У истоков прорыва

Гусев А. У истоков прорыва : [о выпуске на ГАЗе первых автомобилей «ГАЗель»] // Автозаводец. – 2019. – 18 апр. (№ 16). – С. 3.

Среди многочисленных круглых дат, которые в этом году отмечает Горьковский автозавод, самая знаковая связана с 25-летием начала выпуска знаменитой «ГАЗели», совершившей настоящий прорыв в малых грузоперевозках на просторах России.

История «ГАЗели» началась в конце 1980-х, когда инженеры-конструкторы Горьковского автозавода взялись за создание малотоннажного грузовика. Время показало, насколько верно и своевременно на ГАЗе озаботились новым проектом.

Благодаря гениальному предвидению генерального директора Горьковского автозавода Бориса Павловича Видяева и специалистов УКЭР был разработан коммерческий автомобиль, который позволил предприятию развиваться в тяжелейших условиях перехода на рельсы рыночной экономики.

В конструкции автомобиля широко использовались элементы, унифицированные с «Волгой». В их числе: карбюраторный 4-цилиндровый двигатель серии ЗМЗ-402, доработанная до 5-ступенчатой коробка передач, ведущий мост, узлы тормозной системы и другое. В результате автомобиль был готов всего за четыре года, хотя нормой для советского времени считалось десятилетие и даже более!

Летом 1993-го на Втором Московском международном автосалоне М1МЗ состоялась премьера «ГАЗели», ставшая для многих специалистов и подавляющего большинства потенциальных потребителей полной неожиданностью. В тот момент львиная доля отечественных предприятий едва приходила в себя после развала СССР, а у Горьковского автозавода «из ниоткуда» вдруг появилось целое семейство полуторок, которые современно выглядели и при этом прекрасно соответствовали новейшим запросам рынка.

В конце 1993-го начальник цеха производства грузовых автомобилей Григорий Иванович Языков создал бригаду для опытной сборки новых автомобилей.

– В ее состав вошли Петр Коркин, Анатолий Запалов, Павел Кривошеее и я, – вспоминает слесарь механосборочных работ Александр Слюнин. – В присутствии технологов мы собирали первые образцы «ГАЗелей» на деревянных стойках возле конвейера. Распределяли последовательность выполнения операций, выявляли и устраняли проблемы по сборке, неизбежные при освоении новой техники, рассказывали бригадирам, что и как нужно делать. Одним из таких бригадиров был Виктор Львов, заслуженный машиностроитель РФ.

– Мы подходили к деревянным стойкам в обед, на час-два задерживались после смены, учились, как и где крепить детали, узлы, агрегаты, – рассказывает он. – Я работал на Горьковском автозаводе с 1965 года, повидал немало моделей, но «ГАЗель» радикально от них отличалась. Подвески, мосты, тормоза, начинка, внешний вид, технические характеристики – все абсолютно новое. Признаться, было приятно: экономика трещит по швам, а ГАЗ готовит к выпуску небывалую для страны технику.

Весной 1994 года «ГАЗель» впервые коснулась конвейера, который был переоборудован под полуторку. Начался второй этап подготовки к серийному производству.

– На конвейер ставилась рама, два-три человека выполняли свои операции, после чего полуфабрикат автомобиля двигался дальше. Остановка, монтаж мостов... и «ГАЗель» перемещалась к следующей бригаде, – объясняет слесарь механосборочных работ Алексей Домнин. – С каждым днем мы набирались опыта, отлаживали доставку комплектующих, оптимизировали работу на операциях. Скорость сборки постепенно возрастала, и к началу лета 1994-го конвейер уже практически не останавливался.

За ходом подготовки к массовому производству «ГАЗелей» пристально следил Борис Павлович Видяев.

– На часах 6 часов, а он уже идет вдоль конвейера, со всеми здоровается, выясняет, как обстоят дела. И так каждый день, – говорит Виктор Львов.

20 июля 1994 года легкий грузовой автомобиль ГАЗ-3302 в торжественной обстановке запустили в серию. Одним из очевидцев и участников того знаменательного события был Юрий Карбасов, который во время работы на ГАЗе удостоился медалей «За трудовое отличие» и «За освоение целинных земель», званий «Заслуженный машиностроитель РФ» и «Заслуженный автозаводец». Он начинал трудиться на Горьковском автомобильном в 1962 году слесарем механосборочных работ. А когда появилась «ГАЗель», Юрий Карбасов уже был начальником участка, в его подчинении находилось около 300 человек. Под его руководством производились расчеты объема работ для операторов и бригад, отлаживались операции конвейерной сборки.

– В начале 1990-х заводу приходилось нелегко, ушла в прошлое советская система хозяйствования, новые формы экономики только-только зарождались. Порой мы задумывались: будет завтра работа или нет? – говорит Ю. Карбасов. – А когда «ГАЗель» пошла в серию, появилась стабильность, уверенность в завтрашнем дне.

Разрастающаяся армия предпринимателей встретила «ГАЗель» на ура. Уже в первый год производства рынок «поглотил» более 13 тыс. экземпляров ГАЗ-3302, в 1995-м было выпущено почти 58 тысяч, и в дальнейшем объем производства только увеличивался.

– Многие из тех, кто стоял у истоков производства «ГАЗелей», сегодня уже находятся на заслуженном отдыхе. Но мы не забываем друг друга, регулярно встречаемся, делимся воспоминаниями, – говорит заместитель председателя совета ветеранов ПГА Валерий Щербак, отдавший 44 года Горьковскому автомобильному. – Ветераны следят за жизнью завода, гордятся новыми моделями, которые он выпускает. Мы регулярно бываем на предприятии, где нас всегда очень тепло встречают. Обязательно примем участие в торжествах по случаю 25-летия «ГАЗели», оставившей яркий след в нашей трудовой биографии.

Андрей Гусев

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о директоре ЗКС Н.Ф. Гридине] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
2 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).
3 В гуще людей и событий Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
4 Классика жанра Целибеев С. Классика жанра : [автомобиль ГАЗ-51] // Автозаводец. – 2021. – 4 февр. (№ 5). – С. 6. – (Машины времени)
5 Главная ценность завода Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей).
6 Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262.
7 Стахановец машиностроения Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей).
8 Конструктор и летописец Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
9 Высший класс Честнова И. Высший класс : [история автомобиля ГАЗ-24 «Волга»] // Автозаводец. – 2020. – 30 июля (№31). – С. 4-5. – (Машины времени).
10 Олимпийская машина Реутов В.Б. Олимпийская машина [об автомобиле ГАЗ-24] : беседа с ведущим конструктором ГАЗ-24 «Волга» В.Б. Реутовым / беседовал А. Овчинников // Автозаводец. – 2020. – 23 июля (№30. – С. 5. – (Наши ветераны).

Страницы