Войны простая «повседневность»
К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
За семь десятков лет, отделяющих нас от победного мая 1941-го, о войне написано много. Историки, военачальники, руководители оборонных отраслей по датам воспроизвели на страницах своих мемуаров сражения, решившие исход Великой Отечественной, перевод предприятий всей страны на военные рельсы, героический труд оставшихся в тылу. Военная тема в произведениях литературы — это, вообще, отдельный разговор. Между тем уникальными и достоверными источниками знаний о войне являются дневниковые записи людей, отнюдь не претендовавших на роль историографов, но регулярно фиксировавших в обычных ученических тетрадях все, что они делали, видели, чувствовали в те дни и годы.
Такие личные свидетельства хранятся и в фондах музея истории ОАО «ГАЗ», например, объемные дневники инженера В. А. Лапшина, охватившие период 1935-1969 годов. Приближающийся юбилей Великой Победы — повод познакомить с этими рукописными документами эпохи широкого читателя. Однако, приступая к публикации, стоит оговориться, что воспринимать эту хронику происходящего нужно с учетом условий того времени. В годы войны описывать свои впечатления и реакцию на события было небезопасно. Любая лишняя фраза, оговорка могли привести к плачевным последствиям для автора.
Что известно об этом человеке?
Василий Алексеевич Лапшин родился в 1895 году в Ивановской области в семье рабочего. В 1911 году окончил школу и поступил учеником слесаря на текстильную фабрику. Участвовал в первой мировой войне. В апреле 1915-го был контужен и взят в плен. Три года провел в Австро-Венгрии, в лагерях для военнопленных. Бежал, вернулся и вновь устроился на работу слесарем. Затем был призван в Красную Армию, сражался на фронтах гражданской войны. Демобилизовавшись в 1922-м, В. А. Лапшин приехал на родину, поступил на прежнее место работы. После окончания Ленинградского политехнического института в 1930-м был направлен в Нижний Новгород на Автострой. На Горьковском автомобильном заводе он прошел путь от рядового инженера до заместителя главного инженера. Во время Великой Отечественной как высококвалифицированный специалист продолжал трудиться на ГАЗе. Василий Алексеевич — автор нескольких книг, брошюр и журнальных статей в области электронагрева. Награжден орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, другими орденами и медалями. После ухода на заслуженный отдых В. А. Лапшин долгое время возглавлял автозаводское отделение общества «Знание», стал одним из инициаторов создания заводского музея истории.
Предлагаем вниманию наших читателей отрывки из дневниковых записей В. А. Лапшина, сделанных в 1941 году.
27 сентября
В обеденный перерыв работницы ГАЗа из отходов производства вяжут носки для фронтовиков. 1941 г.
Как быстро идет время. День за днем, неделя за неделями — 22 сентября исполнилось три месяца со дня вероломного нападения фашистов на нашу Родину. Работаем мы на заводе так, как еще никогда не работали. Выпускаем очень много разнообразной продукции для нужд фронта. Сегодня закончил работу ранее обыкновенного и уже в 8 часов был дома. Наступила очень холодная для такого времени погода. Сегодня падал снег. Это хорошо, что так рано холодает, выморозит фашистов из СССР.
17 октября
Утреннее радио передало сводку о том, что бои идут на всех фронтах и в особенности на западном направлении, где обе стороны несут большие потери. В обед в столовой встретился с Гусаковым, заместителем главного энергетика ЗИСа. Они едут из Москвы на машинах в Ульяновск. Эвакуировались очень быстро. В ночь с 16-го на 17-е выехали. Едут много на закрытых ЗИЛах, на автобусах и грузовиках. Ребятишки сидят закутанные в одеяла. У нас в одной из школ устраивали отдых и ехали дальше. Уезжая отсюда, остановились у булочной на нашей улице, где брали хлеб и булки. Машины сразу же окружил народ.
18 октября
Утром по радио было сообщение о том, что наши войска эвакуировались из Одессы по стратегическим соображениям. На фронте идут ожесточенные бои. Погода морозная. Выпавший снег не тает. Поскорее бы ударили морозы пожестче, чтобы выморозить фашистов, как пруссаков-тараканов.
19 октября
Снег шел целый день и покрыл полностью дороги, тротуары, весь наш сад в бусыгинском квартале. Ребятишки уже организовали катанья на санках. На заводе только несколько дней назад прекратили красить земляной краской здания. Теперь надо перекрашивать в белый цвет...
21 октября
Жену мобилизовали в военный госпиталь здесь, на Автозаводе. Ведет лечение 60 раненых бойцов. Теперь она очень занята и меньше бывает дома, да, кроме того, дежурства в госпитале... На фронте продолжаются напряженные бои. Постановлением Комитета обороны подступы к столице обороняет командующий западным фронтом генерал армии Жуков. Бои идут под Можайском, Малоярославцем и на Таганрогском направлении. Из Москвы по Московскому шоссе ехало в эти дни много машин, груженных домашним скарбом и людьми. Многие горьковчане возмущались тем, что едут здоровые мужчины. Почему не остались защищать Москву? Мой любимый писатель А.Толстой сейчас в Горьком. На днях в «Горьковской коммуне» были две его статьи. Замечательные статьи, такие мобилизующие. «Правды» почему-то нет уже несколько дней. Погода отвратительная. Снег растаял, целый день льет дождь. Много воды, слякоть, грязь.
27 октября
Утреннее радио принесло печальные новости. Слышишь уже по голосу диктора, что сообщит неприятное. И правда. Наши войска оставили Сталино в Донбассе. Когда сообщают о взятии немцами наших городов, переживаешь неприятные минуты.
Прислали повестку об освобождении комнаты, 9 кв. м, для заселения временных жильцов из Москвы. Надо потесниться. Около Главной конторы все еще стоит штук 25 машин, груженных имуществом, и автобусы с людьми. В «Горьковской коммуне» опубликовано сообщение о том, что организован городской комитет обороны Горького и городов области. Мы теперь прифронтовая тыловая полоса. С завода много народа уехало строить укрепления.
5 ноября
Вчера фашистские самолеты появились над нашим заводом около 4 часов. Летали низко над крышами цехов. Сбросили бомбы. В 4 часа 25 минут бомба попала в РМЦ. Около 9 вечера появились вновь. Затем около 12 часов ночи, и улетели около 4 часов утра. Весь день прошел в напряжении.
22 ноября
Всю неделю работали по ремонту компрессора и мотора в компрессорном-2. День и ночь был на заводе. Ночью прикорнешь где-нибудь на стуле, вздремнешь с полчасика — и опять на ногах. Вчера всю работу закончили, сделали пробное включение мотора, пошел хорошо, затем соединили муфту, пустили с компрессором — тоже удачно. С чувством удовлетворения отправился домой. Колоссальнейшую работу проделали в течение недели. По мирному времени ее хватило бы недели на три.
27 ноября
Утро. Облачно. Лениво падают снежинки в тихом воздухе. Иду домой после дежурства, чтобы умыться, побриться. Ночь прошла спокойно. Небо очистилось к 12 часам, и были видны звезды. В такую погоду возможен налет вражеских самолетов. Иду мимо разрушенных первыми двумя налетами профтехкомбината, гаража, бараков, вернее, сожженных, а не разрушенных, так как здесь были сброшены зажигательные бомбы. Сбросили несколько десятков, так что не могли затушить. Здания сгорели. При виде этих разрушений зло берет. Вспомнишь об убитых во время бомбардировок — еще больше обозлишься и хочешь, чтобы поскорее уничтожить этих сволочей. Из электроцеха убиты Баландин, Ткач (бухгалтер), Андреева — работница по термозащите. Все знакомые, хорошие люди...
13 декабря
Дома не был почти всю неделю. Все время на заводе. Теперь мы здесь завтракаем, обедаем, ужинаем. Вот плохо спать приходится не раздеваясь. Конечно, раздеться можно, но как-то неприятно в одном белье вставать и подходить к телефону. А звонят ночью часто.
Сегодня исполнилось ровно 11 лет, как я приехал на автозавод. Как давно это было. Одиннадцать лет. Приехал, а завода в том виде, в каком он есть сейчас, еще не было, На месте литейного корпуса был пустырь. На месте ТЭЦ было поле, и через него мы ходили в столовую на Американский поселок. Как изменились за это время и завод, и Соцгород. В Соцгороде летом масса зелени, деревья сильно разрослись.
21 декабря
Дома почти не бываю. Дежурим с Сорокиным по очереди. День — он, день — я. Валя (жена) тоже дежурит в госпитале, так что иногда не вижу ее по три дня.
20 декабря
Утром в столовой быстро распространился слух о том, что наш завод награжден правительством орденом Ленина. Награжден за изготовление танков и другого вооружения. Это сообщение вызывает чувство гордости за завод и его коллектив. 1 января исполняется 10 лет со дня пуска завода, и это награждение, совпадающее с десятилетием, еще более усиливает чувство радости и гордости, особенно среди нас, старых работников, на глазах которых и при участии которых росли корпуса, монтировалось оборудование. Я лично счастлив и горд сознанием того, что и моя заслуга, очень небольшая, но все-таки есть в том, что завод стал орденоносным. Завтра по этому случаю устраивают митинг. Мне дали указание осветить площадь у ИШО прожекторами. Митинг будет в 7 ч. 30 минут утра, когда еще темно.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Сто дней и ночей | Колесникова Н. Сто дней и ночей : [о восстановлении автозавода после бомбежки 1943 года] // Автозаводец. – 2018. – 23 окт. (№ 119). – С. 3 |
2 | Танки Великой Отечественной | Шерстинский В. Танки Великой Отечественной : [о выпуске ГАЗом военной продукции] // Автозаводец. – 2016. – 20 окт. (№ 119). – С.4 |
3 | С конвейера – в бой | Макарова А. С конвейера – в бой : [о работе ГАЗа и авиазавода № 21 в годы войны] // Российская газета. – 2015. – 25 июня – 1 июля (№ 24). – С. 23. – (Неделя) |
4 | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко : [о работе ГАЗа во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 4 апр. (№ 37). – С. 2. – Продолж. Нач. 2015 № 33-36 |
5 | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко : [о работе ГАЗа во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 2 апр. (№ 36). – С. 4. – Продолж. Нач. 2015 № 33-35 |
6 | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко | Записки ветерана. Воспоминания И. Г. Сторожко : [о работе ГАЗа во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 31 марта (№ 35). – С. 3. – Продолж. Нач. 2015 от 26, 28 марта |
7 | «Твоя винтовка — твой станок!» | «Твоя винтовка — твой станок!» : [о трудовых подвигах автозаводцев в годы войны] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 11 |
8 | Записки ветерана. Воспоминания И.Г. Сторожко | Записки ветерана. Воспоминания И.Г. Сторожко : [о работе ГАЗа во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 11. – Продолж. Нач. 2015 № 33 |
9 | Записки ветерана. Воспоминания И.Г. Сторожко | Записки ветерана. Воспоминания И.Г. Сторожко : [о работе ГАЗа во время Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2015. – 26 марта (№ 33). – С. 4. – Продолж. следует |
10 | Победа в цифрах на ГАЗе | Победа в цифрах на ГАЗе [Электронный ресурс] // Сайт avt.nn.ru. – 2015. – 19 марта. – Режим доступа: http://avt.nn.ru/index.php/123/80-raion/729-pobeda-v-tsifrakh.html (дата обращения: 13.05.2016) |