Судьба конструктора

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Кириндас А. Судьба конструктора [Электронный ресурс] : [о В.В. Данилове, гл. инженере ГАЗ]. – Режим доступа: http://www.pressarchive.ru/birja-avto/1999/12/01/24983.html (дата обращения: 01.06.2016).

Зимой 1931-1932 годов на еще не вступившем в строй действующих Нижегородском автозаводе была начата подготовка производства пулеметных танкеток Т-27. Руководство отработкой серийных чертежей было поручено бывшему главному конструктору Ярославского автозавода Владимиру Данилову.

В. В. Данилов сконструировал первый грузовик Ярославского автозавода, ряд специальных прицепов для нужд армии, под его руководством были выпущены первые образцы спецпродукции ГАЗа, но донос оказался много весомее многолетней работы конструктора — направляемый чекистской рукой меч пролетарского правосудия равно разил и правых, и виноватых.

Владимир Васильевич Данилов родился 21 апреля 1893 года в семье линейного мастера телеграфа Закавказской железной дороги. Вся семья неоднократно переезжала с одной железнодорожной станции на другую, пока отец не занял должность заведующего электростанциями города Боржоми, где и проработал до самой смерти.

С 1901 года учился в Тифлисе (Тбилиси) в реальном училище, по окончании которого перебрался в Москву, где поступил в знаменитую "школу школ" — Императорское техническое училище, переименованное в 1917 году в МВТУ. Не будет лишним отметить, что МВТУ окончили двигателист Швецов, ракетчик Королев, авиаконструктор Мясищев, "главный инженер страны" Малышев и многие другие известные конструкторы и государственные деятели. МВТУ до революции — ведущий втуз мира, и преподавание в нем велось весьма основательно.

Именно в МВТУ родилась поговорка: сдав сопромат, можно жениться. Студент Данилов так и поступил. Но семейное счастье длилось недолго, через некоторое время он женился вторично. Революционные события в стране не особо располагали к учебе, и Данилов защитил диплом только в 1919 году.

После института Данилов работал в системе Главного военно-инженерного управления армии — на предприятиях, производящих двуколки и другие предметы военного обоза, пока в 1922 году не был переведен в Ярославль, на автозавод, на должность главного конструктора и главного инженера одновременно. На построенном до революции заводе из-за октябрьских и последовавших за ними событий производство автомобилей развернуто не было.

На предприятии занимались "диким ремонтом" — так с легкой руки Лихачева называли капремонт автомобиля, по объему работ сопоставимый с изготовлением заново. Выпускали и мотодрезины "Матваль" на базе найденных на оставшихся со времен Первой мировой войны автокладбищах агрегатов полуторки "Уайт". На этом заводе и вышла небольшая партия мотовозов, сконструированных Даниловым на основе грузовика "Мартон".

Наконец с автокладбищ все сколь-нибудь пригодное вывезли, и заводу стало нечего делать, хоть закрывай. Во спасение на ЯАЗе родилась идея развернуть выпуск трехтонных грузовиков. В столице инициативу поддержали, и проектирование ярославского трехтонника поручили В. В. Данилову.

Через 20 лет Владимир Васильевич писал: "...поскольку ярославский завод не имел достаточно нужных материалов, я перенес работу по разработке компоновочных чертежей автомобиля на завод АМО в Москву, где и делал их в течение четырех месяцев. Затем, перенеся работу в Ярославль, к концу 1924 года закончил разработку рабочих чертежей автомобиля...".

Весной следующего года первые Я-3 с военными и гражданскими экспертами отправились в испытательный пробег. Новые грузовики понравились заказчику, и к концу года завод выпустил... три автомобиля, но в следующем — уже более двух десятков. Эксплуатация выявила низкое качество двигателей АМО, поэтому в 1928 году Данилов и ряд других специалистов были откомандированы на проходившую в Лейпциге выставку. Итогом поездки стала закупка 140 немецких двигателей с правом их производства.

Грузоподъемность грузовика Я-4 с новым мотором довели до 4 тонн. В 1929 году за границу съездил инженер М. Л. Сорокин и закупил партию двигателей "Геркулес", которые удачно вписались в пятитонник Я-5.

Помимо Я-3 Владимир Васильевич сконструировал прицеп к Я-5, серийно выпускавшийся в Москве.

В 1930 году Данилов был переведен в главк на должность главного конструктора, где познакомился с будущим директором ГАЗа С. С. Дьяконовым. Зимой 1931-1932 годов по инициативе Сергея Сергеевича Владимир Васильевич едет на еще только строящийся Нижегородский автозавод. Специфика новой работы была необычна: не успев освоить производство автомобилей, завод должен был начать выпуск пулеметных танкеток Т-27, а позднее — легких танков Т-37. Это был первый советский серийный плавающий танк. Для обеспечения плавучести на танке с боков закреплялись заполненные пробкой поплавки. Из вооружения — пулемет. Танк применялся аж до 1944 года.

В конструкции этих машин широко использовались автомобильные агрегаты. Двухмесячная командировка, предусматривавшая отработку техдокументации, затянулась: с января 1932 года Данилов был принят на автозавод на должность помощника главного инженера по спецпроизводству. Так он стал первым штатным руководителем автогиганта по выпуску военной техники.

Помимо танков, на ГАЗе велись работы над трехосным грузовиком ГАЗ-ААА, санитарным автобусом "194" и штабным автомобилем. С 1932 года Владимир Васильевич возглавлял техотдел ГАЗ (КЭО, УКЭР). В этот период были разработаны автобус ГАЗ-3 (конструктор Борисов), пикап ГАЗ-4 (конструктор Сорочкин), выпущены хлебный фургон и лимузин ГАЗ-6. Очень скоро стало ясно, что совмещать в одном отделе гражданские и военные разработки затруднительно, поэтому был организован спецотдел КЭО, первым начальником которого стал инженер Кондратьев, вскоре замененный бывшим чекистом Шепте.

Под руководством Шепте были построены опытные образцы двухмоторного танка. Особо остро стоял вопрос с подбором квалифицированных кадров для спецпроизводства, к решению которого заместитель главного инженера (до июля 1937 года) Данилов прилагал много усилий. Отдел кадров упорно игнорировал постоянные запросы и жалобы на нехватку специалистов, тем более ценным было появление молодых инженеров Иллариона Сторожко и Сергея Михайлова с "неудачными" анкетами, что и явилось причиной податливости отдела кадров.

В связи с отъездом главного инженера ГАЗ А. С. Иванова в длительную командировку Владимиру Васильевичу было поручено временное исполнение его обязанностей. Тем временем начавшиеся с разоблачения бывших кулаков и белогвардейцев аресты дошли и до руководства автозавода. Одним из первых взяли и вскорости расстреляли Яна Шепте, затем арестовали замдиректора Рубина, начальника цеха шасси Гисина — началось "автозаводское дело". 16 марта 1938 года "воронок" остановился у дома в американском поселке, где жил Владимир Васильевич с супругой Ириной Сергеевной, дочерью Иришкой (ей было чуть больше года) и сыном Володей.

Арестованных по автозаводскому делу обвинили во вредительстве и срыве выпуска военной техники и легковушки М-1. Для определения масштабов вредительства была организована комиссия. Возглавленная начальником секретного отдела ГАЗа Ратаенко, комиссия вредительства не обнаружила и была расформирована. Вторая комиссия из сотрудников другого завода работала гораздо эффективнее. Следствие длилось три года, и в результате автозаводцев приговорили к различным срокам заключения.

В. В. Данилову пребывание во внутренней тюрьме засчитали в срок заключения, и, с учетом тяжелого состояния здоровья, 17 марта 1941 года он был освобожден. Пытки, переживания и старая травма дали о себе знать — в день выхода из тюрьмы у него случился инсульт. Пролежав пять недель в больнице, Данилов хотел вернуться к семье на автозавод, но посетившие его чекисты уведомили, что Владимиру Васильевичу как врагу народа запрещено проживание в Горьком. Данилов переехал на Бор, где с большим трудом устроился на стеклозавод.

После ареста Ежова дела некоторых врагов народа были пересмотрены и судимость снята. Данилов стал писать, требовать пересмотра дела, но всюду встречал отказ. 19 декабря 1945 года Данилов решился на последний шаг — отправил письмо самому Берии. Письмо дошло быстро и уже 29 декабря поступило на рассмотрение Особого Совещания, которому потребовалось ознакомиться с материалами дела. Разбирательство шло больше года. 31 мая 1947 года Особое Совещание, 56-м по счету пунктом рассматривая заявление врага народа Данилова, выяснило, что "находясь в камере, Данилов вел среди сокамерников злобную антисоветскую агитацию клеветнического характера и склонял арестованных отказаться от своих показаний", и постановило: "в снятии судимости отказать".

Несмотря на последствия инсульта, Владимир Данилов нашел в себе силы начать новую жизнь на новом месте — работая на стеклозаводе, он разработал внутризаводской транспортер, станок для мехобработки стекла и ряд других агрегатов, но второго инсульта не перенес...

Использованы материалы ГАГО, музея ОАО «ГАЗ».

Александр КИРИНДАС.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15
2 Создатель легенд Мухина Е. Создатель легенд : [о главном конструкторе легковых автомобилей ГАЗ В.Н. Носакове] // Автозаводец. – 2020. – 30 апр. (№ 18). – С. 15.
3 Мастер сварки Шерстинский В. Мастер сварки : [о лучшем сварщике конструкторского отдела ГАЗ И.Н. Рябинине] // Автозаводец. – 2020. – 26 марта (№13). – С. 14.
4 Творцы нового Шерстинский В. Творцы нового : [конструкторы ГАЗа К.В. Солдатов и Н.М. Гурьев] // Автозаводец. – 2020. – 12 марта (№11). – С. 16. – (Страницы из прошлого).
5 Виртуозный испытатель Шерстинский В. Виртуозный испытатель : [об инженере-испытателе ГАЗа Н.Л. Соколове] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№10). – С. 16.
6 Профессионалы второго поколения Шерстинский В. Профессионалы второго поколения : [о конструкторах ГАЗа А. Семине, В. Дубкове] // Автозаводец. – 2020. – 30 янв. (№5). – С. 16. – (История в лицах).
7 Испытатель и ученый Шерстинский В. Испытатель и ученый : [о конструкторе ГАЗ Н.М. Кислицине] // Автозаводец. – 2020. – 16 янв. (№3). – С. 17.
8 Архитектор кузовов и кабин Шерстинский В. Архитектор кузовов и кабин : [о конструкторе кузовов ГАЗ Ю.А. Фокине] //Автозаводец. – 2020. – 2 янв. (№ 1). – С. 16.
9 Испытатель агрегатов Шерстинский, В. Испытатель агрегатов : [о руководителе КБ КЭО ГАЗ по доводке и испытаниям агрегатов] / В. Шерстинский. – Текст : непосредственный // Автозаводец. – 2019. – 14 нояб. (№ 46). – С. 16.
10 Незаурядный талант Шерстинский В. Незаурядный талант : [о заместителе главного конструктора легковых автомобилей ГАЗ В.М. Малявине] // Автозаводец. – 2019. – 3 окт. (№ 40). – С. 16.

Страницы