Там «Окунулось в Волгу солнце» и счастья миг: «Христос воскресе!»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Смирнова Л. Там «Окунулось в Волгу солнце» и счастья миг: «Христос воскресе!» : [выставка «Палитра души». Работы художников К. Шихова и А. Важнева] // Автозаводец. – 2011. – 19 февр. – С. 6

Ирина МАРШЕВА, искусствовед, член Союза художников России, заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса по научной работе:

— Художник-любитель Александр Федорович Важнев предпочитает классические жанры: портрет, пейзаж, натюрморт. Именно в них проявляется его затаенная в глубине души и биографии непреходящая любовь к искусству. Она дала себя знать, когда на второй план ушли неотложные дела, освободилось сакральное пространство для творчества. Идеалом стала академическая живопись. Идеал этот недостижим, пуп, к нему безжалостен и требует принесения себя в жертву с детских лет. Но ею магическое обаяние непреодолимо. Вставая на эту стезю, человек, будто заново учится ходить, сначала робко, потом все более уверенно и неизменно восторженно.

Художник смело осваивает один из важнейших видов пейзажа — панорамный, требующий от автора точного чутья пропорций в композиционном решении картинной плоскости. В Нижегородском крае много  масштабных и величественных видов, к ним часто обращается и Важнев, достигая захватывающего ощущения величия просторов над Волгой.

Среди, портретных работ особое место занимает портрет К. И. Шихова, в котором ощущается пронзительная интонация незащищенности художника, находящегося один на один с незаконченным холстом. Во всех своих портретах Важнев стремится к передаче не только внешнего сходства, но и движения мысли, эмоций своих героев. Работам Александра Федоровича, несомненно, свойственна некоторая наивность, присущая самодеятельному творчеству. Но в этой наивности присутствует трепетная искренность собственных переживаний цвета, композиции, ритма — тех основ, на которых строится живописный образно-пластический язык.

Произведения Кима Ивановича Шихова знают и любят уже несколько поколений зрителей. Он известный живописец, монументалист, график, педагог. Много лет ему довелось возглавлять правление Нижегородской организации Союза художников России. Его работы получили постоянную прописку в музее Академии художеств РФ, в нескольких нижегородских музеях, Костромской художественной галерее и других государственных и частных коллекциях.

К. И. Шихов — заслуженный художник России, почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Не случайно на открытии выставки собрались не только друзья, коллеги, ученики Кима Ивановича, но и представители министерства культуры Нижегородской области. Согласитесь, показываться (в смысле: выставлять свои творения) на людях, которые пришли к Шихову, — шаг смелый и рискованный. Но Александр Федорович Важнее его сделал! Впрочем, не обошлось без самого мэтра. Приоткрою завесу тайны: Александр Федорович — ученик знаменитого художника, приобщившийся к живописи уже в солидном возрасте. Шихов сам предложил ему участвовать в своей выставке, видимо, считая это правомерным. Насколько — судить ее посетителям. Но одно могу сказать наверняка. Время ученичества вовсе не обязательно должно быть связано с самым началом жизни. Счастье творчества (и муки — тоже) можно обрести, когда для этого появляется возможность, которой просто не было раньше, например, с выходом на пенсию.

А. Ф. Важнев — по профессии строитель. Зарабатывать на жизнь начал рано — родительская семья была большой, пятеро детей, он старший. Приехал из Воскресенского района в Горький, устроился на ГАЗ. Потом — рабфак, техникум, архитектурно-строительный факультет Марийского политехнического института. Последняя должность — генеральный директор крупной строительно-монтажной организации. Но вот пришло время — вернулся к своей давней мечте: занялся живописью. Судьба оказалась благосклонной к начинающему автору — свела его с Мастером. Тот оценил по достоинству стремление зрелого человека, не растратившего, на длинном жизненном пути тяги к прекрасному, разглядел и помог развить заложенный природой дар. Так появился на свет художник Важнев. Судя по отзывам первых посетителей выставки, очень неплохой художник.

Ликование жизни

Перехожу от одного полотна к другому. Неброские пейзажи среднерусской полосы — до боли знакомые и милые, пронизанные авторскими любовью и любованием. Портреты... Вот без тени сомнения узнаю на холсте учителя — Кима Ивановича Шихова. Он, как и подобает истинному художнику, с занесенной над очередной работой кистью. А взгляд устремлен в сторону от полотна и вверх — как будто увидел там что-то примечательное и отвлекся на минуту.

«Христос Воскреси!» — так называется портрет девчушки в ярко-красной куртке с таким же красным пасхальным яйцом в ладошках. Это ликование жизни, переданное открытой всему миру улыбкой девчонки и насыщенным кармином, буквально льется с полотна на зрителя, завораживая, заражая.

Как живые, подсолнухи, бархатцы, астры... Это уже натюрморты. Нет, мертвой натурой тут и не пахнет. Все — трепещущее, дышащее, пахнущее.

Александр Федорович, — обращаюсь к автору, — что вы обрели вместе с творчеством?

— Я как будто заново родился. Всю жизнь ждал этого момента, чувствовал в себе нереализованные возможности. Но, знаете, все некогда было — всегда очень много работал и работу свою любил. А детская мечта теплилась где-то в глубине души. Теперь все подчинено только творчеству, и это большое счастье для меня.

— Как рождается тема будущей картины?

Природа вдохновляет, сама просится на холст. А портреты... Вокруг много хороших людей, знакомых — они и становятся моими героями. Если работы нравятся, я их дарю — для меня это огромное удовольствие.

Как оценивают такой поворот в вашей жизни близкие?

— Поначалу жена вместе со мной на этюды ходила, а потом, видно, устала. Я, говорит, уже насмотрелась на эти муки творчества — иди один. Но готовые вещи, как правило, ей нравятся.

Не страшно было выставляться, тем более впервые, вместе с Шиховым?

— Не без этого. Волнуюсь очень. И очень благодарен Киму Ивановичу за поддержку.

«Суровый» стиль

Пробиться за интервью к мэтру было непросто — он щедро раздавал автографы посетителям выставки, фотографировался с учениками, отвечал на вопросы самых любознательных и восторженных поклонников своего искусства. Кстати, именно К. И. Шихов был среди инициаторов создания выставочного зала на Автозаводе, в районе, сыгравшем важную роль в его творческой биографии, а потому, он здесь, без преувеличения, персона грата. Ким Иванович сам подошел к нам с Александром Федоровичем. И беседа обрела новое русло.

Ким Иванович, на этой выставке вы представлены и как портретист, и как пейзажист. Причем во всех работах верны своему характерному, неповторимому стилю. Для вас важно, чтобы ваши полотна узнавали, что называется, по почерку?

— Да, конечно. Этот, как окрести еще до начала работы. Это очень важно для того, чтобы портрет получился. Многие мои юрой становились потом моими друзьями. В этом смысле я очень богатый человек.

А бывает так, что не получается?

— Конечно! Рели успеваешь сблизиться с человеком — это уже гарантия того, что результат будет отличный. Но и неудачи случаются. Помню, писал портрет Героя Советского Союза Садовского. И все вроде бы шло нормально. И ему портрет понравился. Но что-то меня не устраивало. И только когда работа была завершена, меня осенило, как именно надо было это делать. Я попросил человека попозировать еще. Он удивился, но согласился.

Для вас важны обстановка, интерьер, фон для портрета?

— Очень! Причем это должна быть привычная человеку среда. Она помогает раскрыть его внутренний мир, характер, ну и гак далее.

— Все ваши работы любимы вами, как дети, или все-таки есть самые — самые?

Да, картины для художника, как дети, выстраданные, выпестованные. Но, конечно же, есть среди них такие, которые особенно дороги, хотя, может быть, не являются самыми значимыми в эстетическом плане. Ну, вот хотя бы портрет моих внуков (мы стоим как раз под ним. — Л.С.)

В романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» одна из главных героинь — известная художница — не расставалась, за редким исключением, со свои ми работами. Она могла себе это позволить. Вы свои полотна продаете, дарите, насколько мне известно. Для вас важна их дальнейшая судьба?

— В моей мастерской новых работ практически не остается. Это нормально. Живопись — искусство затратное: краски, кисти, холсты... А для профессионального художника продажа картин — это источник средств к существованию. И счастье, если он востребован. Но судьба моих работ мне действительно не безразлична. Я продаю их музеям, людям, которых хорошо знаю. И дарил тоже много.

— Спасибо вам за ваше искусство и за учеников!

Лариса СМИРНОВА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 4
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Ким Шихов: "Время не для творчества" Земская О. Ким Шихов: "Время не для творчества" : [о Шихове К.И., заслуженном художнике РФ] // Нижегородские новости. – 2013. – 22 янв. – С. 4
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Любовь к миру на холсте Жукова А. Любовь к миру на холсте : [о выставке автозаводского художника К. Шихова] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 14.
3 Там «Сирин» счастье обещает Смирнова Л. Там «Сирин» счастье обещает : [о выставке работ из керамики детей ДШИ «Созвездие» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2013. – 20 апр. (№ 58). – С. 4
4 Фотоохота на пернатых Кошкина О. Фотоохота на пернатых : [о выставке автозаводского фотохудожника А. Филиппова «Мир вокруг нас» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозавод-online. – 2012. – 14-28 авг. (№ 48). – С. 6
5 «Творенье рук – душевный дар» Погорская Т. «Творенье рук – душевный дар» : [о выставке ручной вышивки в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2012. – 27 янв. – С. 3
6 «Загадочный мир» Мубаракшина Г. [о выставке работ фотохудожника А. Тарасова «Загадочныe миры»] // Аргументы и факты. – 2011. – 30 марта. – С. 4
7 Путешествие в «Загадочные миры» Смирнова, Л. Путешествие в «Загадочные миры» : [об открытии выставки работ фотохудожника А. Тарасова в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2011. – 29 марта. – С. 3
8 Зал на двоих Зинина, М. Зал на двоих : [о выставке работ фотохудожника В. Мельникова] // Автозаводец. – 2009. – 14 июля. – С. 3.
9 Художник-сказка Зинина, М. Художник-сказка : [о выставке "Сентиментальное путешествие длиною в 45 лет" художника Михаила Некрасова ] // Автозаводец. – 2009. – 10 февраля
10 Век пополам Тулупова Г. Век пополам : [об экспозиции «100 на двоих, или 2 по 50» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2008. – 6 авг. – С. 3

Страницы