«Судьба испытывала нас...»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Мухина Е. «Судьба испытывала нас...» : [о ветеране Великой Отечественной войны А.С. Медове] // Автозаводец. – 2017. – 14 фев. (№ 17). – С. 2

Биография ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного автозаводца Александра Семеновича Медова, который отметит 15 февраля 90-летие, насыщена яркими и непростыми событиями. Ему выпало пройти две войны, выполнять свой долг, находясь под пулями и непрерывными обстрелами, продолжающимися сутками напролет. И все же самыми главными задачами он называет те, которые ставила перед ним Родина в период работы на Горьковском автозаводе. За свой полувековой трудовой путь ему довелось освоить редкие специальности, внедрить в производство передовые технологии, представляющие особую ценность для страны.

Враг атакует с воздуха

Судьбу Александра Семеновича сложно назвать легкой и безоблачной. Он прошел через многие испытания, но все трудности и лишения преодолел с честью. Как рассказывает ветеран, навсегда ему запомнились дни бомбежек Автозавода. Первую авиаатаку осенью 1941-го он увидел, когда стоял в очереди за хлебом, который выдавали по карточкам. На бреющем полете самолет со свастикой на борту начал бомбить ремонтно-механический цех, сбрасывая бомбы средь бела дня. Бомбежка продолжалась около часа. А позже он узнал, что его дядя, работавший в РМЦ, был серьезно ранен и лишился глаза. С тех пор каждый день Александр Медов, как и многие автозаводцы, с тревогой вглядывался в небо.

— Самыми страшными были бомбежки в июне 1943-го, — вспоминает он. — Ночное небо озаряли осветительные ракеты, и все вокруг становилось таким беззащитным... Фашисты вели себя как хозяева — самолеты со свастикой летали очень низко, сбрасывая бесчисленные бомбы и фугасы. Наша семья, в которой было четверо детей, жила в частном доме в поселке Монастырка. В одну из таких бомбардировок мы лишились крова, едва успев выбежать из горящего дома.

Александр Семенович с благодарностью вспоминает, что в те тяжелые дни именно ГАЗ помог его отцу — работнику авиационного завода — восстановить карточки на хлеб. Пристанищем для семьи Медовых стал пустующий дом, в котором они с нуля начали строить жизнь.

— Я был старшим ребенком в семье, пришлось помогать родителям, — рассказывает он. — Чтобы заработать на кусок хлеба, пошел устраиваться на авиационный завод. Мне было 16, но выглядел значительно моложе, поэтому на производство меня не приняли. Нашли место в столовой завода, где я сначала отвечал за написание меню, а потом стал учеником повара.

Нам нужна одна победа!

В 1944-м Александра Медова призвали в ряды Красной Армии. В числе 20 новобранцев-горьковчан его направили в авиационную дивизию, располагавшуюся в Белоруссии.

— Очень больно было смотреть на испепеленные деревни и города, — вспоминает ветеран. — С поезда нас высадили в полностью разрушенном Минске, а затем 20 км пешком мы добирались до расположения дивизии. Поселили нас в конюшне, переоборудованной под казарму.

Оказалось, что за несколько месяцев он и его товарищи должны были стать операторами радиолокационных станций наведения и обнаружения. В их задачу входило научиться определять место нахождения самолетов противника в небе и передавать эти данные, служившие ориентиром для наших летчиков, на командный пункт. Так судьба предоставила Александру шанс свести личные счеты с авиацией противника, принесшей столько горя его родному Автозаводу.

Первое свое боевое задание А. Медов получил в Польше, недалеко от Познани. Затем участвовал в сражениях на территории Германии.

— В начале 1945-го линия фронта с каждым днем отодвигалась к границам Германии, враг терпел поражение за поражением, — вспоминает Александр Семенович. — Но, несмотря на многочисленные потери, фашисты сражались до последнего, бои были тяжелейшими. И даже когда мы получили сообщение о том, что подписан акт о капитуляции Германии, солдаты Гитлера не сдавались. Город-крепость Бреслау мы смогли взять 14 мая, а освободить от фашистов Дрезден удалось только 16 мая.

Как выяснилось много лет спустя, в сражениях за эти города вместе с Александром Медовым участвовал его земляк, уважаемый ветеран Горьковского автозавода Николай Лазаревич Максаков, с которым они в последние годы стали очень дружны.

Тайная миссия

На Родину Александр Медов вернулся летом 1946-го. Местом дислокации дивизии, в которой он продолжал служить, стал город Калинин, ныне Тверь. А через 4 года после окончания войны Медов снова получил боевое задание.

— Меня и еще нескольких сослуживцев вызвали к командиру части и объявили, что нас отправляют в правительственную командировку в Китай, причем о пребывании там никто не должен был знать. Мы переоделись в гражданское и отправились в дальний путь на Восток, — рассказывает юбиляр.

Александру Медову выдали форму китайских народных добровольцев, которые защищали своих братьев в Северной Корее.

— Воевать нам пришлось в основном с американцами, которые бомбили города и села Северной Кореи под флагом Организации Объединенных Наций, — вспоминает он. — Признаюсь, так тяжело мне не приходилось даже в Германии. Наша радиолокационная станция находилась в зоне массированных бомбежек. В небе летало столько самолетов, что солнца не было видно. Маскировались мы, как могли — накидывали на машины сетки, а антенну обкладывали ветками. Авиаатаки продолжались сутками. В таких нечеловеческих условиях мы провели около года и выжили чудом.

Наградной лист с подписью Мао Цзэ-дуна

Отмечает ветеран героизм советских летчиков, которые доказали свое превосходство над противником. На легендарных истребителях МиГ-15 они выходили из воздушных боев победителями, одерживая верх над американскими реактивными истребителями «Сейбрами» и «летающими крепостями», тяжелыми бомбардировщиками Б-29.

— Мы работали в тесной связке с нашей авиацией, передавая фактически беспрерывно в течение 16-18 часов в сутки координаты самолетов противника. С моей помощью было сбито 17 вражеских самолетов, за что меня представили к награде и вручили медаль «За боевые заслуги», — вспоминает ветеран.

Спустя некоторое время Александру Семеновичу вручили еще одну медаль — «Китайско-Советская дружба». Наградной лист с подписью Мао Цзэ-дуна остается по сей день предметом особой гордости ветерана.

Приказ о возвращении на Родину он получил в конце 1951 года. Как вспоминает Александр Семенович, его вместе с прибывшими летчиками принимал командующий авиацией Московского военного округа, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

— Я набрался смелости и обратился к нему с вопросом: «Товарищ генерал, мы служим уже 7 лет, когда же нас демобилизуют?» И тут же услышал резкий ответ: «Когда страна посчитает нужным, тогда и получите приказ об увольнении из рядов Вооруженных Сил!»

На правильной волне

Долгожданный приказ старшина Медов получил только в октябре 1952-го. В родной Горький вернулся с молодой женой Лидией, с которой познакомился в последний год службы в армии. К тому времени его отец построил из щитов маленький домик на месте сгоревшего. Много хороших изменений произошло в родном районе, появились новые здания и даже улицы, а на ГАЗе полностью восстановили разбомбленные цеха, наладили производство автомобилей.

Начать мирную жизнь военному радиомеханику оказалось непросто — очереди в отдел кадров из желающих устроиться на завод были огромными.

— Двоюродный брат подсказал, что на нашем заводе, в кузовном корпусе, организуется производство радиостанций УКВ-диапазона для военного флота и авиации, — продолжает А. С. Медов. — Мне очень повезло, я был зачислен учеником слесаря в опытные мастерские. Поначалу все казалось очень сложным, мы трудились сутками, чтобы получить первую продукцию. Параллельно с работой изучали электро- и радиотехнику.

Спустя некоторое время Александра Медова перевели в регулировщики, он должен был настраивать собранные радиостанции на фиксированные частоты. Для того чтобы подготовить к сдаче первую радиостанцию, потребовался целый месяц. Потом дело пошло, и уже через год выпуск продукции поставили на поток.

В 1955 году производство радиостанций на ГАЗе закрыли, а всех его работников, овладевших сложными навыками, перевели в новую организацию, где осваивался выпуск приборов для оборонной промышленности.

— Я работал там слесарем-сборщиком, а вечером после смены шел на учебу в филиал Горьковского политехнического института, который располагался на Автозаводе, — уточняет А. Медов.

Задача государственной важности

Заказ на секретное оборудование от Министерства среднего машиностроения закончился в 1959 году, и весь коллектив, трудившийся над его выполнением, перенаправили на освоение автомобиля ГАЗ-13, известной правительственной «Чайки». Александр Медов стал собирать совершенно новые узлы — масляные насосы, гидроусилители руля, телескопические амортизаторы. Вместе с инженерами КЭО ему довелось участвовать в испытаниях нового автомобиля.

— После того как я перешел на пятый курс института, мне предложили работу в конструкторском бюро производства нестандартного оборудования, о продукции которого на заводе мало кто знал, — продолжает Александр Медов. — Конструктором я был недолго, вскоре меня перевели на инженерную должность в лабораторию этого же подразделения. Параллельно с работой я получал второе высшее образование по специальности «Технология машиностроения и радиоэлектроника».

Деятельность в ПНО стала самым важным этапом в жизни уважаемого заводчанина. Долгое время Александр Семенович руководил проектно-технологическим бюро, а затем дорос до заместителя главного инженера по подготовке производства. Как говорит наш собеседник, разработки, которые велись при его участии, остаются и по сей день уникальными не только в стране, но и в мире. Технологии изготовления продукции оборонного значения, применявшиеся много лет назад, до сих пор не разгаданы специалистами других государств.

Александр Семенович с теплотой вспоминает талантливых коллег по работе, настоящих асов — управляющего производством, Героя Социалистического Труда Николая Михайловича Шаталина, заместителей управляющего Льва Михайловича Федотова и Григория Ивановича Чапанова, председателя профкома Геннадия Михайловича Чемоданова, главного механика Геннадия Ивановича Пасухина, главного энергетика Михаила Степановича Шарова, начальника инструментального отдела Генриха Николаевича Курсанова, а также своих помощников — Ирину Ивановну Слиж и Анну Николаевну Катковскую.

За участие в выпуске продукции оборонного и народно-хозяйственного значения Александр Медов был награжден орденом «Знак Почета». Всего же в копилке ветерана более 20 наград. В их числе орден Отечественной войны III степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятный знак «Участнику Великой Отечественной войны от благодарных нижегородцев».

На заслуженном отдыхе, который начался для ветерана в 1993-м, Александр Семенович с увлечением занялся садоводством. На своих шести сотках он выращивал самые разные плодовые деревья и кустарники, в том числе довольно редкие для наших широт. Чудо-урожай неоднократно демонстрировал на специализированных выставках, где занимал призовые места. А сегодня, в конце зимы, радушный хозяин с удовольствием угощает гостей румяными яблочками из собственного сада.

— Фрукты и овощи, выращенные своими руками, самые вкусные и полезные, — говорит юбиляр. — Очень хочется, чтобы это понимали молодые люди. О своем здоровье надо заботиться с юности. Очень важно правильно питаться, больше двигаться и, конечно, не унывать и не пасовать перед трудностями. Например, мы с Николаем Лазаревичем Максаковым (моим ровесником) поставили себе задачу дожить до ста лет и надеемся ее выполнить.

Екатерина МУХИНА
Фото Михаила СОРОКИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Бои, что в памяти навек Мухина Е. Бои, что в памяти навек : [о ветеране Великой отечественной войны, автозаводце П.А. Егорове] // Автозаводец. – 2018. – 8 мая (№ 48). – С. 3
2 Вернулся живым Честнова И. Вернулся живым : [о ветеране Великой Отечественной войны, автозаводце А. Володине] // Автозаводец. – 2018. – 5 мая (№ 47). – С. 2
3 Офицер с душой поэта Мухина Е. Офицер с душой поэта : [о ветеране войны А.П. Матюшечкине] // Автозаводец. – 2017. – 6 мая (№ 49). – С. 2
4 Вести с фронта Мухина Е. Вести с фронта : [о М.Н. Бронштейне, ветеране Великой Отечественной войны] // Автозаводец. – 2016. – 7 мая (№ 50). – С. 7
5 Четвертый номер Максимова И. Четвертый номер : [о ветеране войны и труда А.М. Коннове]. – Автозаводец. – 2016. – 26 апр. (№ 46). – С. 3
6 «Я фронтовик, я справлюсь!» Максимова И. «Я фронтовик, я справлюсь!» : [о ветеране Великой Отечественной войны Н.Л. Максакове] // Автозаводец. – 2016. – 12 апр. (№ 40). – С. 3
7 О талантливом педагоге Никифорова Е. О талантливом педагоге : [о М.П. Герасименко, участнике Великой Отечественной войны и бывшем директоре школы № 179] // Автозаводец. – 2016. – 9 февр. – С. 4
8 Молодость со стажем Смирнова Л. Молодость со стажем : [о ветеранах Автозавода] // Автозаводец. – 2016. – 4 февр. – С. 4
9 Девяносто – не предел Кулькова И. Девяносто – не предел : [о Васькине В.Н., ветеране войны и труда] // Автозаводец. – 2016. – 2 февр. – С. 2
10 «Чтоб памяти не обрывалась нить» Смирнова Л. «Чтоб памяти не обрывалась нить» : [о презентации новой книги В.М. Зотова, ветерана войны] // Автозаводец. – 2015. – 15 дек. – С. 3

Страницы