Улица, от которой веет Арктикой

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гордин А. Улица, от которой веет Арктикой : [об истории названия улицы Челюскинцев] // Аватозавод-ONLINE. – 2012. – 26 июня-10 июля (№ 45). – С. 4

78 лет назад на Автозавод приехали знаменитые челюскинцы и их отважные спасатели.

Как вы думаете, что означает слово «Оюшминальд»? Догадаться действительно трудно. Это имя,  и раскрывается оно так: «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Столь экстравагантно нарекали своих чад «политически грамотные» граждане в разгар эпопеи челюскинцев. Кстати, в 1930-е годы можно было встретить и Владлен (Владимир Ленин), и Идлен (Идеи Ленина), и Октябрин, и даже Тракторов Индустриевичей.

Но сегодня разговор пойдет не о советском новоязе, а об истории названия одной из красивейших улиц Соцгорода Автозавода — улицы Челюскинцев.

В ЛЕДОВОМ ПЛЕНУ

В начале 1930-х годов в Советском Союзе началось активное освоение арктических просторов. Летом 1933 года была организована большая научная экспедиция под руководством профессора Отто Юльевича Шмидта с целью изучения Северного морского пути. 14 июля 1933 года пароход «Челюскин», на котором разместилась экспедиция, отправился в рейс из ленинградского порта. Самые тяжелые испытания ожидали корабль в Чукотском море, забитом льдами. 19 сентября у острова Колючий корабль попал в ледовое сжатие, начался многодневный полярный дрейф «Челюскина». Весь мир с напряжением следил за судьбой советских полярников. Команда делала все возможное, чтобы освободить корабль из ледового плена. Но все усилия оказались тщетны. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей, высадились на льдину, успев выгрузить палатки, запасы продовольствия, снаряжение. Несмотря на тяжелые будни, научная работа не останавливалась ни на один день. Исследователи в условиях дрейфа наблюдали за климатом и морским течением, изучали химию и биологию Арктики.

КОСМАТЫЕ СПАСАТЕЛИ

Советское правительство образовало комиссию во главе с Куйбышевым для оказания помощи экспедиции. Главная роль в спасательной операции отводилась авиации. Летчик Водопьянов вспоминал, что кабины у самолетов не были утеплены, облачившись в меховую одежду, летчики были похожи на косматых медведей. Вести машину приходилось буквально на ощупь, поднимались в воздух только при тихой погоде. Достаточно сказать, что Куйбышев распорядился отправить самолет Водопьянова из Москвы в Хабаровск поездом. В то время по железной дороге добраться оказалось проще, чем по воздуху! Иностранные газеты считали, что если даже самолеты доберутся до лагеря Шмидта, то сесть на неровный лед Чукотского моря они не смогут.

5 марта 1934 года летчик Ляпидевский первым спустился на подготовленный челюскинцами аэродром и благополучно вывез на мыс Уэллен женщин и детей из полярного лагеря. Летчик Молоков в свой самолет Р-5, рассчитанный на двоих человек, брал шестерых. В кабину он умудрялся втиснуть четверых, а еще двое размещались в фанерной оболочке для грузовых парашютов, подвязанных простыми веревками под крыльями биплана. Челюскинцам пришлось пятнадцать раз заново строить аэродромы взамен уничтоженных передвижением льдов. К 13 апреля все челюскинцы были спасены. За проявленный героизм и мужество советское правительство впервые присвоило звания Героя Советского Союза Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину.

АЭРОКЛУБ ИМЕНИ ВОДОПЬЯНОВА

9 июля 1934 года на Автозавод приехали отважные исследователита Арктики  — Бобров, Бабушкин, летчики Ляпидевский, Водопьянов, Доронин, а также Эйдеман (председатель Центрального Совета ОСОАВИАХИМа — организации, занимавшейся оборонной деятельностью). Гости прошлись по заводским цехам, побеседовали с рабочими и инженерами автогиганта. В обеденный перерыв на предприятии прошли летучие собрания автозаводцев, посвященные  приезду героев Арктики. А после окончания работы на площадке у прессового цеха состоялся митинг, на котором выступили челюскинцы. Пламенную речь перед рабочими и инженерами завода произнес Эйдеман: «Ваш завод должен ответить на приезд героев-челюскинцев усилением борьбы за высокое качество советской машины... Мы сегодня заключили договор, чтобы  в ближайшее время автозавод имел не меньше тысячи ворошиловских стрелков. Товарища Дьяконова мы назначаем начальником гарнизона ворошиловских стрелков. Но этот начальник пока без армии. Вы должны восполнить этот пробел». Летчик Ляпидевский заявил: «Привет ударникам завода им. Молотова — знатным людям страны, вкладывающим монолитные кирпичи в здание социализма». На собрании рабочих и инженеров в честь приезда героев Арктики было принято решение присвоить имя летчика Водопьянова автозаводскому аэроклубу.

«ВСЕ РАДЫ: И ЧУКЧИ, И ЧЕЛЮСКИНЦЫ»

В Щитковом театре состоялось торжественное заседание общественных организаций района и челюскинцев. Водопьянов очень живо и с юмором нарисовал картину спасения полярников. «Когда я посадил в самолет Кренкеля, Боброва и других и поднялся с ними на воздух, — рассказывал летчик, — вид у них был такой грустный. Бобров попросил меня сделать над лагерем прощальный круг. Все-таки два месяца жили... Такие у них грустные лица... У Кренкеля почти слезы на глазах. Хоть садись обратно... Прилетаем в Ванкарем. Встречает нас все население Чукотки... в количестве...  15 человек... Все рады: и чукчи, и челюскинцы. Я спрашиваю Кренкеля: «Что же ты плакал, когда мы улетали из лагеря?».

— У меня Бобров на ногах сидел, больно было, — сознался он».

Этот рассказ Водопьянова был встречен дружным смехом слушателей. Хотя, конечно, за тонким юмором скрывался тяжелый труд полярников и летчиков. Долго еще продолжался этот вечер, и никак автозаводцы не хотели расставаться с дорогими гостями. В память о подвиге, совершенном героями-челюскинцами, автозаводцы решили назвать одну из улиц Соцгорода их именем.

А. Гордин

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
2 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
3 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
4 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
5 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
6 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
7 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).
8 Суровая судьба Блюхера Бишлетов, С. Суровая судьба Блюхера : [улица Блюхера в Нижнем Новгороде] / С. Бишлетов // Патриоты Нижнего. – 2017. – 15 нояб. (№ 45). – С. 15
9 Эклектика на Бестужева Жукоа А. Эклектика на Бестужева : [об улице Александра Бестужева в Автозаводском районе Нижнего Новгорода] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 1 нояб. (№ 43). – С. 15
10 В честь героя Ляхова Жукова, А. В честь героя Ляхова : [улица Ляхова в Нижнем Новгороде] / А. Жукова // Патриоты Нижнего. – 2017. – 25 окт. (№ 42). – С. 15

Страницы