Заглянуть в семейный альбом
Однажды о семье Захаровых газета «Автозаводец» уже писала. 25 февраля 1955 года вышла статья «Жители одного дома». А тремя годами раньше Павел и Валентина Захаровы и трое их детей справили новоселье.
В 1952 году в семье мастера рамного цеха Горьковского автозавода имени В. М. Молотова родились близнецы Люся и Света. И у первенца Захаровых — Юры — за один час появились сразу две сестры.
«Большому семейству не пристало ютиться в коммуналке», — решили на предприятии и выделили Захаровым новую двухкомнатную квартиру.
Людмила Павловна Трифонова, Ольга и Алексей Хонины
Жили супруги дружно и счастливо. В выходные вместе с детьми гуляли в парке или смотрели фильмы в киноконцертном зале. Но в 1970-м в дом пришла беда — в возрасте 40 лет умерла Валентина Александровна Захарова. Еще через несколько месяцев не стало и отца. Павел Иванович был старше супруги на десять лет и ушел из жизни в пятьдесят.
— Родители очень любили и уважали друг друга, — вспоминает Людмила Павловна. — У мамы было больное сердце, и отец старался помочь ей во всем. Даже соленья-варенья на зиму заготавливал. А когда жене стало совсем худо, носил ее на руках на пятый этаж.
Познакомились Павел и Валентина на Горьковском автозаводе. Первая запись в трудовой книжке Павла Захарова датирована 1935 годом. Горьковский автозавод направил семнадцатилетнего юношу в школу фабрично-заводского ученичества, осваивать профессию токаря. И уже через год Павел стал работать в кузовном цехе. А в мае 1939-го уволился в связи с уходом в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Никаких сведений о дальнейшем периоде жизни основателя автозаводской династии Захаровых, к сожалению, не сохранилось. Даже отсутствуют некоторые страницы в трудовой книжке, которые могли бы пролить свет на ход событий. Единственное документальное свидетельство — пожелтевшая фотография 1943 года, где Павел Захаров изображен в морской форме.
— По обрывкам фраз нам удалось установить, что дед поступил в военное училище, — рассказывает внучка автозаводца Ольга Хонина. — Но для этого ему пришлось на несколько дней «состарить» себя, изменив дату рождения. Позже Павел Иванович принимал участие в советско-японской войне 1945 года. Судя по всему, он служил на подлодке в составе Тихоокеанского военно-морского флота. Но это всего лишь предположение. После того как руководство Автозавода «ГАЗ» проявило интерес к истории нашей семьи, мы тоже захотели узнать больше о своих предках.
Секретный период в биографии Павла Захарова продлился целых десять лет. Следующая запись появляется в его трудовой книжке только в 1949 году, когда Павла Ивановича назначили старшим мастером участка сборки картеров прессово-рамного производства. Затем он работал инженером по планированию в службе энергетика, а 1 января 1968-го был назначен начальником смены рамного цеха прессового корпуса. В сентябре 1970-го Захаров уволился из-за тяжелой болезни.
— Отца на заводе очень уважали, — вспоминает дочь Людмила. — Он уже знал, что дни его сочтены, и позаботился о моем переводе из инструментального цеха, куда я устроилась фрезеровщицей, в производство, где трудился сам. Доверил коллегам присматривать за дочкой... В то непростое время начальник ПДС Анатолий Михайлович Елизаров заменил мне папу.
Сама Людмила Павловна так же, как когда-то ее родители, в рамном цехе познакомилась со своей второй половинкой — будущим мужем Алексеем Трифоновым.
Дочь Павла и Валентины Захаровых отработала на одном месте 42 года. Коллеги с первых дней окрестили ее Валечкой — очень уж она была похожа на маму, которая в свое время работала делопроизводителем в жилищно-коммунальном отделе ГАЗа. Старшая Захарова завершила свою трудовую биографию делопроизводителем-табельщиком в жэке № 4 УЖКХ ГАЗа, была активистом Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Сохранилась фотография, где председатель комитета ДОСААФ В. М. Медведев вручает ей Почетную грамоту и памятный подарок.
В настоящее время династию первого поколения автомобилестроителей Захаровых продолжает внучка Павла Ивановича Ольга. Впервые на ГАЗе она оказалась в 15 лет — по совету мамы пришла подработать в летние каникулы. А 21 июня 1992 года устроилась в эмальцех транспортировщицей. И вот уже почти четверть века трудится на Горьковском автозаводе.
Одно из ярких воспоминаний первых лет работы — церемония посвящения в молодые рабочие. С той поры в семейном архиве бережно хранятся памятные часы.
Ольга была сварщиком машинно-контактной сварки в цехе сборки-сварки цельнометаллических кузовов, контролером в дирекции по качеству на проекте Daimlerег и последние два года трудится в цехе сборки каркасных автобусов производства спецтехники АЗ «ГАЗ».
— Мне очень нравится моя работа, — рассказывает Ольга Хонина. — Мы изготавливаем технику, которую ждут покупатели по всей стране, и это очень приятно — принимать участие в выпуске востребованного продукта. За два года коллектив цеха успел стать для меня родным.
Официально трудовой стаж Захаровых-Трифоновых-Хониных перевалил за сто лет, но фактически эти цифры гораздо больше.
В разные периоды жизни здесь работали все мои родственники, — говорит Ольга. — И двоюродные сестры, и дядя, и отец Алексей Алексеевич Трифонов, и сестра Наталья. Отец моих детей Александр Хонин продолжает трудиться газоэлектросварщиком в цехе сборки-сварки цельнометаллических кузовов, где мы и познакомились. Старший сын Сергей, второкурсник НАМТа, учится на автослесаря и планирует продолжить автозаводскую династию. Второй сын — семилетний Алексей — с будущим тоже определился: собирается стать газоэлектросварщиком.
Профессия нужная и красивая, — считает первоклассник. Во время экскурсии по заводу младший из династии Захаровых впервые увидел промышленные роботы. Огромные, быстрые и умные машины очаровали мальчика. Теперь он знает, почему «ГАЗели» — самые лучшие автомобили.
Ирина ЧЕСТНОВА
Фото Артема СЕМЕНОВА
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Честно служить — ни о чем не тужить | Честнова И. Честно служить — ни о чем не тужить : [о рабочей династии Моисеевых] // Автозаводец. – 2017. – 21 фев. (№ 20). – С. 2 |
2 | День трудовых династий | Честнова И. День трудовых династий : [о встрече на ГАЗе с представителями трудовых династий] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 1. |
3 | Наследие семьи | Ростокина А. Наследие семьи : [о трудовой династии автозаводцев Калягиных-Теньковых] // Автозаводец. – 2016. – 18 окт. (№ 118). – С. 3 |
4 | От одного дома к другому | Калюлина Г. От одного дома к другому : [о рабочей династии Волковых-Богдановых] // Автозаводец. – 2016. – 16 авг. (№ 91). – С. 2 |
5 | Линии судьбы | Ростокина А. Линии судьбы : [о трудовой династии Чивкуновых-Потаповых-Емелиных] // Автозаводец. – 2016. – 11 авг. (№ 89). – С. 3 |
6 | Секрет в трудолюбии | Калюлина Г. Секрет в трудолюбии : [о рабочей династии Едемских-Булановых] // Автозаводец. – 2016. – 28 июля (№ 83). – С. 3 |
7 | Соединяя судьбы и сердца | Махонина А. Соединяя судьбы и сердца : [о рабочей династии Шабаниных-Маховых] // Автозаводец. – 2016. – 2 июня (№ 60). – С. 4 |
8 | Детство под бомбежками | Мухина Е. Детство под бомбежками : [о заслуженном автозаводце, ветеране автомобильной промышленности России И.И. Юдине]. – Автозаводец. – 2016. – 14 апр. (№ 41). – С. 4 |
9 | Работали честно... | Калюлина Г. Работали честно... : [о трудовой династии Жулиных] // Автозаводец. – 2015. – 23 апр. (№ 45). – С. 5 |
10 | Гиперболоид инженера Соколова | Калюлина Г. Гиперболоид инженера Соколова : [о трудовой династии Соколовых] // Автозаводец. – 2015. – 2 апр. (№ 36). – С. 5 |