Сергей Ларин: «Вокальную истину я ищу всю жизнь»

График работы в праздничные дни

23 февраля отмечается один из дней воинской славы России — День защитника Отечества. Поздравляем всех защитников Отечества с праздником!

Обратите, пожалуйста, внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни:

  • 22 февраля — с 10:00 до 17:00;
  • 23 февраля — выходной день;
  • 24 февраля — выходной день;
  • 25 февраля — с 10:00 до 17:00.

С 26 февраля все библиотеки работают в обычном режиме.

Сергей Ларин: «Вокальную истину я ищу всю жизнь» [Электронный ресурс]. // D-pils.lv. – 2009. – 3 янв. – Режим доступа: http://www.d-pils.lv/news/2/224584 (Дата обращения: 07.04.2014)

Иностранные журналисты часто называют его латышским певцом. Потому что читают в его биографии: «родился в Латвии». А разбираться, кто он на самом деле, нет времени. Да и так ли это важно? Он тенор с мировым именем.

Сергей Ларин родился в Даугавпилсе, жил в Горьком, учился в Вильнюсе, сейчас работает в Братиславе и выступает по всему свету.

А начало поискам положил фильм «Серенада большой любви», который он мальчишкой посмотрел в родном Даугавпилсе.

На родину Сергей Ларин приехал по приглашению Фонда Германа Брауна, чтобы принять участие в фестивале Summertime, который недавно завершился в Юрмале блистательным гала-концертом. Почти всех артистов публика вызывала на поклоны по два-три раза. Ларин пленил зал необыкновенным голосом, глубиной проникновения в душу музыки. Его коронный номер — ария Ленского «Куда, куда вы удалились...» — прозвучал как откровение, словно до сих пор никогда не понимали истинного значения этих знакомых всем слов. Пока их не пропел Сергей Ларин.

«Смейся, паяц!»

Как все началось? Момент зарождения чуда в душе у каждого человека случается по-разному. У Сергея Ларина это произошло в 1968 году, в Даугавпилсе, когда они с другом — двое мальчишек, которым нечего было делать жарким летним днем в провинциальном городе, — отправились смотреть «Серенаду большой любви».

— Там играл Марио Ланца, и мне это имя, разумеется, ни о чем не говорило, — вспоминает Сергей. — Началась картина, цветная, из иностранной жизни. Зазвучали слова «оперный певец», «тенор» — для меня они были так же непонятны, как высшая математика. Но главное послание в музыке — это всегда эмоциональное послание. И оно было ниспослано, как стрела, думаю, что с небес. Это случилось во время исполнения арии «Смейся, паяц!» из оперы Леонкавалло «Паяцы», я аж заплакал от избытка эмоций. Так зернышко было брошено. Какое-то время оно лежало под спудом, а потом стало прорастать. Появился интерес к этому исполнителю, я стал собирать статьи, фотографии, пластинки. Благодаря его голосу я начал открывать для себя мир оперы, потихоньку приближаясь к тому, что потом стало моей жизнью.

Очень долго я думал, что буду только любоваться им издалека. Даже не мог предполагать, что у меня появится голос. Хотя втайне о чем-то таком мечтал. Когда окончил школу, у меня еще не было понимания, что же является моим подлинным призванием. И я думаю, что это вполне нормально для ребенка, который вырос в семье, далекой от музыки.

Ларин в роли Ленского

После окончания переводческого факультета Горьковского университета Сергей поехал учиться пению в Литву. Это была большая авантюра — приехать в прибалтийскую республику, не зная, что все обучение пойдет на литовском языке. Но Сергей подумал: выучил в университете французский, почему не выучить и литовский? И выучил.

Его международная карьера началась в 1990 году, когда, заменив заболевшего исполнителя, он успешно дебютировал на сцене Венской государственной оперы в партии Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского. Вслед за тем последовали выступления в лучших оперных театрах мира.

— В Латвии я родился и прожил первые 11 лет своей жизни. Потом 11 лет жил в России, 11 лет — в Литве. Очень интересный нумерологический феномен. Но сейчас он прервался. И мой следующий, словацкий, цикл длится уже гораздо дольше. Будет ли он конечным? Не знаю. Человек никогда не знает, что его ждет завтра, — размышляет певец.

«Лилия — свет в моих глазах»

В Ригу Сергей Ларин приехал со своей женой — певицей Лилией Лариной. Вместе они уже 25 лет, познакомились на первом курсе консерватории. Работают в оперном театре Братиславы, помогая и беспощадно критикуя друг друга.

— Мы оба бескомпромиссны. В артистических семьях бывает по-разному. В одних друг друга все время хвалят: «Ой, как замечательно, дорогой, все просто великолепно»... У нас этого нет. Правда суровая, промеж глаз. Но это не мешает любви. Конечно, в первую минуту бывает обидно. Кажется: ну зачем так сразу? Сначала уж приласкай! А потом поостынешь и понимаешь, что она была права, — говорит Сергей.

— Я просто хочу, чтобы он был лучшим! — объясняет Лилия.

Зато творческой ревности в семье нет, и никто не выясняет, кому больше цветов подарили.

— В свое время у меня были и предложения, и конкурсы, и разные возможности, чтобы попробовать себя и пробиться куда-то еще, — вспоминает Лилия. — Но я пожертвовала всем этим ради него. Это было мое сознательное решение, я сказала себе, что для меня важнее Сережа. Но я очень довольна свой жизнью. Особенно сейчас, после его болезни, я понимаю: раз он здоров — значит, все на свете прекрасно!

Родиться заново и петь еще лучше

Несколько лет назад Сергей Ларин пережил тяжелую болезнь, но справился с ней и чувствует себя заново родившимся на свет:

— После болезни еще лучше понимаешь: жизнь настолько прекрасна, что за нее стоит бороться всеми возможными средствами. Лиля мне в этом помогла безгранично. Когда мне было очень-очень плохо, она была единственным светом в моих глазах. Но теперь я стараюсь не вспоминать о том, что уже позади. Меня интересует только то, что впереди. А поскольку я вернулся в жизнь обновленным человеком, то точно так же хочу вернуться в искусство другим артистом — более совершенным. Певец — это прежде всего инструмент. За годы вынужденного простоя у меня была возможность очень многое понять в инструменте, пересобрать его заново, как рояль.

В вопросах вокала я жуткий авантюрист. Я принадлежу к тем певцам, кто выковал себя сам. За 25 лет моей карьеры я никому не позволил дотронуться до моего голоса. 25 лет один на один со своими заблуждениями, ошибками, экспериментами на себе, почти криминальными. Это почти как у Коха, который искал вакцину против туберкулеза, прививая ее самому себе. Бывало, какие-то сумасбродные идеи возникали прямо во время спектакля, и я пытался их проверить. Иногда это помогало, иногда доводило почти до краха, но в последний момент я умудрялся все-таки вернуться к тому, что было вначале. Никому не советую идти моим путем! Но так я устроен. Вокальную истину я ищу всю свою жизнь. Нет ни одного человека, которому я могу довериться настолько, чтобы сказать: «Пусть он делает со мной все что хочет!»

Реклама — тормоз прогресса

— Гримаса нашего времени в том, что реклама часто опережает достоинства исполнителя, — рассуждает Сергей Ларин. — Вложенные в пиар усилия и масштабы рекламной бомбардировки выше того, что певец может показать. И очень часто первая встреча с певцом вживую оборачивается для публики легкой оторопью: и это о нем так много говорили? Странно, на пластинке казалось, что у него такой великолепный голос, а тут так плохо слышно... Сейчас появляются пробирочные певцы, которых создают студии грамзаписи. У них, как правило, некрупные голоса, удобные для записи. В их раскрутку вкладываются огромные средства.

Николай Басков — прекрасный певец в своем жанре, человек с великолепной классической школой, тенор, который поет попсовую музыку и занимает место некоронованного короля, потому что других нет и нет конкуренции. Но зачем все время всуе повторять имя Монтсеррат Кабалье и постоянно тщетно доказывать, что ты оперный певец? Или Андреа Бочелли. Прекрасные альбомы, замечательные лирические песни, чудесный голос, все хорошо. Но зачем с голосом, который красив, но очень невелик, в оперу лезть? Мне рассказывали, какой это был шок у публики, которая пришла на его «Мадам Баттерфляй»: он раскрыл рот — и его не было слышно вообще.

Всегда была конкуренция между певцами, всегда они старались привлечь к себе внимание. Но сейчас в этом уж слишком много от лукавого. А слава — это тоже суета. Посмотрите, как быстро забывают самых великих артистов! Были — и нет их. Когда я читаю в газете, что ребенка Баскова встречали из роддома шесть бодигардов, то я почему-то сразу вспоминаю, что великая актриса МХАТа Анастасия Георгиевская умерла в одиночестве в своей квартире, объеденная своей же собакой, простите за такой жестокий пример. Становится немножко не по себе от таких сопоставлений. И думаешь: а все ли справедливо в этом мире?

Кому-то может показаться, что мало занимаюсь раскруткой своего имени. Ну и пусть! Меня не все знают? И хорошо. Если то, что я делаю, кому-то войдет в душу, мне этого будет достаточно.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 С. А. Ларин. Краткие биографические сведения [С.А. Ларин. Краткие биографические сведения] : [фрагменты из презентации учащихся школы № 179]
2 Если бы любовь умела петь... Кулькова Е. Если бы любовь умела петь... : [об открытии в школе № 179 экспозиции, посвященной памяти всемирно известного тенора Сергея Ларина] // Автозаводец, – 2014. – 18 дек. (№ 144). – С. 7
3 На одном языке с тенором Чинякова Т. На одном языке с тенором : [о С. Ларине, известном оперном певце] // Нижегородские новости. – 2013. – 18 апр. (№ 70) – С. 5
4 Сергей Ларин — тенор Сергей Ларин — тенор [Электронный ресурс]. // ClassicalForum.ru. – 2013. – 3 янв. – Режим доступа: http://www.classicalforum.ru/index.php?PHPSESSID=ae27irfvmv7cm59fh8jo3vvct6&topic=7472.0 (Дата обращения: 07.04.2014)
5 Российские певцы на сцене Метрополитен Оперы Штильман А. Российские певцы на сцене Метрополитен Оперы. Из книги воспоминаний «В Большом театре и Метрополитен Опере» [Электронный ресурс] : [об оперном певце С. Ларине] // ЛитБук. – 2012. – 11 апр. – Режим доступа: http://litbook.ru/article/679/ (Дата обращения: 07.04.2014)
6 Волшебное зеркало Сергея Ларина Чинякова Т. Волшебное зеркало Сергея Ларина [Электронный ресурс] : [о известном оперном певце С. Ларине] //Нижегородские новости. – 2010. – 17 марта. – Режим доступа: http://www.nnews.nnov.ru/news/2010/03/17/about-beavers/larrin/ (Дата обращения: 04.04.2014)
7 В. Норейка: Ларин был отличным учеником Зверко Н. В. Норейка: Ларин был отличным учеником [Электронный ресурс] // ru.DELFI.lt. – 2008. – 14 янв. – Режим доступа: http://ru.delfi.lt/misc/culture/vnorejka-larin-byl-otlichnym-uchenikom.d?id=15603482#ixzz2xkzhvCYG (Дата обращения: 07.04.2014)
8 Сергей ЛАРИН: «Каждая моя молекула — русская» Мухина И. Сергей ЛАРИН: «Каждая моя молекула — русская» [Электронный ресурс] // : [о известном оперном певце С. Ларине] // Нижегородская правда. – 2007. – 31 мая. – Режим доступа: http://www.pravda-nn.ru/archive/number:220/article:3199/ (Дата обращения: 04.04.2014)
9 Сергей Ларин: я не пел только в Антарктиде Соловей П. Сергей Ларин: я не пел только в Антарктиде [Электронный ресурс] : [о известном оперном певце С. Ларине] // Информационный архив газеты «ТРУД». – 1998. – 8 июля. – Режим доступа: http://trud-archive.ru/?news=636 (Дата обращения: 04.04.2014)
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
10 Гений в бронзе Андайкин С. Гений в бронзе : [об открытии в Автозаводском районе бюста композитору А.И. Хачатуряну возле школы искусств, носящей его имя] // Автозаводец. – 2021. – 19 авг. (№33). – С. 16. – (Событие).

Страницы