Счастливый билет

График работы в праздничные дни

Уважаемые читатели! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни:

1 мая — День Весны и Труда

27 апреля — выходной день
28 апреля — с 10:00 до 17:00
29 апреля — с 10:00 до 18:00
30 апреля и 1 мая — выходные дни

Со 2 по 7 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

 

9 мая — День Победы 

8 мая — с 10:00 до 17:00
9 мая — выходной день

С 10 мая все библиотеки работают в обычном режиме.

Честнова И. Счастливый билет : [воспоминания о комсомольской юности ветерана ГАЗа Н. Купоросова] // Автозаводец. – 2018. – 8 дек. (№ 139). – С.7

Стопка газетных статей, фотографии, награды... По личному архиву Николая Купоросова можно восстановить историю комсомольского движения страны. Слесаря Горьковского автозавода дважды избирали делегатом съезда — высшего органа Всероссийского Ленинского коммунистического союза молодежи. Четверть века Николай Николаевич проработал председателем профкома ПА КРУ, И вот уже третий год Н. Купоросов возглавляет совет ветеранов областной организации профсоюза работников АСМ.

НА СЕДЬМОЙ КРУГ

На вопрос «Вы на пенсии?» Николай Николаевич неизменно отвечает отрицательно:

— На пенсию уходят после 80 лет, а мне только 66. Так что пока я на заслуженном отдыхе.

Свою неуемную энергию Николай Николаевич направляет не только на домашних. Отец двоих детей и дед двух внуков возглавляет совет ветеранов областной организации профсоюза работников АСМ.

— Общение придает сил, — говорит Николай Купоросов, — а заводской пропуск у меня остался, так что на родном предприятии я частый гость.

При сдаче экзаменов в строительный институт Николаю Купоросову не хватило одного балла, и он пошел работать.

— Устроиться на завод было очень сложно, — вспоминает ветеран. — Помог двоюродный брат, Николай Михайлович Купоросов. Он трудился в цехе цветной арматуры производства радиаторов и гидроузлов. Туда я и устроился учеником слесаря, в службу штампово-инструментального хозяйства (ШИХ).

Постижение профессии шло успешно, но вскоре пришлось прервать трудовую деятельность. Повод более чем уважительный — служба Отечеству. Активного новобранца назначили комсоргом взвода, еще через полгода избрали секретарем комсомольской организации батальона.

— Мне повезло попасть в лучший полк железнодорожных войск Советского Союза, — рассказывает Н. Купоросов. — Он располагался в Чернигове. Вскоре меня стали «сватать» помощником начальника политотдела корпуса по комсомолу в штаб корпуса, который находился на Крещатике, в Киеве.

Но старший сержант Купоросов вернулся на родной завод. Первым делом он пришел в бюро ВЛКСМ цеха цветной арматуры с просьбой поставить его на учет.

Ответственному отношению к жизни Н. Купоросов научился еще в 170-й школе.

— С нами очень много занималась завуч по воспитательной работе и член бюро райкома ВЛКСМ Жанна Александровна Большакова. Затем она перешла на госслужбу, в районную администрацию. Кстати, на капсуле, которую вскрыли в день столетия комсомола в Автозаводском районе, сохранилась ее подпись, — рассказывает Николай Николаевич.

В девятом классе Н. Купоросов по рекомендации однокашников стал членом комитета комсомола школы.

— Нам выдали красивые нарукавные эмблемы с аббревиатурой «ЧК», — вспоминает ветеран. — Мы гордились своей принадлежностью к авторитетной общественной организации. Наверное, школьный опыт и подтолкнул меня продолжать «комсомолить». Находиться в гуще событий, постоянно что-то придумывать, а потом реализовывать — это же здорово! А все мои награды — заслуга людей, рядом с которыми мне посчастливилось работать.

ОСОБАЯ ЧЕСТЬ

Фото с мэром Детройта и советскими космонавтами, памятный снимок с золотым тиснением из Георгиевского зала Московского Кремля... В 1974 году Горьковский обком комсомола направил на собеседование в Москву двух кандидатов для избрания в члены Центрального комитета ВЛКСМ, высшего органа комсомола в промежутках между съездами. Выбор пал на рабочего ГАЗа Николая Купоросова. Бригадир сварщиков «Красного Сормова» Владимир Развозов стал членом бюро обкома комсомола.

Член ЦК Н. Купоросов только формально числился слесарем-инструментальщиком, а фактически полтора года занимался исключительно комсомольскими вопросами. «Подснежнику» — секретарю комсомольской организации цеха цветной арматуры — Москва рекомендовала вернуться на свое рабочее место.

— Пришлось сделать несколько шагов вниз по служебной лестнице, но ничего страшного в этом нет, — продолжает комсомольский вожак. — Мы изготавливали втулки для двигателей и передней подвески, ремонтировали штампово-инструментальную оснастку, восстанавливали штампы. Я получил пятый разряд, стал бригадиром слесарей, лауреатом научно-технического творчества молодежи среди рационализаторов.

В том же 1974 году Николая Купоросова избрали делегатом XVII съезда комсомола. Горьковскую область в ЦК ВЛКСМ представляли двое: первый секретарь обкома комсомола и рабочий ГАЗа.

— Я расцениваю это как редкостное везение и особую честь, — говорит Николай Николаевич. — Аванс, который много лет назад судьба выдала мне, 22-летнему слесарю четвертого разряда, еще предстоит отработать.

Н. Купоросов вспоминает, что сидел в первом ряду, а мимо него проходил в президиум Леонид Ильич Брежнев. По 20 минут зал  скандировал: Ленин, партия, комсомол! То состояние всеобщего восторга, пожалуй, можно сравнить с эмоциями нынешних футбольных фанатов, когда побеждает их любимая команда.

Автозаводца Купоросова включили в организационную комиссию. Так он стал проводником идей комсомола не только на заводе, но и во всей Горьковской области. Крупнейшая в стране комсомольская организация ГАЗа в 1974-1975 годах насчитывала в своих рядах 19 тысяч человек.

— Столько интересных людей я повстречал благодаря комсомолу! — вспоминает Николай Николаевич. — Довелось лично пообщаться с Александром Масляковым. Тогда он вел популярнейшую программу «Алло, мы ищем таланты!».

В комсомольских рядах рождались многие полезные инициативы. Например, почин цеха цветной арматуры «Опережающему году — опережающие темпы!» сначала поддержала комсомольская организация ГАЗа, потом это движение охватило весь Советский Союз. Лучшие из лучших соревновались и за право фотографироваться рядом со Знаменем Победы в Москве.

В 1978-м бригадира цеха цветной арматуры, члена ЦК ВЛКСМ Н. Купоросова делегировали на очередной съезд комсомола.

— На этот раз от президиума я сидел далеко, зато моим соседом оказался Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян. Вот такие незабываемые встречи подарил мне комсомол. Но уже тогда я заметил, что наша общественная организация потихоньку начинает сдавать свои позиции.

К 26 годам Николай Купоросов повидал многое. По комсомольской линии ездил в Португалию и США. Визит иностранцев освещала местная пресса.

— В статье «Русские приехали собирать впечатления и антивпечатления об Америке» журналисты, мягко говоря, исказили наше восприятие реальности. Но мы все же заметили явное техническое превосходство заводов Генри Форда над отечественными. Этот колоссальный разрыв современное поколение автозаводцев смогло не только сократить, но и полностью устранить. Сегодня продукция ГАЗа ни в чем не уступает зарубежным аналогам. А в 1977 году на заводе Г. Форда мы увидели автоматизированное производство, восхитились продуманной логистикой, исключавшей промежуточное сбытовое звено. Сегодня наш Горьковский автозавод готов выполнить любое пожелание заказчика. А тогда нас очень удивило, что сиденья изготавливаются под цвет кузова машины. Сейчас у нас при посещении того же сварочного производства выдают защитные очки, а 40 лет назад эта простая мера казалась диковинной. Одним словом, домой мы вернулись удрученными, но с большим желанием догнать и перегнать Америку. Приятно видеть нашу современную технику на службе людям не только на Родине, но и далеко за пределами России.

УЧИТЬСЯ СМОЛОДУ

Николай Николаевич признается: слишком поздно понял, что нужно продолжать учиться. Вечернее отделение автомеханического техникума с отличием окончил в 29 лет. Слесаря шестого разряда приглашали на работу в инструментальное производство. Но он предпочел выборную должность председателя цехового комитета, затем работал секретарем парторганизации цеха цветной арматуры. Позже его избрали заместителем секретаря парткома производства радиаторов и гидроузлов. Председателем профкома этого же подразделения он трудился 25 лет.

— Если бы раньше начал учиться, большего бы добился в жизни, — уверен собеседник.

Академию труда в Москве (бывшую высшую профсоюзную школу) он окончил в 42 года.

— Без помощи старшего поколения, без мудрых советов наставников ничего бы у меня не получилось, — продолжает Николай Николаевич.

Более 30 лет он профессионально занимался выборами всех уровней. Начинал с заместителя председателя участковой комиссии и закончил председателем территориальной районной комиссии южного округа Автозаводского района.

В 61 год Н. Купоросов ушел на заслуженный отдых с должности председателя профкома ПАКРУ ОАО «ГАЗ».

— Молодежи нужно давать дорогу. Меня так приучили мои наставники, а по сути те же волонтеры. Я всегда уважительно относился к ветеранам, мои воспитанники — депутат областного Законодательного собрания Артем Баранов и член молодежного совета завода Павел Бугров — отвечают мне тем же. Активным и ответственным ребятам я от всей души желаю удачи.

После выхода на заслуженный отдых Н. Купоросов старается больше двигаться.

— Люблю огород, лес. Грибы я чувствую на расстоянии, так что у меня каждый год — урожайный. Мечтаю о хорошем будущем для своих внуков, ну а мы рядом, — признается он.

«Всюду мы стараемся успеть,
Внукам мы и детям помогаем.
Просто некогда еще стареть,
В ногу мы со временем шагаем»

— это слова из будущего «Гимна пожилых людей». Николай Купоросов принес текст коллегам из совета ветеранов ГАЗа. Ожидается, что премьера песни состоится на концерте в честь 20-летия ансамбля ветеранов «Второе дыхание» 11 декабря.

Ирина Честнова

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Бойцовский характер Целибеев С. Бойцовский характер : [о В.И. Дурнове – заслуженном автозаводце и секретаре Автозаводского райкома ВЛКСМ] // Автозаводец. – 2019. – 26 сент. (№ 39). – С. 16.
2 Дыхание времени Гусев А. Дыхание времени : [к 100-летию комсомола. Открытие капсулы потомкам у здания администрации Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 6 нояб. (№ 125). – С. 1
3 Достойно встретить юбилей Надеждина В. Достойно встретить юбилей : [бывшие комсомольцы о встрече 100-летия ВЛКСМ] // Автозаводец. – 2016. – 19 мая (№ 54). – С. 7
4 МЖК: молодежная стройка века МЖК: молодежная стройка века : [интервью с С.В. Пословым, начальником штаба МЖК] // Автозаводец. – 2013. – 12 нояб. (№ 170). – С. 3
5 Итог — ступенька к новому Погорская Т. Итог — ступенька к новому : [об автозаводских комсомольцах 70-х А. Горине и Л. Закуражновой (Гаевой), лауреатах премии Ленинского комсомола] // Автозаводец. – 2013. – 22 окт. – С. 3
6 С ностальгией по «Эмке»... Иконникова С. С ностальгией по «Эмке»... : [об автозаводском комсомоле вспоминает Г. Суворов, бывший секретарь комитета комсомола ГАЗа] // Автозаводец. – 2013. – 19 окт. – С. 2
7 «Мы не просто работали. Мы — дружили» Иконникова С. «Мы не просто работали. Мы — дружили» : [воспоминания о комсомоле] // Автозаводец. – 2013. – 11 окт. (№ 153). – С. 2