Восточные сказки, кисти и краски

Зинина, М. Восточные сказки, кисти и краски : [о выставке "Мир глазами нижегородцев"] // Автозаводец. – 2008. – 1 ноября. – С. 1. – фот.

Лето, традиционное время путешествий, пролетело, однако — ничто не препятствует нам отправиться в вояж виртуальный. Для этого советую заглянуть в Автозаводский выставочный зал, где действует экспозиция «Мир глазами нижегородцев». Она объединяет картины известных художников нашего города, посвященные теме путешествий.

Восток, рождающий восторг, — так можно охарактеризовать работы В. А. ЛОГИНОВА, одного из участников выставки. Они заметно отличаются от остальных: более аскетичная палитра, непривычные для европейца пейзажи... Эти этюды были сделаны в Средней Азии. Причем сделаны не в уютной мастерской, а в палатке, автомобиле или на бархане — поминутно оглядываясь на приближающийся смерч.

Купание в песке

— В течение трех месяцев в Средней Азии проводились испытания автомобилей, представители завода согласились взять с собой двух кинорежиссеров и художника, — рассказывает Владимир Александрович. — Начиналась экспедиция с плато Усть-Юрт и пустыни Каракумы, а закончилась в песках Гоби. Утром я вставал раньше всех и шел писать этюды. Например, запечатлел развалины древнего города, найденного московским археологом Владимиром Сирианиди. Обнаружить это поселение помогла спутниковая съемка. Оказывается, из космоса видно, что над подземным городом особым образом расположены растения — они как бы повторяют его рельеф. Люди жили здесь две тысячи лет назад — это установили по характеру радиоактивного распада минералов. В ходе раскопок нашли золотые украшения, посуду — некоторые вещи очень странные, выглядят совершенно непригодными для современной жизни. Когда я делал этот этюд, на горизонте показался небольшой смерч. Помню, как во мне боролись два чувства — страх, приказывавший вернуться в лагерь, и желание дописать картину, Слава богу, смерч прошел стороной... Мы приехали в пустыню весной, вернулись осенью, все это время провели на колесах.

— Значит, были в песках летом, в самый зной?

— Да. От жары земля так рассыхалась, что в трещины можно было вставить руку. Многим из нас пришлось испытать, что такое тепловой удар. Причем в экспедицию поехали крепкие, выносливые люди, которые об обмороках, раньше знали, только понаслышке. Помню, когда я рисовал раскопки, краем глаза увидел, что в нашем лагере началась какая-то суматоха. Оказалось, сразу два человека потеряли сознание. Мы взяли с собой большой запас топлива и воды, но в один прекрасный день вода закончилась, хоть бензин пей. Представьте себе — в одну сторону тянется пустыня на 200 километров, в другую на такое же расстояние, и ни одного киоска с минералкой, — улыбается Владимир Александрович. — Однажды я спросил у знакомого туркмена, откуда они берут воду. Оказалось, заготавливают ее зимой в глубоких ямах. Конечно, до осени этих запасов чаще всего не хватает. Периодически в поселок приезжает водовозка, но за воду берут втридорога...

— И как же вы вышли из положения, когда она закончилась?

— Вырыли яму, положили полиэтилен, вскоре начался процесс конденсирования, и с пленки закапала вода. Двух человек назначили водоносами, и они весь день этот конденсат собирали. Чтобы попить и приготовить еду, воды худо-бедно хватало. А вот чтобы помыться... Приходилось купаться... в песке. Серьезно! — заверяет художник, увидев отразившееся на моем лице изумление. — Когда начинаешь кататься по песку, он сначала облепляет тело. А по мере того, как оно становится чистым, песчинки отстают и больше не прилипают.

А на обед — хозяйственное мыло...

Под нежно-аквамариновым небом раскинулась бескрайняя, выжженная солнцем степь, посреди которой возвышается истукан с отрешенным выражением каменного лица, словно тяжко о чем-то задумавшийся. Эта немного мистическая картина завораживает, передает ощущение пьянящей безграничной свободы...

— Я писал ее в Бурятии, — вспоминает В. А. Логинов. — В степях есть ритуальные места, где путешественник, чтобы не обидеть местных богов и не отпугнуть удачу, должен три раза обойти идола, оставить деньги или какое-нибудь другое подношение. А этот этюд из пустыни Гоби, — кивает он на картину, где изображен гигантский песчаный гребень. — Высота холма примерно с десятиэтажный дом, длина — около 30 километров. Кстати, я чудом эту работу спас: ветер разбушевался, выхватил у меня этюд и унес, я еле догнал. Если приглядеться, можно увидеть на картине снизу песок, приклеившийся на масляную краску...

— Владимир Александрович, признайтесь честно, не возникало мыслей в стиле — Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса» — то бишь согласился участвовать в экспедиции? Капризная, непривычная погода, бытовой аскетизм...

— Нет, я ни разу об этом не пожалел. Необычные пейзажи, новые знакомства — это же здорово! Каждое место уникально по-своему. Даже небо везде разное. Облака в Туркмении отличаются от тех, что ты видел в Монголии. Интересно было знакомиться с кухней разных народов: казахской, туркменской, узбекской, монгольской... Каждая нация даже чай делает по-своему! А сколько сортов сыра я в той экспедиции перепробовал! Правда, некоторые для русского желудка совсем непривычные. Откусил, и словно хозяйственное мыло жуешь...

— Где еще, кроме Средней Азии, вам довелось побывать?

— Не так давно я был на этюдах в Сибири. У этой поездки достаточно длинная предыстория. В прошлом году исполнилось 100 лет российскому воздухоплаванию. Путешественники Валентин Ефремов и Владимир Исаичев решили отметить это оригинальным способом: они первыми в мире перелетели через озеро Байкал, с иркутской стороны на бурятскую, на воздушном шаре. Ширина озера 90 километров, ветер постоянно меняется, поэтому раньше никому не удавалось преодолеть этот путь, все падали в воду. У нижегородцев это получилось, правда, посадка была сложная. В итоге Ефремов и Исаичев попали в книгу рекордов Гиннеса. А я был, скажем так, в группе поддержки: вел машину, помогал поднять на воздух шар. Ну и, конечно, писал картины...

Нелюбовь к одноглазым разбойникам

К кочевой жизни мой собеседник привык с детства — его отец был военным, поэтому семья жила «на чемоданах», бесконечные переезды воспринимались как само собой разумеющееся. Первые Володины рисунки были выполнены карандашами «Тактика», входившими в армейский набор, которые выдавали на работе отцу.

— Рисовать мне нравилось с раннего детства, — вспоминает В. А. Логинов. — Окончив школу, я поступил в Казанское художественное училище, затем продолжил образование в Ташкентском театрально-художественном институте. Актеров обучали отдельно от живописцев, но мы все равно много общались. Я до сих пор дружу с Валерием Саркисовым, который ставит спектакли в нижегородском драмтеатре... Окончив институт, некоторое время я работал в жанре монументализма.

— Значит, вы еще и скульптор?

Если точнее, я создавал декоративные скульптуры, а также мозаики, росписи. Работать начинал в Ташкенте, тогда он практически заново отстраивался после землетрясения. В Нижнем Новгороде монументалисту реализоваться сложнее — если возникает хороший замысел, его трудно привести в соответствие с уже существующей архитектурой. В идеале монументы должны появляться одновременно со зданиями. В итоге я переключился на живопись — мне кажется, она дает художнику больше свободы.

— Каким жанрам отдаете предпочтение?

— Мне нравится пейзаж. Когда я вижу какой-нибудь красивый уголок природы, просто физически не могу пройти мимо. Фотоаппаратам — я их одноглазыми разбойниками называю — категорически не доверяю. Ну не могут они в полной мере передать гармонию природы, то мимолетное настроение, которое вызывает тот или иной пейзаж. Еще я люблю натюрморты, но не реалистические, не постановочные, а экспериментальные.

Несколько таких натюрмортов Владимир Александрович принес в выставочный зал. Пришедшие на встречу с художником ученики детской школы искусств №18 восприняли их с неподдельным интересом и буквально завалили автора вопросами. В итоге этот импровизированный мастер-класс продлился гораздо дольше намеченного. Кстати, у вас тоже есть возможность увидеть работы В. А. Логинова — до 15 ноября они будут экспонироваться в Автозаводском выставочном зале. Напомню его адрес: проспект Кирова, дом 6, центр деловой и правовой информации Вход на выставку свободный.

Мария ЗИНИНА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Небо над Соцгородом Честнова И. Небо над Соцгородом : [об открытии выставки «Свой район» в выставочном зале ЦДПИ] // Автозаводец. – 2020. – 9 янв. (№ 2). – С. 19.
2 Живопись и самоирония Честнова И. Живопись и самоирония : [о выставке Липы Грузмана в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2018. – 29 мая (№ 57). – С. 3.
3 Визит нижегородского Пиросмани Штурмина Л. Визит нижегородского Пиросмани : [об открытии выставки работ художника Липы Грузмана в ЦДПИ] // День города. Нижний Новгород. – 2018. – 23-29 мая (№ 42). – С. 11
4 Арт-мир Андрея Сафонова Гусев А. Арт-мир Андрея Сафонова : [о выставке А. Сафонова в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2017. – 29 июля. – С. 7
5 Тепло души — в полотнах мастеров Кулькова И. Тепло души — в полотнах мастеров : [о выставке «Мы творчеством славим любимый район» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 7.
6 Путешествие в сказку Кей Н. Путешествие в сказку : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 5 августа (№30). – С. 34
7 Большое кукольное путешествие Большое кукольное путешествие : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 18 июля (№ 79). – С. 8
8 Словно брызги радуги Калюлина Г. Словно брызги радуги : [о мастер-классе В. Смирновой по созданию батика в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 2 июля (№ 72). – С. 6
9 Путешествие в цветные сны Кей Н. Путешествие в цветные сны : [о выставке В. Смирновой в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 17 июня (№23). – С. 34-35
10 Победа добра Калюлина Г. Победа добра : [об открытии выставки «Вечно славная Победа!» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 10

Страницы