У истоков полуторки
«ГАЗель», совершившая переворот в российском автопроме, оказалась столь удачным проектом во многом благодаря идеям конструктора Александра Михайловича Бутусова. 1 октября он будет праздновать свое 90-летие. Больше половины жизни ветеран отдал Горьковскому автозаводу.
Стать конструктором автомобилей А. Бутусов мечтал с детства. Еще студентом ему посчастливилось познакомиться с главным конструктором ГАЗа Андреем Липгартом, который стал научным руководителем его дипломной работы. Александр Бутусов защитился на отлично и был принят инженером-конструктором в КБ грузовых автомобилей конструкторско-экспериментального отдела. Выбранному делу он прослужил всю жизнь. С 1969 по 1995 год был главным конструктором грузовых автомобилей – заместителем главного конструктора завода. Александр Михайлович неизменно находился в эпицентре проектирования, доводки, постановки на производство и модернизации всех грузовых автомобилей марки «ГАЗ».
– Все эти годы были счастливыми – огромное поле деятельности, возможность экспериментировать, искать оптимальные решения задач, – вспоминает он.
А. Бутусов возглавлял разработки специальных снегоходных машин, трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-33 и ГАЗ-34, многоцелевого четырехосного ГАЗ-44.
Особенно весом его вклад в со здание грузовиков. Это семейство ГАЗ-4301 с рядным дизельным двигателем воздушного охлаждения; ГАЗ-3307 с V-образным восьмицилиндровым двигателем водяного охлаждения; ГАЗ-3308 «Садко» и, конечно же, знаменитая «ГАЗель» с ее многочисленными модификациями. Александр Михайлович был инициатором и активным участником этого проекта, за него он получил премию Правительства России. Именно благодаря его идеям газовская концепция полуторки была признана самой рациональной: использование уже выпускаемых узлов, в основном от «Волги», и рамной конструкции давало возможность комплектовать модификации самыми различными надстройками. Впервые в практике Горьковского автозавода «ГАЗель» проектировалась на компьютерах.
По мнению А. Бутусова, в новой полуторке воплотился опыт конструкторов разных поколений.
– Со временем начинаешь понимать, как важно сохранять неразрывную цепочку передачи опыта, насколько велика роль наставников, – говорит директор по планированию продукта ОИЦ Олег Филимонов. – При участии Александра Михайловича выросло два поколения конструкторской школы ГАЗа. Мне довелось работать с ним два года, но и столь короткий срок я считаю большой профессиональной удачей.
За трудовые успехи А. Бутусов награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», двумя малыми золотыми и большой серебряной медалями ВДНХ, почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности СССР». Ему присвоены почетные звания «Заслуженный конструктор РФ» и «Заслуженный автозаводец».
Александр Михайлович и сейчас продолжает активно интересоваться жизнью завода и Объединенного инженерного центра.
Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец,
ветеран труда
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Человек двух стихий | Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны). |
2 | В гуще людей и событий | Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
3 | Главная ценность завода | Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
4 | Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа | Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262. |
5 | Стахановец машиностроения | Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей). |
6 | Конструктор и летописец | Гусев А. Конструктор и летописец : [о конструкторе и краеведе В.Э. Шерстинском] // Автозаводец. – 2020. – 13 авг. (№33). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей). |
7 | Неординарная личность | Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15. |
8 | Дирижер свершений | Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого). |
9 | «Мы – машиностроительная страна»! | «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда). |
10 | Человек с горячим сердцем | Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15 |