Пять ступенек юбилея

Важное объявление

Уважаемые читатели!

С 6 июля все библиотеки начинают свою работу в соответствии с Приказом Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 03.07.2020 г. № 67 в ограниченном режиме.

Прием посетителей будет осуществляться только по предварительной записи на выдачу/сдачу книг. При посещении библиотек обязательно соблюдение санитарных требований: иметь маску, перчатки и соблюдать дистанцию 1,5 метра.

Предварительная запись на приход читателей в библиотеку (в т. ч. для детей до 14 лет, детей до 10 лет в присутствии родителей или законных представителей) и предварительный заказ книг осуществляются на сайте по форме «Предварительная запись в библиотеку» и по телефонам библиотек.

Обращаем ваше внимание: предварительная запись на приход в библиотеку и предварительный заказ книг считаются оформленными только после подтверждения библиотекарем посредством телефонной связи или электронного письма.


Зинина М. Пять ступенек юбилея : [о Ю.А. Климове, художественном руководителе хореографического отделения детской школы искусств № 18] // Автозаводец. – 2008. – 12 апр. – С. 6

Танец как смысл жизни

Психологи утверждают: предметы, находящиеся в рабочем кабинете, могут многое  сообщить не только о профессии, но и о характере хозяина. Например, фото домочадцев на столе выдает примерного семьянина, сувениры говорят о любви к путешествиям, игрушки окружают ранимую, несколько инфантильную натуру. (Поймала себя на мысли, что, пожалуй, надо срочно изгнать со своего стола желтого медведя, чтобы имидж не портил!..) Так вот, попробуйте воспользоваться этим способом, чтобы охарактеризовать моего собеседника. В углу его кабинета ощетинились длинные, выше человеческого роста, копья. С ними мирно соседствуют старинные кафтаны с меховой оторочкой. На столе — предметы еще более загадочные: представьте себе помпон от меховой шапки, который крепится на плетеном кожаном шнурке. Таких «пуделиных хвостов» тут несколько десятков. Внимание, уважаемые знатоки, вопрос: кто работает в этом кабинете? Нет, не историк. Коллекционер — тоже мимо. Театральный режиссер — чуть «теплее»... Так и быть, не стану вас больше мучить. Это кабинет Юрия Анатольевича КЛИМОВА, художественного руководителя хореографического отделения детской школы искусств № 18. А вышеназванные предметы — реквизит для новой танцевальной композиции «Половецкие пляски». Она войдет в программу праздничного концерта, посвященного юбилею Ю. А. Климова.

Юбилей, можно сказать, многоуровневый. Завтра моему собеседнику исполняется 50 лет. 20 из них он работает в школе искусств. Пятнадцатый день рождения в этом году отмечают хореографическое отделение и образцовый ансамбль «В мире танца». Скоро 10 лет народному ансамблю танца «Нижегородский хоровод». Вот такой пятикратный праздник. Правда, вид у моего собеседника не торжественно-радостный, а скорее, усталый.

— Я вчера ездил в Павлово на областной хореографический конкурс, был председателем жюри, — рассказывает Юрий Анатольевич. — Просмотрел около 150 танцев, конкурс длился более 12 часов. Вернулся домой в два ночи. Я так люблю эту хореографию! — смеется он.

Но в каждой шутке есть доля правды — Юрий Анатольевич действительно очень любит хореографию. Занимается ею в общей  сложности около 40 лет. Но обо всем по порядку.

«Продукт автозаводской культуры»

— Танцами увлекся очень давно, еще в детстве, — вспоминает Ю. А. Климов. — Можно сказать, я продукт своего времени. В те годы министр культуры Фурцева всячески поддерживала самодеятельность. Даже считала, что самодеятельные артисты по своему уровню могут быть выше профессиональных. Активно развивалась система «творческого» образования: открывались культпросветучилища, институты культуры и так далее. Она функционирует и сейчас, но со временем, к сожалению, ослабла. Кроме того, на Автозаводе всегда была хорошо развита сфера культуры: народный театр, которым во времена моей юности руководил Николай Никольский, ансамбль имени Леванова, Дом культуры школьников... Я родился в Автозаводском районе — наверное, под гудок одной из ГАЗовских машин, — и конечно, все это на меня влияло, притягивало. Да и со школой мне в этом плане повезло.

— Интересно, как школа может танцами увлечь — дискотеки устраивать?

— Что вы, тогда мы и слова такого не знали! Я учился в 105-й, наша учительница Валентина Владимировна Китаева организовывала интересные концерты, привлекала к участию ребят. В 10 лет я начал заниматься в образцовом ансамбле танца, которым руководила Майя Ивановна Суханова. Я же говорю, типичный продукт автозаводской культуры! Через некоторое время перешел в ансамбль имени Леванова. Кстати, тогда к левановцам устроился балетмейстер, работавший до этого в Волжском хоре.

— То есть из профессионального коллектива ушел в самодеятельный, «на понижение»?

— Как раз наоборот, тогда это было более престижно! Иногда он просил меня вести занятия. Я, тринадцатилетний, обучал взрослых парней из ПТУ... Окончив школу, поступил в культпросветучилище, затем — в Пермский институт культуры. Правда, изначально в московский планировал. Но там получили приказ освободить места, чтобы сформировать курс из представителей малых народов Севера. Так что мне, уже поступившему, пришлось уехать. А из того курса, кстати, ничего толкового не получилось, весь по ресторанам разбежался... После института я вернулся в Нижний, 21 год проработал в культпросветучилище...

— Что преподавали?

— Почти все! — улыбается Юрий Анатольевич. — Но основные предметы — это народный танец и композиция танца. Потом переехал в Нижний, работал балетмейстером в Доме культуры школьников, а спустя 4 года устроился в детскую школу искусств №18. Сегодня на хореографическом отделении обучаются около 350 человек. Здесь сильная команда педагогов, в основном это выпускники нашего отделения. Свои хорошо приживаются — наверное, потому, что мы мыслим одинаково...

«Лечение» Соцгорода

Тут в кабинет решительно входит мужчина средних лет. Из его разговора с Юрием Анатольевичем выделяю суть проблемы: во время зачисления в первый класс школы искусств дочка не прошла конкурсный отбор, и папа намерен срочно это исправить. Пообщавшись с ним, Климов вздыхает:

— Ну что тут поделаешь! В последнее время число поступающих увеличилось, соответственно отбор стал строже. Взять ребенка или нет — это решение принимаю не один я, а целая комиссия, так что оно вполне объективно. А высказывания типа «я этого так не оставлю» меня давно не пугают. Я вообще, наверное, мало чего боюсь. За те 20 лет, что в школе работаю, столько всего было! И родители чересчур эмоциональные, и хулиганы с наркоманами, которые забредали в шкалу, и мне приходилось их отсюда выгонять. Но, когда ты знаешь, что отвечаешь за детей, страха не возникает в принципе. Кстати, наша школа очень многих от улицы «оттянула». Она существенно оздоровила обстановку в Соцгороде.

— Значит, дети со временем изменились?

— Да, причем, к сожалению, не только в лучшую сторону. Многие современные дети мало времени проводят на свежем воздухе, не интересуются спортом, поэтому их физическое состояние оставляет желать лучшего.

Урок еще не закончен, а ребята уже обессилели, смотрят, где бы присесть. Я сначала ругался, а потом понял, что бесполезно работать с ребенком, который от усталости ничего не соображает. Правда, постепенно дети привыкают, становятся выносливее, улучшается здоровье.

— И уровень мастерства тоже — обилие Дипломов в вашем кабинете это подтверждает. Наверное, скоро будет сложно сказать, какого цвета здесь обои...

— Причем некоторые Дипломы висят один на другом, места катастрофически не хватает! Мы ежегодно, а иногда и чаще, участвуем в различных конкурсах. Не так давно выступали в Москве, привезли гран-при и Диплом I степени. Но у меня к конкурсам неоднозначное отношение. С одной стороны, коллектив не должен «вариться в собственном соку», ребятам необходимо демонстрировать свое мастерство, получать независимую оценку и видеть, к чему нужно стремиться. С другой, неудобно «обдирать» родителей, на деньги которых мы ездим. В некоторых коллективах не стесняются брать с семьи по тысяче долларов, чтобы ребенок выступил на конкурсе. Я на такое никогда не пойду!

— В последнее время хореография становится все более популярной — на телевидении, как грибы после дождя, множатся программы типа «Танцев со звездами» и «Танцев без правил». Как вы оцениваете эту тенденцию?

— Положительно. Хорошо, что это искусство популяризируется. Однако такие программы делают акцент не на танце как таковом, они используют его как средство повышения рейтинга. К тому же эти передачи создают ложное впечатление, что научиться танцевать легко. В итоге все больше людей начинают так думать. Якобы если тебя снимает камера, все должно получиться само собой. Хотя это далеко не так. У меня вообще двойственное отношение к современному телевидению — слишком много грязи, пошлости, непроверенных фактов. Вот недавно услышал: одна телезвезда насмерть разбилась на мотоцикле. В следующем выпуске новостей поправились: человек не погиб, а получил серьезные травмы. И третье сообщение: на самом деле ничего он не повредил, просто свалился с мотоцикла на небольшой скорости... После такого сложно всерьез принимать то, что говорится с телеэкрана?

— Юрий Анатольевич, давайте представим, что можно, как в фильме «Эффект бабочки», ненадолго вернуться в прошлое — одни события «стереть», другие «переписать». Стали бы что-то менять?

— Немного жаль, что я в свое время не поступил в хореографическое училище. Мы с родителями тогда просто-напросто не знали о его существовании. Если бы я имел отношение к театру, балету — это был бы совсем иной профессиональный уровень. Но в целом я оставил бы все, как есть. Занимаюсь любимым делом, и мне это нравится...

17 апреля во Дворце культуры ГАЗа состоится праздничный концерт, посвященный юбилею Ю. А. Климова. Начало в 17 часов.

Мария ЗИНИНА.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Золотые голоса Воронова Н. Золотые голоса : [к 10-летию создания вокального отделения ДШИ им. А.И. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2017. – 30 мая (№ 58). – С. 3
2 «Международная» домра Иконникова С. «Международная» домра : [о музыкальном конкурсе в ДШИ № 1 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 6 апр. (№ 37). – С. 3
3 История ДШИ № 1 [История ДШИ № 1] : [Электронный ресурс] // Сайт ДШИ № 1. – Режим доступа : http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (дата обращения: 04.04.2017)
4 «Вы рисуйте, вам зачтется...» Смирнова Л. «Вы рисуйте, вам зачтется...» : [об отделении живописи в ДШИ «Созвездие»] // Автозаводец. – 2017. – 16 марта (№ 28). – С. 7
5 От гармони до оркестра Калюлина Г. От гармони до оркестра : [о С.Д. Крестьянинове, музыканте ДШИ им. Хачатуряна] // Автозаводец. – 2016. – 15 марта. – С. 3
6 Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» Минская Е. Надежда Перевозкина: «Концерты “Радуги” везде и всегда проходят на ура» : [о танцевальном ансамбле ДШИ «Созвездие» Автозаводского района] // Патриоты Нижнего. – 2016. – 10 февр. (№5). – С. 6
7 История школы История школы [Электронный ресурс] : [о детской школе искусств № 1 Автозаводского района]. – Режим доступа: http://dshi1.nnov.muzkult.ru/history/ (Дата обращения: 15.12.2015)
8 Гармония звука Смирнова Л. Гармония звука : [о VII Открытом российском конкурсе юных исполнителей им. Балакирева в автозаводской Детской школе искусств №1] // Автозаводец. – 2015. – 21 нояб. – С. 7
9 Музыке добавили площадей Красин Е. Музыке добавили площадей : [о расширении музыкальной школы № 15] // Патриоты Нижнего. – 2015. – 18 марта (№ 10). – С. 10
10 А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! Смирнова Л. А ну-ка песню нам пропой, «Веселый ветер»! : [о Е.В. Сорокиной, педагоге музыкальной школы № 1] // Автозаводец. – 2014. – 29 нояб. (№ 136). – С. 10

Страницы