Веденяпин Георгий Александрович (1904-1960)
Родился 7 июля 1904 года в селе Чистоха ныне Порховского района Псковской области в семье военнослужащего.
До войны 1914 года мальчик жил со своими родителями в разных городах Виленской губернии (Козлово-Руды, Вильно и др.), где служил его отец — офицер царской армии.
В начале Первой мировой войны погиб отец Георгия. Его мать выехала на фронт в связи с похоронами мужа, а затем была мобилизована в армию для работы медсестрой.
Георгия определили в интернат Псковского благотворительного общества, где он воспитывался до 1916 года. Затем по ходатайству матери мальчик был переведен в Петроградский приют детей георгиевских кавалеров и офицеров.
После революции 1917 года Георгий Веденяпин поступил в интернат 151-й Петроградской совшколы, где жил и учился до 1919 года. В связи с голодом школу по частям эвакуировали в разные населенные пункты, и Георгий попал на станцию Дно Витебской железной дороги. Его определили в пансионат железнодорожной ремесленной школы, которую он окончил в 1921 году, получив в ней определенные ремесленные навыки. После окончания школы Веденяпин возвратился в Петроград. Большинство промышленных предприятий города не работало, и Георгий с трудом устроился в хозяйственную команду Военно-технической академии сначала в качестве музыканта, а затем по специальности — слесарем-лаборантом. Здесь, в академии, Георгий стал участвовать в общественной работе и был принят в комсомол.
В 1924 году в связи с приказом об увольнении вольнонаемных из Краской армии Веденяпин был отчислен из академии и поступил работать на фабрику «Красная нить» в качестве монтера.
На фабрике дела у Георгия шли хорошо, и через три года он уже руководил ремонтом всего оборудования предприятия. Кроме того, он возглавлял фабричную спортивную организацию «Спартак», руководил клубом и был членом комитета комсомола.
В 1928 году по решению райкома ВЛКСМ Веденяпина перевели на работу на завод «Красная заря», вначале в один из наиболее запущенных цехов, а позднее — в инструментальный. На заводе он был принят в члены ВКП(б).
В 1930 году Георгий Веденяпин по комсомольской путевке был направлен на учебу в Ленинградский политехнический институт с отрывом от производства. Но так как в 1928 году он обзавелся семьей, то средств для жизни не хватало, и с 1932 года Георгий одновременно с учебой начал работать на станкостроительном заводе имени Я. М. Свердлова: слесарем-механиком, чертежником, конструктором, старшим конструктором — руководителем группы расточных станков.
В декабре 1936 года Георгий Александрович переводится на Горьковский автозавод. Здесь он проработал около 15 лет, вначале был заведующим конструкторским бюро, затем — механиком цеха, заместителем начальника отдела технического контроля, начальником корпуса, главным механиком завода. В 1948 году Веденяпин был выдвинут на должность главного инженера, а в апреле 1950 года стал директором завода.
После необоснованного снятия с поста директора ГАЗа в 1952–1953 годах он работал начальником цеха Ярославского автозавода.
В 1953–1954 годах Веденяпин — заместитель начальника конструкторского бюро в Москве, в 1954 году — исполняющий обязанности главного инженера Глававтопрома Министерства промышленности в Москве. В последующем Георгий Александрович работал директором Мытищинского машиностроительного завода, затем — директором НИИ автомобильной промышленности в Москве.
В 1957–1959 годах Веденяпин работает первым заместителем председателя и председателем Горьковского совнархоза, а в 1959–1960-м переводится в Госкомитет Совета Министров по автоматизации и машиностроению.
За разработку конструкции и технологии производства грузовых автомобилей Веденяпину в 1950 году присуждена Государственная премия. Он награжден орденами Ленина, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.
Г. А. Веденяпин скончался 7 марта 1960 года в Москве.
Лит.: Промышленно-хозяйственная элита Нижегородской области. 1917-1996. Н. Новгород, 1996.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | «Есть улицы центральные…» | Гордин А. «Есть улицы центральные…» : [об улице Веденяпина] // Автозавод Online. – 2011. – 1-15 апреля (№ 15). – С. 4 |
2 | Улица Веденяпина | Нечаева Т. Улица Веденяпина : [о Г. Веденяпине и улице его имени] // Народная весть. – 2004. – № 38. – С. 6, 11 |
3 | Сердечный человек | Колесникова Н. Сердечный человек : [о Г.А. Веденяпине, директоре ГАЗа] // Автозаводец. – 2004. – 6 июля. – С. 3 |
4 | Опять потерял хлебные карточки… | Сторожук С. Опять потерял хлебные карточки… // Автозаводец. — 1999. — 10 апр. — С. 7 |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
5 | В ответе за завод | Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей). |
6 | Трижды народный | Гусев А. Трижды народный : [о презентации книги К.Н. Эпштейна "Три народных ордена Славы Бориса Видяева"] // Автозаводец. – 2019. – 2 мая (№ 18). – С. 13 |
7 | Ценность для истории | Честнова И. Ценность для истории : [о гашении конверта в честь 100-летнего юбилея бывшего директора ГАЗа И.И. Киселева] // Автозаводец. — 2017. — 7 окт. (№ 114). — С. 1. |
8 | Столетие легендарного директора | Колесникова Н. Столетие легендарного директора : [о директоре ГАЗа И.И. Киселеве] // Автозаводец. – 2017. – 23 сент. (№ 108). – С. 7 |
9 | Директор перемен | Лоскутова Т. Директор перемен : [о третьем директоре ГАЗа И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2017. – 21 сент. (№ 107). – С. 7 |
10 | Память в мраморе и сердцах | Гусев А. Память в мраморе и сердцах : [об открытии памятника «народному» директору ГАЗ Б.П. Видяеву] // Автозаводец. – 2017. – 12 авг. – С. 2. |