У народа веру не отнимешь
История показала, что атеистическая пропаганда и коммунистическая идеология формирования «нового человека» с самого начала не смогли искоренить вековых традиций русского православия.
В 1929 году советское правительство приняло решение построить современный автомобильный завод-гигант в Нижнем Новгороде. Рядом с заводской площадкой началось возведение Социалистического города, предназначенного для рабочих и инженеров автогиганта. Одной из центральных задач в проблеме организации Соцгорода было создание социалистического образа жизни, формирование «нового человека».
На Автострой приезжали люди со всего Советского Союза. Как правило, рабочими будущего автогиганта становились вчерашние крестьяне — со своими традициями и сложившимся мировоззрением, далеким от официальной советской атеистической идеологии. Религия считалась оплотом «классового врага и его сильнейшим оружием».
ВОИНСТВЕННЫЕ АТЕИСТЫ
Еще в 1922 году было создано общество «Атеист». В январе 1923 года начал выходить журнал «Безбожник». В 1925 году был оформлен Союз безбожников, работавший под руководством ЦК ВКП(б). В 1929 году он был переименован в Союз воинствующих безбожников. Это была одна из крупнейших общественных организаций в СССР. На Автозаводе она получила широкое распространение.
Большое внимание уделялась борьбе с религиозными праздниками, прежде всего, Пасхой и Рождеством. Устраивались антипасхальные и антирождественские компании. Считалось, что эти праздники не только «дурманят» народ, но и наносят прямой вред народному хозяйству страны, так как в эти дни увеличивалось количество прогулов. Власти самым активным образом боролись с этим.
ПРАЗДНИКИ ОТМЕНЯЮТСЯ!
Так, весной 1931 г. часть строителей автозавода отказалась выйти на работу в страстную субботу и Пасху. B. C. Куканов — парторг промрайона — отправился убеждать бригаду пойти на объект. «Из черного провала двери барака, пьяно покачиваясь, потянулись рабочие. Загалдели, засуетились мужики, бестолково размахивая руками. Переждав, пока уляжется пьяный гвалт, Куканов негромко спросил:
— Почему не на объекте?
Еще больше зашумела угрожающе смыкающаяся толпа.
— Ай мы нехристи какие?!
— Страстная суббота нынче!..
— Грех работать, товарищи дорогие... По-хорошему, по-доброму сегодня куличи пекут, яйца красят, Бога славят. Завтра ведь святое Воскресение Христово.
— Верно! — поддержали вокруг...
— Нигде от вас житья нет — ни в деревне, ни в городе!», — кричал один из рабочих. После долгой беседы коммунисту все же удалось уговорить строителей выйти в день Пасхи на коммунистический воскресник.
Французский историк Ж. П. Депретто констатирует, что в конечном итоге деятельность власти оказалась успешной. Если на Рождество 1930 г. на Автострое было 11% прогулов, то уже на Рождество 1931 г. — 1,7%.
НАБЛЮДЕНИЯ АМЕРИКАНЦА
Вместе с тем вековые традиции ломались с трудом.
Вот как описывал празднование Пасхи на Автозаводе в своем письме к родителям американский специалист, работавший на Автострое, А. Остин: «12 апреля 1931 года в России празднуют Пасху... За то время, пока мы здесь, нам довелось увидеть и религиозную, и антирелигиозную стороны жизни в России. Мы внимательно наблюдали, как к празднику Пасхи готовятся верующие и их противники. А на саму ночную пасхальную службу мы решили пойти в Карповскую церковь... Когда мы пришли, в церкви уже было много народа, они стояли вплотную друг к другу и едва могли двигаться. Многие держали в руках зажженные свечи... С процессией вошла еще большая толпа народа, видимо, много новых людей присоединились к ней на улице... Давка была ужасная, и выйти наружу стало уже совершенно невозможно, потому что сотни людей устремились внутрь... Но даже в самые благодатные времена вряд ли в этой церкви могли бы похвастаться таким количеством желающих попасть на службу. Позже мы узнали, что такая же картина была и в других нижегородских храмах...
В России Пасха — самый важный и почитаемый церковный праздник, отмечают ее практически все. Празднуют как минимум три дня, а многие берут отгулы и не работают всю последующую неделю. Люди наслаждаются после строгого поста, во время которого запрещены мясо, молоко и многие другие продукты. Ну и, конечно же, выпивается немало водки.
До последнего времени нам нечасто приходилось видеть антирелигиозные демонстрации, но теперь ситуация изменилась. Было сделано немало, чтобы отвратить людей от посещения церкви, при этом сами службы нигде не запрещали. Например, наш магазин, который по воскресеньям обычно закрыт, в дни церковных праздников теперь работает целый день. Людей заставляют работать на саму Пасху и на следующий день. Газеты сообщили, что в этом году Пасха не отмечалась. По радио всю ночь передавали всевозможные программы, а в Канавино на вокзальной площади натянули огромное полотно и показывали фильмы. За несколько дней до Пасхи в банках перестали выдавать сбережения, а также была строго ограничена продажа водки (как видите, нет худа без добра)».
ПРОПАГАНДА ПРОТИВ ВЕРЫ
В пропагандистской работе с трудящимся широко использовались лекции и беседы («Ученье К. Маркса о религии и борьбе с ней», «Социалистическое перевоспитание трудящихся и борьба с религией», «Женщина и борьба с религией» и др.), радиопередачи («Политическая роль современного сектантства», «Антисемитизм и его классовые корни», «Классовая роль Пасхи», «Итоги 1-го квартала 3-й пятилетки и задачи СВБ», «Церковь и религия за рубежом» и др.), киноленты, театральные постановки и пьесы. Большими тиражами выпускались специальные брошюры, посвященные атеистическому воспитанию населения. Широкая антирелигиозная работа проводилась в детских образовательных учреждениях Автозавода (прежде всего, в школах района): организовывались антирелигиозные вечера, беседы, игры.
20 июня 1935 года вышло Постановление Президиума Автозаводского Райсовета «О прекращении колокольного звона в рабочих поселках Гнилицах и Карповке». В нем отмечалось, что «поселки Гнилицы и Карповка населены преимущественно рабочими ГАЗ, работа на заводе проходит в три смены, почему колокольный звон нарушает нормальный отдых рабочих, а также путает пожарные сигналы. В соответствии с циркуляром № 2 постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК колокольный звон в поселках Гнилицы и Карповка запретить». Во время возникавших пожаров народная молва утверждала: «вот, сняли колокола, теперь и будем гореть!»
Важным шагом в антирелигиозной работе стало постановлением президиума Горьковского облисполкома (28 декабря 1937 года) о закрытии церкви в поселке Гнилицы «с последующим переоборудованием под клуб».
А ЛЮДИ ПРОДОЛЖАЛИ ВЕРИТЬ
Необходимо отметить, что, несмотря на мощную атеистическую пропаганду, репрессии в отношении Церкви, большая часть взрослого населения оставалась верующей. В этом отношении показательны данные «непризнанной» всесоюзной переписи 1937 года. В. Б. Жиромская констатирует: «Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7 против 43,3% всех выразивших свое отношение к религии». Причем «в действительности верующих, безусловно, было больше, чем показали данные», — полагает исследователь.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Гагарин в Горьком | Знаменский В. Гагарин в Горьком: два дня в феврале 1963 года : [о пребывании Ю.А. Гагарина в г. Горьком, в том числе и в Автозаводском районе] // День Города. Нижний Новгород. – 2023. – 1-7 марта (№ 16). – С. 6-7. (Как это было). |
2 | Город-сказка, город мечта | Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021). |
3 | Корни и крона Земли Нижегородской | Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276 |
4 | Прадедушку заставили получить квартиру… | Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195 |
5 | Почему Виктория гордится своей семьей | Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185 |
6 | Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» | Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227 |
7 | История моей семьи уходит корнями в далекие времена… | Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199 |
8 | Сделать шаг в сторону добра | Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191 |
9 | Храбрые на море, надежные на земле и в небе | Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193 |
10 | Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев | Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы). |