Создатель ГАЗ-ММ

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Шерстинский В. Создатель ГАЗ-ММ : [о В.М. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2015. – 10 янв. (№ 3). – С. 10

30 декабря минувшего года исполнилось 110 лет со дня рождения Владимира Михайловича Кудрявцева, ведущего конструктора автомобилей ГАЗ-ММ и довоенного варианта грузовика ГАЗ-51

Детство и юность будущего конструктора прошли на станции Лиски Воронежской области. Мечтая, как отец, стать машинистом поезда, Владимир поступает в Воронежский железнодорожный техникум, который оканчивает в 1925 году с дипломом техника-механика. После службы в армии возвращается домой и продолжает работать помощником машиниста.

Накопив определенный жизненный и практический опыт, В. М. Кудрявцев решает получить высшее образование в Ленинградском политехническом институте на отделении «Автотракторостроение» механического факультета. По распределению молодого инженера-конструктора в 1932 г. направляют на Сталинградский тракторный завод. Через год Владимира Михайловича по личному заявлению переводят на Нижегородский автомобильный завод.

К этому времени Нижегородский автозавод уже освоил выпуск лицензионных автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-А. Перед техническим отделом предприятия (будущим КЭО-УКЭР) была поставлена задача модернизировать эти модели и создать автомобили собственной разработки. В конце 1932-го техотдел возглавил опытный инженер-автомобилист В. В. Данилов, который лично подбирал кадры для своего коллектива. Кандидатура В. М. Кудрявцева заинтересовала его. Владимиру Михайловичу предложили должность ведущего конструктора в бюро шасси и двигателей.

Специализироваться он начал в разработке рам легковых и грузовых автомобилей. Изучал конструкцию действующих моделей и импортных образцов, результаты их испытаний, черпал информацию из иностранных журналов. Результатом стали изменения в конструкции рамы ГАЗ-А, а позднее и ГАЗ-АА.

Владимир Михайлович принимал участие в разработке рам первого легкового автомобиля ГАЗ-М1, а затем грузовика ГАЗ-ММ, по которому он был назначен ведущим конструктором. Это был модернизированный вариант полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА с 50-сильным двигателем ГАЗ-М1 (но без бензонасоса и масляного воздухоочистителя), с усовершенствованной передней подвеской и рулевым управлением. С выпуском ГАЗ-ММ все семейство моделей ГАЗ-АА под своими же индексами было переведено на обновленные моторы и шасси. Кроме этого, новая модель стала базовой для специальных шасси при создании спецтехники для Красной Армии. Эти автомобили собирали и в годы Великой Отечественной войны, и после нее — вплоть до начала выпуска первого послевоенного ГАЗ-51.

В. М. Кудрявцев хорошо усвоил рекомендацию главного конструктора Горьковского автозавода А. А. Липгарта, который говорил, что автомобильные конструкции создаются не только за чертежными досками, а появляются в ходе экспериментирования с опытными образцами в процессе их доводки. После того, как начались работы по созданию модели грузового автомобиля второго поколения ГАЗ-51, Владимира Михайловича назначили ведущим конструктором по нему. Вот тут и проявились в полной мере опыт, знания и умения В. М. Кудрявцева. Была разработана принципиально новая конструкция рамы, шасси, цельнометаллической кабины, увеличены габариты грузовой платформы и автомобиля в целом, установлен двигатель почти вдвое мощнее предыдущего, грузоподъемность увеличилась до 2 тонн. Подвески обоих мостов выполнили на продольных полуэллиптических рессорах, задняя подвеска получила дополнительные подрессорники, тормоза — механический привод.

При разработке автомобиля особое внимание уделялось его прочности и надежности — факторам, которые полностью оправдали себя в послевоенном варианте. Базовая модель нового грузовика послужила основой семейства полноприводных ГАЗ-63, ГАЗ-33, ГАЗ-62 для Красной Армии, которые прошли заводские и государственные приемочные испытания и были рекомендованы в производство. Но Великая Отечественная война не дала осуществиться этим планам.

После того, как на территории ГАЗа был размещен авиационный завод №466, Владимира Михайловича Кудрявцева переводят сюда, в серийный конструкторский отдел, на должность начальника бюро. Спустя некоторое время его назначают заместителем начальника СКО. Профессионализм, энергия, целеустремленность В. М. Кудрявцева оказались востребованными при разработке и модернизации авиационных двигателей. Вместе с новым коллективом он пережил все невзгоды войны и вместе с ним в 1946 году отправился в Ленинград. В 1947 году возглавил СКО и в этой должности проработал более 10 лет. Был награжден медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд».

Владимир Михайлович Кудрявцев ушел из жизни 31 декабря 1957 года. В памяти тех, кто его знал, он остался талантливым человеком, умелым организатором, энтузиастом дела, которому посвятил жизнь.

В. ШЕРСТИНСКИЙ, ветеран труда, заслуженный автозаводец.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Взгляд сквозь годы Погорская Т. Взгляд сквозь годы : [о гл. конструкторе грузовых автомобилей ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2011. – 27 дек. – С. 2
2 Ветеран и сегодня в строю Кулькова И. Ветеран и сегодня в строю : [о Е.А. Багаеве] // Автозаводец. – 2007. – 24 янв. – С. 2
3 Приказало сердце Приказало сердце : [о первостроителе автозавода Л. Бронникове] // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 23-30
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 Неординарная личность Неординарная личность : [памяти директора по развитию ОАО ГАЗ Е.Р. Паркмана] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№ 29). – С. 15.
5 Дирижер свершений Овчинников А. Дирижер свершений : [о директоре ГАЗ И.К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2020. – 16 июля (№29). – С. 14. – (Страницы из прошлого).
6 «Мы – машиностроительная страна»! «Мы – машиностроительная страна»! : [к 80-летию Н.А. Пугина] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 3. – (Легенда).
7 Человек с горячим сердцем Мухина Е. Человек с горячим сердцем : [о бывшем председателе райисполкома, первом секретаре райкома партии, начальнике литейного цеха №1 Прыткове В.Н.] // Автозаводец. – 2020. – 25 июня (№26). – С. 15
8 Создатель легенд Мухина Е. Создатель легенд : [о главном конструкторе легковых автомобилей ГАЗ В.Н. Носакове] // Автозаводец. – 2020. – 30 апр. (№ 18). – С. 15.
9 Мастер сварки Шерстинский В. Мастер сварки : [о лучшем сварщике конструкторского отдела ГАЗ И.Н. Рябинине] // Автозаводец. – 2020. – 26 марта (№13). – С. 14.
10 Творцы нового Шерстинский В. Творцы нового : [конструкторы ГАЗа К.В. Солдатов и Н.М. Гурьев] // Автозаводец. – 2020. – 12 марта (№11). – С. 16. – (Страницы из прошлого).

Страницы