В сердце Соцгорода

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15

Героиней нашей рубрики сегодня стала улица Челюскинцев в центре Соцгорода – одного из тех мест, с которых начинался Автозавод. Мы решили рассказать о том, как возникло это название, кем были челюскинцы и почему мы помним о них даже спустя 85 лет.

Легендарный подвиг

Первые дома в этом районе появились в 1930-е годы. В то же время возникло и понятие «челюскинцы». Так называли участников сквозного плавания по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин», следовавшем от Мурманска до Берингова пролива под руководством профессора Отто Юльевича Шмидта в 1933-1934 годах. «Мы создаем проблемы, чтобы потом их героически преодолевать», – иронично говорят о черте нашего национального характера, и эта фраза прекрасно подходит для описания случившегося.

За спасением ледокола «Челюскин», раздавленного льдами и затонувшего 13 февраля 1934 года в Чукотском море, следила вся страна. Люди, высадившиеся на льдине и дрейфовавшие вместе с ней, даже в тех условиях продолжали научные исследования. Они жили в палатках и бараках и соорудили там кухню и пекарню, пока ждали эвакуацию.

За два месяца, с 5 марта по 13 апреля, летчиками на материк были вывезены 104 человека. Причем для этого обитателям лагеря Шмидта пришлось 15 раз восстанавливать площадку импровизированного аэродрома. Они стали настолько популярными, что в «челюскинцев» играли дети во дворах, а по пути следования поезда, в котором ехали полярники, приходилось делать долгие остановки, чтобы те могли выступить перед собравшимися прямо на вокзале. 20 апреля было специально учреждено высшее звание – Герой Советского Союза. Первыми, кому оно было присвоено, стали семь летчиков, вывозивших людей.

9 июля 1934 года Автозавод посетила делегация челюскинцев: заместитель начальника экспедиции Бобров и летчики Бабушкин, Водопьянов, Доронин, Ляпидевский. Их встречали как настоящих национальных героев нового времени. В память о том событии было решено назвать одну из улиц, а в честь Водопьянова – аэроклуб.

С подвигом челюскинцев связаны сразу несколько улиц Нижнего Новгорода. Переулок Могилевича (неподалеку от площади Свободы) был назван в честь заведующего хозяйством парохода, который погиб, придавленный палубным грузом, во время затопления судна. Решетниковская улица (в центре города) названа именем советского живописца, участника экспедиции. Улица Водопьянова в Сормове получила имя в честь полярного летчика, участвовавшего в спасении челюскинцев.

Улица при Автозаводе

Экспериментальный район города-коммуны, каким когда-то проектировался Автозавод, вырос на пустыре, недалеко от деревни Монастырка. Соцгород должен был, по замыслу архитекторов, решить ряд важных задач: обеспечить жильем сотрудников завода, сформировать рекреационные зеленые участки и места культурного отдыха, предоставить автозаводцам места для активных занятий спортом и учебой, к тому же все это находилось в непосредственной близости от места работы и транспортных магистралей.

Это был пример нового принципа жизни при социализме, где все части составляли единое целое, подобно живому организму. Соцгород застраивался периметральными кварталами, где внутри дворов оставалось пространство для детских дошкольных учреждений и прогулочной зоны. Однако воплотить все задуманное строителям не удалось – не хватило ресурсов. Потом в планы вмешалась война, а после – первоочередное восстановление промышленности.

Улица Челюскинцев находится внутри ансамбля довольно однотипных домов, пересекая несколько «парадных» улиц: проспект Ильича, появившийся пару лет назад сквер имени Бориса Видяева (возглавлявшего с 1984 по 1994 год Горьковский автомобильный завод) и детскую Аллею славы, а также проспект Кирова, с которым связан другой этап строительства Автозавода – в 1950-е годы.

Тридцать лет спустя автозаводцам вновь повезло – они успели получить ведомственное жилье в панельных пяти- и девятиэтажных домах, застройка которых велась во второй половине 1980-х, вплоть до развала СССР. Правда, исторической и культурной ценности они не представляют и построены были в совершенно разных стилях, но смогли на тот момент обеспечить жильем работников ГАЗа.

Социалистический рай

Улица Челюскинцев протянулась почти на два километра: от Молодежного проспекта до пересечения с улицей Плотникова – с третьего по седьмой квартал Соцгорода. Двигаясь от ее начала, от одного из выходов метро «Парк культуры», ты словно попадаешь в прошлое – в идеальный город с чистыми, тихими улицами, «параллельно-перпендикулярно» правильно выстроенными домами и зелеными скверами.

Здания с магазинами на первых этажах перемежаются с административными учреждениями, среди которых управление социальной защиты Автозаводского района, заречный районный отдел занятости, 37-я городская больница, четвертый корпус Мининского университета и его же общежитие.

Эта небольшая улица обладает особым очарованием. В центре динамичного Автозавода, но без суеты, здесь своим чередом идет обычная, спокойная жизнь. Место, которое автозаводцы по-настоящему любят, сохраняют и ценят.

Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
2 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
3 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
4 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
5 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
6 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
7 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
8 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
9 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15
10 Площадь в виде солнца Антоненко М. Площадь в виде солнца : [о площади Киселева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 20 сент. (№ 37). – С. 15

Страницы