Там «Окунулось в Волгу солнце» и счастья миг: «Христос воскресе!»

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Смирнова Л. Там «Окунулось в Волгу солнце» и счастья миг: «Христос воскресе!» : [выставка «Палитра души». Работы художников К. Шихова и А. Важнева] // Автозаводец. – 2011. – 19 февр. – С. 6

Ирина МАРШЕВА, искусствовед, член Союза художников России, заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса по научной работе:

— Художник-любитель Александр Федорович Важнев предпочитает классические жанры: портрет, пейзаж, натюрморт. Именно в них проявляется его затаенная в глубине души и биографии непреходящая любовь к искусству. Она дала себя знать, когда на второй план ушли неотложные дела, освободилось сакральное пространство для творчества. Идеалом стала академическая живопись. Идеал этот недостижим, пуп, к нему безжалостен и требует принесения себя в жертву с детских лет. Но ею магическое обаяние непреодолимо. Вставая на эту стезю, человек, будто заново учится ходить, сначала робко, потом все более уверенно и неизменно восторженно.

Художник смело осваивает один из важнейших видов пейзажа — панорамный, требующий от автора точного чутья пропорций в композиционном решении картинной плоскости. В Нижегородском крае много  масштабных и величественных видов, к ним часто обращается и Важнев, достигая захватывающего ощущения величия просторов над Волгой.

Среди, портретных работ особое место занимает портрет К. И. Шихова, в котором ощущается пронзительная интонация незащищенности художника, находящегося один на один с незаконченным холстом. Во всех своих портретах Важнев стремится к передаче не только внешнего сходства, но и движения мысли, эмоций своих героев. Работам Александра Федоровича, несомненно, свойственна некоторая наивность, присущая самодеятельному творчеству. Но в этой наивности присутствует трепетная искренность собственных переживаний цвета, композиции, ритма — тех основ, на которых строится живописный образно-пластический язык.

Произведения Кима Ивановича Шихова знают и любят уже несколько поколений зрителей. Он известный живописец, монументалист, график, педагог. Много лет ему довелось возглавлять правление Нижегородской организации Союза художников России. Его работы получили постоянную прописку в музее Академии художеств РФ, в нескольких нижегородских музеях, Костромской художественной галерее и других государственных и частных коллекциях.

К. И. Шихов — заслуженный художник России, почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Не случайно на открытии выставки собрались не только друзья, коллеги, ученики Кима Ивановича, но и представители министерства культуры Нижегородской области. Согласитесь, показываться (в смысле: выставлять свои творения) на людях, которые пришли к Шихову, — шаг смелый и рискованный. Но Александр Федорович Важнее его сделал! Впрочем, не обошлось без самого мэтра. Приоткрою завесу тайны: Александр Федорович — ученик знаменитого художника, приобщившийся к живописи уже в солидном возрасте. Шихов сам предложил ему участвовать в своей выставке, видимо, считая это правомерным. Насколько — судить ее посетителям. Но одно могу сказать наверняка. Время ученичества вовсе не обязательно должно быть связано с самым началом жизни. Счастье творчества (и муки — тоже) можно обрести, когда для этого появляется возможность, которой просто не было раньше, например, с выходом на пенсию.

А. Ф. Важнев — по профессии строитель. Зарабатывать на жизнь начал рано — родительская семья была большой, пятеро детей, он старший. Приехал из Воскресенского района в Горький, устроился на ГАЗ. Потом — рабфак, техникум, архитектурно-строительный факультет Марийского политехнического института. Последняя должность — генеральный директор крупной строительно-монтажной организации. Но вот пришло время — вернулся к своей давней мечте: занялся живописью. Судьба оказалась благосклонной к начинающему автору — свела его с Мастером. Тот оценил по достоинству стремление зрелого человека, не растратившего, на длинном жизненном пути тяги к прекрасному, разглядел и помог развить заложенный природой дар. Так появился на свет художник Важнев. Судя по отзывам первых посетителей выставки, очень неплохой художник.

Ликование жизни

Перехожу от одного полотна к другому. Неброские пейзажи среднерусской полосы — до боли знакомые и милые, пронизанные авторскими любовью и любованием. Портреты... Вот без тени сомнения узнаю на холсте учителя — Кима Ивановича Шихова. Он, как и подобает истинному художнику, с занесенной над очередной работой кистью. А взгляд устремлен в сторону от полотна и вверх — как будто увидел там что-то примечательное и отвлекся на минуту.

«Христос Воскреси!» — так называется портрет девчушки в ярко-красной куртке с таким же красным пасхальным яйцом в ладошках. Это ликование жизни, переданное открытой всему миру улыбкой девчонки и насыщенным кармином, буквально льется с полотна на зрителя, завораживая, заражая.

Как живые, подсолнухи, бархатцы, астры... Это уже натюрморты. Нет, мертвой натурой тут и не пахнет. Все — трепещущее, дышащее, пахнущее.

Александр Федорович, — обращаюсь к автору, — что вы обрели вместе с творчеством?

— Я как будто заново родился. Всю жизнь ждал этого момента, чувствовал в себе нереализованные возможности. Но, знаете, все некогда было — всегда очень много работал и работу свою любил. А детская мечта теплилась где-то в глубине души. Теперь все подчинено только творчеству, и это большое счастье для меня.

— Как рождается тема будущей картины?

Природа вдохновляет, сама просится на холст. А портреты... Вокруг много хороших людей, знакомых — они и становятся моими героями. Если работы нравятся, я их дарю — для меня это огромное удовольствие.

Как оценивают такой поворот в вашей жизни близкие?

— Поначалу жена вместе со мной на этюды ходила, а потом, видно, устала. Я, говорит, уже насмотрелась на эти муки творчества — иди один. Но готовые вещи, как правило, ей нравятся.

Не страшно было выставляться, тем более впервые, вместе с Шиховым?

— Не без этого. Волнуюсь очень. И очень благодарен Киму Ивановичу за поддержку.

«Суровый» стиль

Пробиться за интервью к мэтру было непросто — он щедро раздавал автографы посетителям выставки, фотографировался с учениками, отвечал на вопросы самых любознательных и восторженных поклонников своего искусства. Кстати, именно К. И. Шихов был среди инициаторов создания выставочного зала на Автозаводе, в районе, сыгравшем важную роль в его творческой биографии, а потому, он здесь, без преувеличения, персона грата. Ким Иванович сам подошел к нам с Александром Федоровичем. И беседа обрела новое русло.

Ким Иванович, на этой выставке вы представлены и как портретист, и как пейзажист. Причем во всех работах верны своему характерному, неповторимому стилю. Для вас важно, чтобы ваши полотна узнавали, что называется, по почерку?

— Да, конечно. Этот, как окрести еще до начала работы. Это очень важно для того, чтобы портрет получился. Многие мои юрой становились потом моими друзьями. В этом смысле я очень богатый человек.

А бывает так, что не получается?

— Конечно! Рели успеваешь сблизиться с человеком — это уже гарантия того, что результат будет отличный. Но и неудачи случаются. Помню, писал портрет Героя Советского Союза Садовского. И все вроде бы шло нормально. И ему портрет понравился. Но что-то меня не устраивало. И только когда работа была завершена, меня осенило, как именно надо было это делать. Я попросил человека попозировать еще. Он удивился, но согласился.

Для вас важны обстановка, интерьер, фон для портрета?

— Очень! Причем это должна быть привычная человеку среда. Она помогает раскрыть его внутренний мир, характер, ну и гак далее.

— Все ваши работы любимы вами, как дети, или все-таки есть самые — самые?

Да, картины для художника, как дети, выстраданные, выпестованные. Но, конечно же, есть среди них такие, которые особенно дороги, хотя, может быть, не являются самыми значимыми в эстетическом плане. Ну, вот хотя бы портрет моих внуков (мы стоим как раз под ним. — Л.С.)

В романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» одна из главных героинь — известная художница — не расставалась, за редким исключением, со свои ми работами. Она могла себе это позволить. Вы свои полотна продаете, дарите, насколько мне известно. Для вас важна их дальнейшая судьба?

— В моей мастерской новых работ практически не остается. Это нормально. Живопись — искусство затратное: краски, кисти, холсты... А для профессионального художника продажа картин — это источник средств к существованию. И счастье, если он востребован. Но судьба моих работ мне действительно не безразлична. Я продаю их музеям, людям, которых хорошо знаю. И дарил тоже много.

— Спасибо вам за ваше искусство и за учеников!

Лариса СМИРНОВА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 4
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Ким Шихов: "Время не для творчества" Земская О. Ким Шихов: "Время не для творчества" : [о Шихове К.И., заслуженном художнике РФ] // Нижегородские новости. – 2013. – 22 янв. – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Любовь к миру на холсте Жукова А. Любовь к миру на холсте : [о выставке автозаводского художника К. Шихова] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 14.
3 Там «Сирин» счастье обещает Смирнова Л. Там «Сирин» счастье обещает : [о выставке работ из керамики детей ДШИ «Созвездие» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2013. – 20 апр. (№ 58). – С. 4
4 Фотоохота на пернатых Кошкина О. Фотоохота на пернатых : [о выставке автозаводского фотохудожника А. Филиппова «Мир вокруг нас» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 6
5 «Творенье рук – душевный дар» Погорская Т. «Творенье рук – душевный дар» : [о выставке ручной вышивки в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2012. – 27 янв. – С. 3
6 «Загадочный мир» Мубаракшина Г. [о выставке работ фотохудожника А. Тарасова «Загадочныe миры»] // Аргументы и факты. – 2011. – 30 марта. – С. 4
7 Путешествие в «Загадочные миры» Смирнова, Л. Путешествие в «Загадочные миры» : [об открытии выставки работ фотохудожника А. Тарасова в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2011. – 29 марта. – С. 3
8 Зал на двоих Зинина, М. Зал на двоих : [о выставке работ фотохудожника В. Мельникова] // Автозаводец. – 2009. – 14 июля. – С. 3.
9 Художник-сказка Зинина, М. Художник-сказка : [о выставке "Сентиментальное путешествие длиною в 45 лет" художника Михаила Некрасова ] // Автозаводец. – 2009. – 10 февраля
10 Век пополам Тулупова Г. Век пополам : [об экспозиции «100 на двоих, или 2 по 50» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2008. – 6 авг. – С. 3

Страницы