В семнадцать мальчишеских лет…

Смыков А. В семнадцать мальчишеских лет… : [об автозаводском поэте Г.Д. Нагаеве] // Автозаводец. – 1999. – 16 окт. – С. 2

Предыстория этой публикации в общих чертах такова.

В редакцию я пришел в 1965 году. И из уже проработанных здесь тридцати пяти лет почти двадцать был ответственным секретарем. Сменил на этом посту А. В. Рудакова (Александр Владимирович, слава богу, и сегодня в добром здравии, а начинал он свою журналистскую судьбу в "Автогиганте" (с 1 сентября 1946 года — "Автозаводец"), страшно подумать, в 1936 (!) году.

Помню предшественника А. В. Рудакова — Дмитрия Никаноровича Ватлецова. Обстоятельства подарили мне знакомство и с В. А. Травницким (он скончался в 1994 году). В возрасте 25 лет пришел Владимир Александрович в газету как раз в год выхода ее первого номера. Обладал литературным талантом, оставил после себя многочисленные рукописи, к сожалению, так и не востребованные. Травницкий недолго был в "Автогиганте" литсотрудником, вскоре ему доверили руководство секретариатом.

О Владимире Александровиче рассказываю подробно вот почему. В архиве редакции нет подлинника "Автогиганта" под №1 (от 7 февраля 1930 года). Его поиски и привели к В. А. Травницкому. Драгоценного номера не оказалось, к сожалению, и у ветерана редакции, кстати, ставшего позднее партийным работником, но он подсказал, где эту газету можно найти и сделать с нее хотя бы фотокопию.

В основном по воспоминаниям В. А. Травницкого был сделан материал о начальном периоде истории "Автогиганта" ("Журналисты тридцатого года", "Автозаводец" за 3 апреля 1999 года). Сегодня появилась возможность эту тему продолжить.

Герман Данилович Нагаев (июнь 1913 г. — ноябрь 1979 г.) родился в древнем городе Котельниче бывшей Вятской губернии (ныне Кировская область). Семнадцатилетним пареньком он очутился среди строителей, хлынувших на заболоченные пустоши в междуречье Оки и Волги: невдалеке от Н. Новгорода, вблизи глухой деревни Монастырки, началось возведение первого в стране большого автомобильного завода.

— Мне повезло, — вспоминал потом Герман Данилович, — я был грамотнее многих других, и меня, минуя строительные курсы, направили сразу в бригаду арматурщиков Виктора Петровича Сорокина "вязать железо"...

Чуть позднее поэт А.Жаров напишет такие строки:

В строительстве опережая сроки,
Сбивая в месяца пространство лет,
С коммуною своей идет Сорокин,
Как самый лучший, к рубежу побед.

Нагаев прямо на строительной площадке, около строящегося деревообрабатывающего цеха, нашел две палатки, в которых размещалась бригада-коммуна. Разговорились. Сорокин сказал тогда ему: "Усвой: энтузиазм — норма жизни бригады, готовность к трудовому подвигу — непременное условие коллективного труда. Если согласен, оставайся".

Бригада Герману понравилась — боевая, дружная, ненасытная до дела. Сорокинцы не гнушались никакой работы: если у бетонщиков прорыв, они месили раствор, если остановка на разгрузке — носили на заплечных "козлах" кирпич... А случилась беда — ночью при свете факелов закрыли своими телами промоины в водозаборе.

3 октября 1930 года в "Автогиганте" под рубрикой "Стихи наших рабкоров" появилось вот это, самое первое стихотворение Г.Нагаева.

Ударник

Шагали двое. Оба из Сочи.
Один, как другой, прост...
Сверлил прожектор пучину ночи,
Гасил мерцание звезд.

 

Ветер прорвался...
Споткнулся... канул...
Чиркнул филин и потух.
– Федор, скажи:
Неужели устану
Я на таком посту?

 

Федор! Пойми же мои намеки,
Федор, ответь, скажи:
Кто этот парень Виктор Сорокин,
Можно ли с ним дружить?

 

Оба искали с сердцами сладу.
В мышцах кипела вода...
– Федор! А примут меня в бригаду?
Федор качнулся:
– Да!..

 

* * *

Песня ложилась четким ударом:
Тра-та-ра-рим... Тарам..."
Новый ударник шагал со старым
К двум коммунарским шатрам!

 

Удивление было всеобщим. Сорокин спросил: "Так ты поэт?" Нагаеву пришлось признаться, что стихи пишет с детства. А впервые их напечатала, когда Герману было 14 лет, краевая молодежная газета "Юный пахарь".

— Всё, за тобой марш нашей бригады, — отрезал бригадир.

— Да я же музыку не сочиняю, — попытался отговориться юный поэт.

...В тиши зала музея истории ОАО "ГАЗ" в одиночестве просматриваю фильм Горьковской студии телевидения "Родом из комсомола" — о встрече сорокинцев. Виктор Петрович прекрасно играет на гитаре и поет вместе с Нагаевым под мелодию знаменитого в свое время "Марша Буденного" "Марш бригады Сорокина".

Пускай старанье месится,
Как волжский ледоход.
Дадим в пятнадцать месяцев
Республике завод.

 

Мы тройками да парами
Сплелись в единый стан,
Ударными ударами
Превысим промфинплан.

 

Слова слежались кипами
Не для пустых речей,
Как из винтовки выпалим
Лентяев и рвачей.

 

Неважно то, что холодом
Сковало наши дни...
В нас пламенная молодость
Гарцует и звенит!

 

Пускай старанье месится,
Нам радость дорога!..
Дадим в пятнадцать месяцев
Республике гигант.
Бригадная, без паники
Лети во все концы,
Мы смелые ударники,
Строители, бойцы.

 

Мы выйдем победителем
Из будничной борьбы,
В ответ врагам-вредителям
Сплотим свои ряды:

 

И пусть старанье месится,
Как волжский ледоход,
Дадим в пятнадцать месяцев
Республике завод.

Это стихотворение Нагаева, опубликованное на первой полосе "Автогиганта" за 16 октября 1930 года, мгновенно стало известно всему коллективу строителей.

Октябрь 1930-го круто изменил судьбу молодого поэта. 22-го в "Автогиганте" появилась первая литературная страница. Ей были предпосланы призыв "Рабочие-литкружковцы и рабкоры — все силы, энергию творчества направим на ускорение темпов строительства автогиганта" и передовая статья "Художественным словом — за советский автомобиль".

Подлинным украшением литературной страницы была поэма Германа Нагаева "Прорыв".

В комнате от копоти и пыли
Под рубашку пробирался зной...
Лучше карусели раскрутили
Бодрые ударники кино.

 

Подавилась гиками гармошка,
Взвизгнула и снова в трель...
Голосят Ванюха и Тимошка,
Будто лесопильный на утре.

 

Головы отвагою оснежив,
Радости рассыпался порыв...
Голос Переходникова режет:
– Нужно ликвидировать прорыв!

 

Дрогнула целлулоидная лента,
Молнией ожгло ряды...
Радость из цветного позумента
В комнате рассеялась, как дым.

 

Коброю обрушилась тревога,
Коброю внушила страх,
Поползла по полу, по порогу
И застряла в маленьких сердцах.

 

За окном торжественным парадом
Сгрудились лопаты, топоры.
Двинулась ударная бригада
В Гавань ликвидировать прорыв...

 

Ночь гудроном вымазала небо,
Ночь под ноги насыпала шлак,
Кто с лопатой, кто с краюшкой хлеба
В Гавань уторапливали шаг.

 

Паровоз. Трещат гравиемойки.
Ну, а там, где свет поблёк,
Затопляет лучшее для стройки,
Затопляет гравий и песок.

 

Ринулись... Метнулся гул крылатый,
Поборов в груди мятежный бунт,
Врезались железные лопаты
В привезенный драгоценный грунт.

 

Ящики текли гусиным строем,
В ящики стекал наверх песок,
С каждым ящиком спадало горе,
Как с дождя метнувшийся поток.

 

Песня в темень заревом врезалась,
Темень глубока и далека
Нежно и назойливо лизала
Гравий задремавшая Ока.

 

Под горой прорвалась ночи блуза,
Окаймился берега карниз,
Срезком астраханского арбуза
Месяц над извилиной повис.

 

Время мчалось по крутому склону,
Вместе с временем гравий и песок.
Уж заря на синем небосклоне
Разливала земляничный сок.

 

Но не знала устали бригада,
Ветер резво песню разносил...
Гордо возвышалась эстакада,
Радуясь потоку сил.

 

Головы отвагою оснежив,
Радость захлестнула свой порыв...
Голос Переходникова режет:
– Точка! Ликвидирован прорыв!

Конечно, современный литературный критик будет прав, когда укажет в этих работах на нарушение ритма, сомнительную рифму, "свое" понимание значения некоторых слов... Но он будет не прав, если не учтет возраст поэта, не заметит главного — героического пафоса "будней великих строек" и строк, достойных большого мастера ("Сверлил прожектор пучину ночи", "ночь гудроном вымазала небо", "срезом астраханского арбуза месяц над извилиной повис", "заря на синем небосклоне разливала земляничный сок...).

И Нагаев таким мастером стал. Забегая чуть вперед, приведу страстные вдохновенные строчки, написанные в тяжелую военную годину, когда вновь пробудилось поэтическое дарование Германа Даниловича.

...В ком пламень мужества угас?
Кто стал чужим в свой стране?
Кто может в этот грозный час
Стоять от битвы в стороне?

Восемь месяцев "Автогигант" выходил только на двух страницах 2 раза в месяц, и первый его редактор С. Козменко, погибший в войну во время налета вражеской авиации на завод, справлялся с подготовкой номера один.

С 1 октября газета стала ежедневной, четырехполосной. Новый редактор П. И. Бурага начал присматриваться к рабкоровскому активу и наиболее грамотных приглашал на работу в редакцию. Такое приглашение получил и Нагаев. Начал он с того, что сочинил про редактора следующее: "Мы хоть к черту на рога, был бы с нами Бурага".

По стране шла необычная кампания — призыв ударников в литературу. Бригада Виктора Сорокина, чуткая ко всем новшествам, выдвинула на общем собрании Германа Нагаева на строительство "Магнитостроя литературы".

В. А. Травницкий, лично знавший Нагаева, сообщил мне его псевдоним в "Автогиганте" — Люкс. И когда во время учебы на заочном отделении факультета журналистики МГУ им. М. Ломоносова мне пришлось собирать материал для курсовой работы по теме "Местная печать на заре социалистического строительства", в "Автогиганте" за 1930-1931 гг. я, кроме корреспонденции Нагаева, встречал статьи и многочисленные заметки за подписью "Люкс" — о работе субподрядных организаций, Водоканалстроя, ходе строительства литейного цеха и кузницы, плохой подвозке дров для отопления бараков строителей, о том, что Малярстрой — в кольце прорыва, а "Промрайон включился в штурм"...

Когда в начале января 1932 года гигант первой пятилетки был введен в строй, Нагаев переехал в Москву, работал в центральных газетах, много ездил по стране. Еще на Автострое он встречался с Д. Бедным, А. Безыменским, тем же А. Жаровым, А. Чаковским, Т. Тэсс. Но окончательно его судьбу определило общение с М. Горьким — он твердо решил стать писателем. В 1934 году поступил в вечерний рабочий университет (впоследствии Литературный институт им. Горького). В учебе, в поисках собственного голоса, своего творческого "я" прошло семь лет.

Поверим такому авторитету, как Евгений Рябчиков, утверждавшему, что на стихи Германа Нагаева писали музыку композиторы Д. Кабалевский, М. Ипполитов-Иванов и другие, они звучали повсюду — их пели в окопах, землянках, передавали по радио (возможно, ветераны войны и труда помнят наиболее известные из них, такие, как "Морская песня", "Шарф голубой", "Варежки". Напишите мне. — А. С.).

В начале 1942 года вышла книга стихов "Песни войны". Строки ее звали на ратный и трудовой подвиги, воспевали воинов, сражавшихся на передовой, и тружеников тыла. Стихи стали оружием Нагаева.

В 1966 году он решился на издание еще одного поэтического сборника — "На исконной земле".

 

В задачу этой публикации не входил анализ прозаических произведений Г. Д. Нагаева, которых тоже немало на его творческом счету. Назову одно из них — трилогию "Новый век". Заключительная часть ее — роман "Поступь Великана" — увидела в свое время свет и на страницах именно "Автозаводца". По словам тогдашнего ответственного секретаря А. В. Рудакова, наряду с организаторской работой самой редакции, это способствовало тому, что тираж газеты вырос с 18 тысяч до 25 тысяч экземпляров.

Анатолий СМЫКОВ, редактор отдела газеты "Автозаводец",

член Союза журналистов России

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Нагаев Герман Данилович Нагаев А. Нагаев Герман Данилович [Электронный ресурс] : [о писателе] // "КОТЕЛЬНИЧ.info". – Режим доступа: http://www.kotelnich.info/about/nagaev/index.shtm. – (Дата обращения: 23.04.2014)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Нас подружила газета Махин В. Нас подружила газета : [воспоминания журналиста В. Махина о работе в газете «Автозаводец»] // Автозаводец. – 2020. – 9 апр. (№ 15). – С. 14.
3 Жизнь Горького как художественное произведение Прибутковская, Н. Жизнь Горького как художественное произведение : беседа с драматургом Н. Прибутковской / Н. Прибутковская ; беседовала О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 22 мая (№ 18). – С. 13.
4 Лабиринты судьбы Махонина А. Лабиринты судьбы : [об О. Кат (О. Анцуповой)] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 6
5 Очень поэтический автомеханический Мухина Е. Очень поэтический автомеханический : [о поэтическом вечере в НАМТе] // Автозаводец. – 2015. – 19 нояб. – С. 7
6 «У нас было дело» Еремина А. «У нас было дело» [Электронный ресурс] : [беседа с В.В. Махиным автозаводским журналистом] // Молодежное информационное агентство «Мир». – Режим доступа: http://миамир.рф/intervyu/u-nas-byilo-delo.html (Дата обращения: 03.09.2015)
7 Юность длиной в жизнь Махин В. Юность длиной в жизнь [Электронный ресурс] : [о Доме пионеров Автозаводского района, его работе и сотрудниках]. // Стихи.ру. – 2015. – 31 мая. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/05/29/6040 (Дата обращения: 20.08.2015)
8 Светлана Леонтьева: «Альманах — это мое объяснение в любви Нижнему» Минская Е. Светлана Леонтьева: «Альманах — это мое объяснение в любви Нижнему» : [поэтесса о литературном альманахе «Третья столица»] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 22 апр. (№ 14). – С. 22
9 Прибутковская Нина Прибутковская Нина [Электронный ресурс] : [ироничные размышления о своей жизни] // Знаменитости. – Режим доступа: http://persona.rin.ru/view/f/0/29979/pributkovskaja-nina (Дата обращения: 20.03.2015)
10 Что я помню Прибутковская Н. Что я помню [Электронный ресурс] : [журналистка о своем детстве в Автозаводском районе]. // Личная страница Нины Прибутковской. – Режим доступа: http://www.pributkovskaya.nino.ru/?id=218 (Дата обращения: 20.03.2015)

Страницы