За строкой наградного листа

Тельной И. За строкой наградного листа // За Отчизну, свободу и честь! : очерки о Героях Советского Союза – горьковчанах. – Горький, 1975. – Кн.4. – С. 83-89

«…Противник, наведя переправу через реку Припять, намеревался нанести удар мотомеханизированными частями с фланга... Получив приказ, Волгин, в условиях плохой видимости, быстро разыскал переправу и уничтожил ее... За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество, отвагу и героизм достоин присвоения звания Героя Советского Союза». (Из наградного листа, подписанного командиром гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка 1 октября 1943 года).

Выровняв линию фронта на Курской дуге, советские войска устремились на запад. Твердую поступь танков и пехоты Центрального фронта надежно поддерживали ударами с воздуха самолеты 16-й воздушной армии генерала Руденко. Наряду с другими соединениями этой армии сражалась и гвардейская штурмовая авиадивизия, в состав которой входил полк, где служил Василий Волгин.

Вторая половина сентября сорок третьего года. Штурмовой авиаполк перебазировался на Черниговщину. Отсюда летчики полка летали за Днепр, где армии левого крыла Центрального фронта, форсировав реку, шаг за шагом расширяли захваченные плацдармы. Уже не раз побывал в небе Правобережной Украины и заместитель командира авиаэскадрильи двадцатитрехлетний капитан Волгин. Ему, коренному волгарю, Черниговщина напоминала родные места: случайно уцелевшая по соседству с аэродромом деревенька была чем-то похожа на село Яблонку Вадского района, где промчалось детство Василия, а сосновые леса, раскинувшиеся вдоль Днепра и по берегам Припяти, воскрешали в памяти родное Заволжье, которое автозаводский комсомолец увидел впервые, поднявшись в воздух на учебном самолете аэроклуба.

Однажды Волгин вернулся из очередного полета. Спрыгнув на землю, он тут же оказался в крепких объятиях механика Губарева и техника по спецоборудованию Капущевского. Тиская сухощавую и ладную фигуру капитана, перебивая друг друга, они тепло поздравляли его:

— С орденом Красного Знамени!

А Губарев добавил:

— И дивизия теперь стала называться Черниговской!..

Весть о награждении третьим орденом для капитана Волгина была не так уж неожиданной. Еще месяц назад ему пообещали награду. Это было так. В первый день наступления Центрального фронта на Севском направлении группа «илов» под его командованием нанесла удачный удар по противнику в районе Усоль — Звенючин — Юрьевка. За ударом штурмовиков последовала атака наземных войск, которая завершила прорыв вражеской обороны. За отличные действия летчикам, участвовавшим в нанесении удара, была объявлена благодарность.

В тот же день Волгин снова возглавил группу штурмовиков. Теперь предстояло ударить по скоплению танков и артиллерии в районе Орлика. Получив боевое задание, и тщательно изучив его, капитан Волгин решил обмануть гитлеровцев. Он поднял свою группу в воздух и стороной повел ее в тыл противника. Оказавшись западнее Орлика, «илы» по сигналу командира развернулись и с тыла ударили по вражеским войскам. Фугасные и противотанковые бомбы легли в цель. Фашисты потеряли шесть танков, две артбатареи и около полсотни солдат. Их контратака провалилась, не успев начаться. Тогда-то Волгину и передали похвалу командира дивизии и обещание представить его к награде.

Но и после Севска Волгин много раз самоотверженно и умело «утюжил» оккупантов. В первой половине сентября, командуя группой штурмовиков, он нанес прицельный удар по железнодорожному узлу Бахмач, где удалось разбить склады противника, разрушить подъездные пути и взорвать стрелки. А совсем недавно, 20 сентября, ему трижды пришлось водить группу в район Тупичева, что севернее Чернигова. Здесь его штурмовики уничтожили до тридцати автомашин и подавили огонь дивизиона полевой артиллерии противника.

Углубившись в воспоминания, капитан неторопливо направился к березовой роще, где размещались землянки личного состава.

Его мысли прервал голос дежурного:

— Капитана Волгина — к командиру!

«Батя решил поздравить с орденом»,— подумал Василий и тотчас повернул к штабу полка. Он не ошибся. Командир полка прежде всего поздравил Волгина с наградой. А потом пригласил сесть и, раскинув на столе карту, сказал:

— Только что звонил командарм. Нашему полку поручено весьма ответственное задание.— Чуть повременив, командир спросил: — Кого из вашей эскадрильи вы могли бы рекомендовать для выполнения этого дела?

— Пошлите меня!— попросил Волгин.

— Спасибо! Иного ответа я не ожидал. Одобряю, одобряю, — улыбнулся командир полка. — А теперь о сути задания. Дело в следующем: танковая дивизия противника, которая особенно интересует командование нашего фронта, оказалась у переправы через Припять. Вот здесь, — командир отточенным острием синего карандаша обвел на карте обширный район севернее надписи «Чернобыл», — по всей вероятности, фашистские генералы намерены перебросить ее через реку и ударить во фланг наших частей. Чтобы этого не произошло, надо разрушить переправу. Бомбардировщикам не удалось разбить ее. Приказано это сделать нам. А точнее — вам в паре с любым экипажем. Учтите! Переправа сильно прикрыта. Там больше, чем надо, зенитной артиллерии, да и «мессершмиттов» немало. Подобраться к переправе не просто. Но, как говорится, надо сделать все и даже сверх того. Пожалуй, лучше будет ударить по переправе в сумерки. Это один из подходящих вариантов...

Назначив время вылета, командир полка добавил:

— На обратный путь горючего, видимо, не хватит. Поэтому после выполнения задачи скорее перетягивайте самолеты через линию фронта. А здесь, если почему-либо нельзя будет воспользоваться аэродромом соседнего полка и не окажется подходящего места для посадки машин хотя бы на «брюхо», разрешаю применить парашюты...

Не теряя времени, Василий начал обдумывать задание, изучать маршрут к переправе. Он сопоставлял вылеты, которые в течение года ему довелось успешно совершить в строю полка. И в каждом из них отбирал крупицу наиболее ценного, что могло пригодиться, еще раз воочию убеждаясь, что ни в каком училище не получишь того, что приобретается в бою.

Капитан Волгин вспомнил конец лета и начало осени прошлого года. Их штурмовой авиаполк, еще не будучи гвардейским, прибыл тогда на защиту Сталинграда. И сразу же бои и бои вплоть до февраля сорок третьего. 39 боевых вылетов — больше чем кто-либо другой из их полка — выполнил там пилот Василий Волгин! Он тогда еще не имел офицерского звания.

В огненном небе Сталинграда Василий вырос, возмужал, накопил боевой опыт, заслужил орден Красного Знамени. Стал коммунистом.

В его памяти всплыл сентябрь сорок второго года. При выходе из одной атаки на их группу из шести «илов» обрушились восемь «мессеров». Штурмовики по команде ведущего приняли боевой порядок — оборонительный круг. И все же два «мессера» пытались зайти в хвост ведущего. Волгин стремительно атаковал вражеских истребителей. Одного из них подбил, а у другого летчика сдали нервы — сам повернул восвояси. Такой же случай произошел и в октябре в районе Кузьмичей. Тогда тоже на ведущего насели два «мессера». Несмотря на то что на помощь этим двум спешили еще четыре, Волгин бросился на истребителей и отогнал их от своей группы.

Дальше Василий перебрал случаи, когда ему приходилось действовать в сложных метеоусловиях, при плохой видимости. Были и такие в его боевой практике. И не однажды. Вот, например, один из них. В середине октября прошлого года их группе было приказано нанести удар по скоплению танков и автомашин в оврагах около Россошки. В районе цели стоял сплошной туман. Волгину и его боевым друзьям пришлось снизиться до трехсот метров. И все же они нанесли удар по врагу. То же было и 19 ноября 1942 года, когда наши войска перешли в наступление, которое завершилось окружением и разгромом немецко-фашистской группировки. Тогда также стоял густой туман и массированное применение авиации исключалось. Командование разрешило действовать лишь ларами и одиночными самолетами. В тот день Волгин в паре со старшим лейтенантом Иваненко почти при нулевой видимости изрядно «потрепали» моторизованную колонну врага. А 27 ноября? Был снегопад. Волгин первый раз был назначен ведущим группы, которой предстояло совершить налет на аэродром гитлеровцев. И здесь боевая задача была выполнена успешно.

«Удар по переправе надо нанести в сумерки, когда враг меньше всего ожидает нападения!»— заключил он свои размышления.

Потом капитан Волгин задумался над тем, как сохранить самолеты. Ведь горючего никак не хватит на обратный путь. Сложность заключалась в том, что даже он, летчик с опытом, не имел должной ночной подготовки, а лейтенант Славников, которого решил взять в напарники,— тем более. Вспомнил Волгин случай, который произошел с ним в один из дней Сталинградского сражения. Тогда он в паре с Карбушиным штурмовал скопление противника в районе Винновки. На обратном пути гитлеровским зенитчикам удалось повредить его самолет. Машина стала плохо управляемой. А тут еще облака и туман навалились на землю. И все же Василий сумел перетянуть самолет через линию фронта и посадить его на совершенно непригодной местности.

«И сегодня ты должен сделать все возможное для спасения машины!» — приказал он себе.

...Солнце уже скрылось за горизонтом, когда Волгин и Славников, получив от командира полка «добро!», направились к самолетам. Возле машин их ждали воздушные стрелки. Здесь, как всегда, трудились техники и вооруженцы.

Летчиков встретил Губарев. Всегда аккуратный и точный, он, как и положено, доложил о готовности самолетов к вылету. А потом уже неофициально добавил:

— Возвращайтесь благополучно!

Взревели моторы. Взмах флажком, и два «ила», один за другим взмыв в воздух, почти тотчас скрылись за рощей, тронутой осенним багрянцем.

Капитан Волгин вел самолет на небольшой высоте. Чуть прищуренными глазами он старался не пропустить площадку, пригодную для посадки самолетов. Обнаружив подходящую площадку, Василий тут же сопоставлял ее с картой, выбирал хорошо заметные ориентиры. За ведущим неотступно следовал его ведомый. Волгин подумал: «Хорошо летит — словно привязанный».

Осталась позади иссиня-сероватая гладь Днепра. Теперь под крылом самолета все чаще и чаще проплывали сосновые перелески, а то и сплошной лес. Здесь плацдарм наших войск. А дальше линии фронта. Ее нетрудно заметить по артиллерийским и минометным разрывам.

Линию фронта штурмовики пересекли благополучно. Капитан Волгин по-прежнему держал курс на запад. Лишь оставив город Чернобыл справа сзади, самолеты повернули на север, а затем на подходе к Припяти взяли курс на восток — в сторону переправы.

Волгин старался вести самолет ближе к земле, наблюдая за извилистой Припятью.

По его расчетам, до переправы оставалось несколько минут лёта.

Но вот показалось серое облако пыли, поднимавшееся с земли. «Машины»,— вмиг догадался капитан. И тут же увидел слева темноватую полоску, пересекавшую реку. «Переправа!» Он набрал необходимую высоту, а затем круто бросил машину на переправу. Пологое пикирование. Нажатие пальцем на кнопку сбрасывания, и бомбы обрушились вниз...

Желая удостовериться в результатах бомбового удара, Волгин, не медля, развернул самолет для повторного захода на цель и с удовлетворением увидел: бомбы точно попали в мост, разрушили один из его пролетов. Со снайперской точностью положил бомбы и Славников.

Подходы к реке, запруженные фашистскими машинами, замерли.

«Пройдемся над дорогой», — решил Волгин.

Зенитчики противника открыли огонь, но Василий, с яростью нажимая на гашетку, неотступно вел самолет над фашистской колонной. За ним шел Славников.

Полностью израсходовав боезапас, они легли на обратный курс и пересекли линию фронта, а затем и Днепр. Только тут Волгин заметил, что горючее на исходе. «Чертова горючка!» — зло выругался он и начал искать аэродром соседнего полка и площадки, ранее намеченные им для возможной посадки.

Задача нелегкая. Осенние сумерки сгущались. Земля еле-еле просматривалась. Но вот, наконец, аэродром соседнего полка! Секунды — и колеса, коснувшись земли, застучали по ней. И тут же натужно чихнул, а потом и совсем остановился мотор — вышло горючее. Но теперь уже все позади — приказ выполнен!..

Приземлился и Анатолий Славников.

Поздравив всех участников боевого вылета с успешным выполнением задания и поручив воздушным стрелкам охрану самолетов, Волгин вместе с лейтенантом Славниковым отправились на поиски своего аэродрома.

Около полуночи они уже были в штабе полка. Командир ждал их.

Не выслушав доклада, он одного за другим крепко обнял летчиков и радостно произнес:

— Знаю, знаю! Мне уже сообщили из армии. Генерал Руденко приказал представить вас к высоким наградам, — повременив, командир полка добавил: — Отдыхайте! Самолеты доставят без вас.

За подвиг на Припяти и за предшествующие боевые вылеты гвардии капитану Василию Леонтьевичу Волгину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Храбро сражался наш земляк и в последующих боях. Вскоре он был назначен в своем же полку командиром эскадрильи и летал со своими летчиками в небе Белоруссии. «Илы» его эскадрильи громили врага под Речицей и Бобруйском, под Слуцком и Барановичами, под Пружанами и Брестом. За доблесть, мужество и отвагу, проявленные им в Белорусской операции, Василий Леонтьевич был награжден орденом Александра Невского. Участвовал он и в освобождении Польши. Победу над врагом отметил в Берлине, будучи помощником командира авиаполка по воздушно-стрелковой службе. К концу войны в летной книжке нашего земляка числилось 159 успешных боевых вылетов.

После войны Василий Леонтьевич закончил Военно-Воздушную академию, и в настоящее время генерал-майор авиации Волгин продолжает службу в Советских Вооруженных Силах.

Василий Леонтьевич привил любовь к авиации и своим сыновьям. Его старший сын Александр окончил летное училище. Младший — Вадим — тоже мечтает вступить в строй военных летчиков. Сыновья идут по пути отца.

И. ТЕЛЬНОЙ

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Волгин Василий Леонтьевич Волгин Василий Леонтьевич // Герои Советского Союза – горьковчане. – Горький, 1981. – С. 57
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Наследие Победы Наследие Победы. Арт-объект, посвященный Герою Советского Союза Юрию Смирнову, открыли в автозаводской школе №169 // Автозаводец. – 2023. – 12 окт. (№ 41). – С. 15. – (Память).
3 Образ Победы Образ Победы : [об открытии арт-объекта в честь Героя Советского Союза Алексея Поющева] // Автозаводец. – 2023. – 21 сент. (№38). – С. 15. – (Память).
4 Памяти героя Андайкин С. Памяти героя : [об открытии в Автозаводском районе мемориальной доски Герою Советского Союза Н.П. Кабалину] // Автозаводец. – 2021. – 8 июля (№27). – С. 16. – (Эхо событий).
5 Засекреченный герой Запевалов В. Засекреченный герой : [о Герое Советского Союза Алексее Ивановиче Лебедеве] // Автозаводец. – 2020. – 10 дек. (№50). – С. 16
6 Онусайтис Юрий Иосифович (1921–2005), Герой Советского Союза, генерал-майор Онусайтис Юрий Иосифович (1921–2005), Герой Советского Союза, генерал-майор / Международный объединенный биографический центр : сайт. – Режим доступа: http://www.biograph.ru/index.php/persons/4413-onusaitis (дата обращения: 12.12.2018).
7 Герой Советского Союза генерал Онусайтис Орешкин Г. Герой Советского Союза генерал Онусайтис / «ЭкоГрад. Московский экологический журнал». – Режим доступа: http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-kultury/geroj-sovetskogo-soyuza-general-onusajtis (дата обращения: 15.12.2018).
8 В память о герое Жукова, А. В память о герое : [улица Прыгунова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 12 апр.(№ 14). – С. 15.
9 Бюст Герою Советского Союза Александру Прыгунову установили в Автозаводском районе Бюст Герою Советского Союза Александру Прыгунову установили в Автозаводском районе : [Электронный ресурс] // Патриоты Нижнего. – Режим доступа: http://nn-patriot.ru/?id=8634 (дата обращения: 12.12.2016)
10 Александр Васильевич Прыгунов Александр Васильевич Прыгунов [Электронный ресурс] : [о подвиге Героя]. – Режим доступа: http://likrus.ru/abc_database/object/6830 (дата обращения:12.02.2016)

Страницы