Стоявший у истоков «Волги»

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 18 марта до особого распоряжения библиотеки Автозаводского района приостанавливают очное обслуживание читателей.

Основание:  Приказ Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 18 марта 2020 г. № 37 «Об организации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Доступ к информационным ресурсам библиотек осуществляется в удаленном режиме. Также вы можете воспользоваться электронной библиотекой ЛитРес.

Информируем

Все заявки на продления книг оставленные на сайте обрабатываются и продляются. Все читатели, у кого остались книги на руках, не будут являться зодолжниками до момента открытия библиотек после пандемии.


Шерстинский В. Стоявший у истоков «Волги» : [о конструкторе ГАЗ П.К. Лапшине] // Автозаводец. – 2018. – 25 окт. (№ 120). – С. 2

Сегодня, 25 октября, исполнилось 95 лет со дня рождения Петра Кузьмича Лапшина, который более четверти века возглавлял КБ кузовов легковых автомобилей Горьковского автозавода.

После окончания в 1946 году автомеханического техникума Петра Кузьмича направили на Горьковский автозавод, в конструкторско-экспериментальный отдел, в КБ кузовов. Коллектив бюро был в то время небольшим, но опытным и сплоченным. В нем работали специалисты, которые на своих плечах вынесли военное лихолетье, создавая для фронта боевую технику. Результатом их усилий стали первые послевоенные автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-М-20 «Победа». У конструкторского коллектива были свои девизы: «Деятельность — единственный путь к знанию» и «Опыт всему учит».

Специалистов по кузовостроению учебные заведения страны не готовили, поэтому науку проектирования этой части автомобиля П. Лапшину пришлось постигать на практике.

Петр Кузьмич был незаурядным, талантливым человеком, с хорошим пространственным мышлением и умением грамотно исполнять чертежи. Он профессионально справлялся со слесарными, столярными, жестяными работами. Его отличали природная любознательность, терпение, спокойствие, упорство, настойчивость. П. Лапшин учился и перенимал опыт у своих коллег: Юрия Наумовича Сорочкина, Александра Николаевича Кириллова, Джона Артуровича Вильямса, Бориса Николаевича Панкратова, Ивана Алексеевича Сандалова, Льва Эдуардовича Шелейковского, Евгения Дмитриевича Дурмашкина.

Петр Кузьмич много занимался самообразованием, расширяя кругозор и знания. Все это принесло свои плоды: П. Лапшин быстро прошел путь от техника-конструктора до старшего инженера-конструктора.

В начале 1950-х остро встал вопрос о замене ГАЗ-М-20 «Победа» новым автомобилем. Петра Кузьмича назначили ведущим конструктором по кузову ГАЗ-21 «Волга», который разрабатывался практически заново. Салон этой машины стал просторнее, чем у «Победы», багажник — вместительнее, площадь остекления — больше в полтора раза. Улучшились обзорность, антикоррозионная защита, долговечность лакокрасочного покрытия. Большую роль в отработке аэродинамических свойств кузова сыграла совместная работа по продувке моделей в аэродинамической трубе, которую вели ГАЗ и Горьковский сельскохозяйственный институт. Именно в те годы Петр Кузьмич дважды признавался лучшим конструктором завода.

ГАЗ-21 получил признание, как в СССР, так и за рубежом. В 1958 году в Брюсселе на Всемирной промышленной выставке автомобиль был удостоен Гран-при, а на ВДНХ — большой серебряной медали.

С 1961-го по 1987 год П. Лапшин возглавлял КБ кузовов легковых автомобилей. И хотя он уже не являлся ведущим конструктором по другим моделям машин, его роль в отработке конструкций кузовных деталей и узлов была велика. С ним постоянно советовались. Он тщательно проверял чертежи, корректно подсказывал оптимальные решения.

Петр Кузьмич уделял много внимания подготовке новых специалистов. Его школу прошли Рудольф Павлович Шкапин, Михаил Михайлович Глумов, Лев Иванович Вихко, Лев Александрович Маленев, Герман Петрович Модин, Георгий Сергеевич Троицкий, Владимир Никитич Носаков, Борис Дмитриевич Свирский, Вячеслав Евгеньевич Витвинский, Геннадий Александрович Белов, Лев Григорьевич Борисов, Игорь Алексеевич Безродный.

За самоотверженный труд П.Лапшин был награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», почетными знаками «Ветеран автомобильной промышленности СССР», «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной промышленности СССР», «Победитель соцсоревнования» (1973, 1975 годы), большой серебряной медалью ВДНХ за автомобиль ГАЗ-22.

Интеллигентный, разносторонний и скромный человек, грамотный инженер, внимательный и щедрый к людям, Петр Кузьмич пользовался уважением и в коллективе КЭО-УКЭР, и на заводе. Он был для многих образцом инженера с большой буквы.

Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец, ветеран труда

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Виртуозный испытатель Шерстинский В. Виртуозный испытатель : [об инженере-испытателе ГАЗа Н.Л. Соколове] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№10). – С. 16.
2 Профессионалы второго поколения Шерстинский В. Профессионалы второго поколения : [о конструкторах ГАЗа А. Семине, В. Дубкове] // Автозаводец. – 2020. – 30 янв. (№5). – С. 16. – (История в лицах).
3 Испытатель и ученый Шерстинский В. Испытатель и ученый : [о конструкторе ГАЗ Н.М. Кислицине] // Автозаводец. – 2020. – 16 янв. (№3). – С. 17.
4 Архитектор кузовов и кабин Шерстинский В. Архитектор кузовов и кабин : [о конструкторе кузовов ГАЗ Ю.А. Фокине] //Автозаводец. – 2020. – 2 янв. (№ 1). – С. 16.
5 Испытатель агрегатов Шерстинский, В. Испытатель агрегатов : [о руководителе КБ КЭО ГАЗ по доводке и испытаниям агрегатов] / В. Шерстинский. – Текст : непосредственный // Автозаводец. – 2019. – 14 нояб. (№ 46). – С. 16.
6 Незаурядный талант Шерстинский В. Незаурядный талант : [о заместителе главного конструктора легковых автомобилей ГАЗ В.М. Малявине] // Автозаводец. – 2019. – 3 окт. (№ 40). – С. 16.
7 У истоков полуторки Шерстинский В. У истоков полуторки : [о конструкторе ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2019. – 26 сент. (№ 39). – С. 5.
8 Бойцовский характер Целибеев С. Бойцовский характер : [о В.И. Дурнове – заслуженном автозаводце и секретаре Автозаводского райкома ВЛКСМ] // Автозаводец. – 2019. – 26 сент. (№ 39). – С. 16.
9 Достойные уважения Шерстинский В. Достойные уважения : [о конструкторах ГАЗ А.Д. Просвирнине и А.Н. Водопьянове] // Автозаводец. – 2019. – 12 сент. (№37). – С. 16.
10 Две судьбы Шерстинский В. Две судьбы : [о конструкторах ГАЗ И. Пархиловском и Ладислао Эспеса Дуарте] // Автозаводец. – 2019. – 5 сент. (№ 36). – С. 17. – (90 лет. Конструкторская школа ГАЗ).

Страницы