнь [Электронный ресурс] : [о Доме пионеров Автозаводского района, его работе и сотрудниках]. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/05/29/6040 (Дата обращения: 20.08.2015)
10 Лесная скульптура Лесная скульптура : [о И. Зарубине и его работах из дерева] // Автозаводец on-line. – 2014. – 11 сент. – (№ 82). – С. 7

Страницы