В прошлое на «машине времени»? Нет проблем!

Погорская, Т. В прошлое на «машине времени»? Нет проблем! : [к 45-летнему юбилею музея истории Горьковского автомобильного завода] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2010. – 9 окт. (№ 152). – С. 3.

К 45-летию музея истории Горьковского автомобильного

...«Музей уникален. Пусть автомобили марки «ГАЗ» всегда колесят по дорогам планеты Земля»...

...«Мы в восторге от величественности и простоты. Браво, ГАЗ! Развивайся дальше и радуй нас своими успехами!»...

...«Спасибо за подаренные эмоции и увлекательное путешествие в прошлое»...

...«Спасибо за интересную, познавательную экскурсию. Завод должен жить и процветать!»...

Сколько же людей за четыре с лишним десятка лет открывали эту книгу — книгу отзывов музея истории ОАО «ГАЗ»... Гости из Киева, Москвы, Челябинска, массы других городов. Городов разных, жителей которых объединяет невидимой нитью одно чувство — восхищение увиденным здесь, на Автозаводе.

У каждого музея — своя аура. У нашего она тоже особая. Достаточно побывать в нем единожды, чтобы проникнуться и духом истории автомобилестроения, и гордостью за людей, создававших и выпускавших в большую жизнь автомобили марки «ГАЗ». Подтвердите те, кто был в заводском музее хоть раз, поверьте на слово те, кому до сих пор побывать в нем не пришлось, — после его посещения становишься немного другим. Потому что встреча с такими неподдельными искренностью и любовью, с которыми он создавался, не может пройти бесследно.

Пройдитесь по тихим залам музея-юбиляра, прикоснитесь к истории. И, может быть, вам тоже захочется попросить книгу отзывов и написать в ней то, что почувствуете. Ну, а пока... Наш корреспондент побеседовала с директором музея истории ГАЗа Натальей КОЛЕСНИКОВОЙ.

—Наталья Витальевна, а что, если начать разговор, так сказать, «за кулисами», там, куда посторонним вход запрещен?

—Что ж, тогда приглашаю и фондохранилища, — Колесникова ведет меня в святая снятых музея. — Вот и в этом помещении множество картотечных шкафов, шкафов для документов, фотографий. А в соседней комнате хранятся объемные музейные предметы. Обратите внимание на коллекцию пишущих машинок, ими пользовались на ГАЗе в начале 30-х годов. А вот, видитe, фотокамеры. Они принадлежали человеку, который вошел в историю как фотолетописец завода — это Николай Николаевич Добровольский. Посмотрите-ка, первые счетные машинки... Вот подарки коллективу нашего предприятия, сделанные разными организациями. Знамена, которые вручались ГАЗу. Всего в фондохранилищах более 40000 экспонатов.

— Жаль, что посетители не могут по достоинству оценить все ваши сокровища.

— Да, в залах выставлено 2000 экспонатов, столько, сколько позволяют площади. Но и в фондах музея его посетители могут побывать, например, в Дни открытых дверей, которые мы проводим обычно в мае в честь профессионального праздника музейных работников. Кроме того, действующие экспозиции регулярно обновляются, а используются для этого в том числе и материалы из фондов, которые постоянно пополняются.

— Автозаводцы дарят семейные реликвии?

— Бывает и такое. Случается, ушел человек из жизни, родственники разбирают его архив, что-то приносят нам, ну а мы отбираем наиболее интересное, отражающее время. Кстати, помните, в «Автозаводце» несколько раз публиковался призыв сотрудников музея к читателям газеты принести документы, предметы обихода, представляющие исторический интерес? Сколько тогда людей откликнулось! Пришел как-то Иван Тыршев и говорит: «У меня в гараже стоит печь, сделанная из картера заднего моста грузового автомобиля. Во время войны мы ею обогревались на производстве. Может, нужна вам?» Печь эта очень удачно дополнила экспозицию, рассказывающую о военном времени. Принесли как-то льняное платье — премия за работу одной из участниц, стахановского движения. Но, разумеется, главный источник пополнения музейных фондов — сама жизнь, события, которые происходят на ГАЗе. Пристально за ними следим, участвуем в них. Возьмем период приватизации ГАЗа. На собрании акционеров мы взяли юридические документы. Могу вам показать две облигации автомобильного займа. Обе они были куплены АвтоГАЗбанком и подарены: одна — Немцову, бывшему губернатором Нижегородской области, другая — вице-премьеру Чубайсу. Оба отказались от дорогих подарков. Тогда президент акционерного общества передал их в музей. Обратите внимание и на тематический комплекс, рассказывающий о создании и деятельности «Группы ГАЗ».

— А ведь с последними преобразованиями связано появление нового музейного экспоната, причем времен Великой Отечественной войны...

— Да, когда шла реконструкция цеха металлопокрытий, был найден корпус танкаT-70. Он сейчас в экспозиции зала с автомобильной техникой.

—Перед беседой с вами заглянула в книгу отзывов, так и там — такие восторженные слова и обо всем музее, и о коллекции техники.

Это очень приятно, — улыбается Наталья Витальевна. — Да, в коллекции несколько десятков автомобилей, от самой первой машины, сошедшей с конвейера в 1932 году, до автомобилей XXI века. Наше собрание автомобильной техники — одно из лучших в России. А знаете, с какой машины началась коллекция? С «Победы». В 1958 году с конвейера сошел последний автомобиль этой марки. Потом 24 года именно он вместе с ЗиМом стоял в цехе сборки легковых автомобилей. Лишь в 1982-м они перебрались в наш музей.

Долгое время была тайной за семью печатями военная техника. А сейчас, пожалуйста, — вот она, в том числе и мощный БТР-80. Обо всем, что связано с созданием экспозиции, да и всего музея, рассказывает выставка, посвященная его 45-летию.

— В нашей газете прошла информация еще об одной уникальной выставке этого года — демонстрировалась коллекция «Письма с фронта». Как это вам удалось ее заполучить?

— Случай помог. Ее владелец пришел в наш музей для того, чтобы узнать, когда на конвертах появился штемпель Соцгорода. Рассказал о своей коллекции. Ну, и мы не упустили момента. А вот некоторые экспонаты нашего музея нынешней весной демонстрировались на городской выставке в Центральном выставочном зале. Называлась она «Горький — кузница Победы». Мы представили туда генеральскую форму Ивана Кузьмича Лоскутова, который был директором ГАЗа во время войны, корпус бомбы, найденной на территории ТЭЦ в 83-м, щипцы, которыми пользовались при тушении бомб...

— В общем, заводской музей принимает самое активное участие и в событиях культурной жизни города?

— Некоторые направления его деятельности выходят и за эти рамки. Скажем, только за последние несколько лет были крупные публикации материалов из музейных фондов и очень солидных изданиях, таких, как «Общество и власть. Российская провинция», в журнале «Вопросы истории». Здесь напечатаны дневники, воспоминания автозаводцев о разных периодах жизни ГАЗа. Благодаря музею об автомобильной культуре и традициях Горьковского автозавода знают не только жители разных городов России, но и других стран мира. Заметьте, музей ГАЗа вошел в каталог европейских автомобильных музеев. Лет десять назад мы участвовали во Всемирном форуме автомобильных музеев, который проходил в Германии.

— А мне вот вспомнилось, как ваш коллектив сотрудничал с историческим обществом Западного резерва из американского города Кливленд. Сколько рассказывал об этом «Автозаводец»!

— Да, мы вместе с представителями этого общества разработали научную концепцию совместной передвижной выставки, в которую должны были входить документы, экспонаты, рассказывающие об участии американских специалистов в проектировании и строительстве автозавода. Задуманное удалось осуществить. 0ткрытие выставки состоялось в Кливлендском музее транспорта и авиации. Сотрудничаем и с различными музеями Европы. А как-то раз к нам за помощью обратились представители клуба любителей автомобилей марки «ГАЗ» из Австрии — еще одно доказательство того, что и мире немало людей, которые с уважением относятся к нашему бренду, знают о заводе и о музее. Формированию общественного  мнения о предприятии способствуют и музейные экспозиции, и справочный аппарат, и работа с посетителями. И, заметьте, в каждом из гостей мы видим потенциального покупателя автомобилей марки «ГАЗ». Поэтому постоянно совершенствуем работу с теми, кто приходит в музей: проводим не только экскурсии, но и беседы, встречи с интересными людьми — свидетелями исторических событий и жизни завода.

Уже не один год при музее работает школа юного краеведа и экскурсовода. Это не только один из способов профессиональной ориентации. Нам важно привлечь внимание школьников к истории автозавода, воспитать в них уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека. Разработаны игровые программы и для школьников, и для молодых тружеников предприятия. Понимаете, в конечном счете, все, что мы показываем в музее, все, что рассказываем о прошлом ГАЗа, адресовано молодежи — тем, кто сейчас работает на предприятии, тем, кто через некоторое время после вузов, техникумов и профессиональных училищ придет сюда.

— Как-то в одном из интервью вы с грустью сказали, что из музея уходит тепло...

— Очевидно, речь шла о том, что люди, которые создавали музой, как бы пропустили все это через себя, что вполне закономерно. Они, ветераны, выпускали первые автомобили, они пережили войну, восстанавливали завод. Увы, таких людей все меньше и меньше, время берет свое. Однако среди наших помощников и друзей сегодня — представители следующих поколений. Например, Владимир Никитович Носаков, Александр Юрьевич Чистяков — люди, которые с oгромным уважением относятся и к историческому прошлому, и к музею как к его хранителю, потому что понимают, насколько многое в жизни общества определяется уровнем культуры. Еще в начало XX века об этом говорил философ Николай Бердяев. Именно культура и образование формируют человека, который создаст материальные ценности, в том число и автомобильную технику. И качество ее зависит от уровня этой самой культуры. Поднимать его, формировать нравственные ценности — в этом, на мой взгляд, главная миссия музея на предприятии.

— Что ж, Наталья Витальевна, пусть и впредь живет он и развивается во славу Горьковского автомобильного, шагает в ногу со временем.

— Спасибо за добрые пожелания.

Биографично

  • Музей был создан по инициативе и при содействии старейших работников завода. Среди них Б. В. Жуков, Н. Н. Добровольский, Ф. И. Клебанова, K. H. Шaганова. В 1964 году директор ГАЗа И. И. Киселев подписал приказ об организации музея.
  • 10 октября 1965 года во Дворце культуры автозавода открылась экспозиция, посвященная истории ГАЗа.
  • Около миллиона тружеников предприятия, гостей нашего города, школьников, студентов познакомились с экспонатами музея за годы ого существования.
  • Если 45 лет назад музей занимал площадь в 300 кв.м, то сегодня она составляет более 2500 кв.м.
  • В здание учебного центра музей переехал в 1981 году. А спустя три года здесь открылась уникальная выставка «Автомобили и их создатели».
  • Первым директором музея была В. С. Резун, затем эту ответственную должность заняла Т. В. Тевалинская. Более 20 лет руководила музеем Е. П. Редкая. Все они люди инициативные, обладающие незаурядными организаторскими способностями

Татьяна ПОГОРСКАЯ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Пошли в музей! Честнова, И. Пошли в музей! : [об открытии после реставрации Музея истории "ГАЗ"] / И. Честнова // Автозаводец. - 2022. - 29 сент. (№ 39). - С. 2-3.
2 Экспозиция будущего Целибеев С. Экспозиция будущего : [о реновации Музея ОАО ГАЗ] // Автозаводец. – 2021. – 12 авг. (№32). – С. 6. – (Проект).
3 Профессия – историк ГАЗа Мухина Е. Профессия – историк ГАЗа : [к юбилею директора Музея истории ГАЗ Н.В. Колесниковой] // Автозаводец. – 2021. – 24 июня (№ 25). – С. 14. – (Юбилей).
4 Фан-зона в музее ГАЗа Честнова И. Фан-зона в музее ГАЗа : [о работе музея ГАЗа в дни Чемпионата мира по футболу] // Автозаводец. – 2018. – 17 июля (№ 77). – С. 2
5 Музей авиации Музей авиации : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района] // Сайт ГИД. – Режим доступа: http://www.samaragid.ru/nizhegorodskaya/nn/aviatorskaya/muzey-aviatsii.html (дата обращения: 20.03.2017)
6 Музей аэропорта Музей аэропорта : [Электронный ресурс] : [о музее авиации в Стригино Автозаводского района]. – Режим доступа: http://goj.aero/?muzey (дата обращения: 20.03.2017)
7 Самолет-самолет, забери меня в полет Иконникова С. Самолет-самолет, забери меня в полет : [Электронный ресурс] : [история музея авиаотряда]. // Иволга. – 2016. – 30 авг. – Режим доступа: http://ivolgann.com/самолет-самолет-забери-меня-в-полет/ (дата обращения: 23.03.2017)
8 На урок в музей Седоков М. На урок в музей : [о музее в школе № 12 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 2
9 Музей профсоюзного значения Честнова И. Музей профсоюзного значения : [о создании музея о профсоюзной организации ГАЗа] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. (№ 15). – С. 2
10 Едем дальше Ромадин В. Едем дальше : [о музее ГАЗ] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 21 окт. (№ 41). – С. 7

Страницы