Путешествие во времени

Погорская Т. Путешествие во времени : [о Е. Цибереве, зам. директора ГАЗа по внешнеэкономическим связям] // Автозаводец. – 2012. – 13 марта. – С. 2

Среди тех автомобилестроителей, чьи имена вошли в историю Горьковского автомобильного, заслуженный автозаводец, кавалер орденов Знак Почета», Трудового Красного Знамени, заслуженный машиностроитель России, лауреат Государственной премии Евгений ЦИБЕРЕВ. Сегодня ему исполняется 80 лет. Почти пятьдесят из них он проработал на ГАЗе. Долгие годы занимал ответственные посты, с 1986-го по 2001-й был заместителем генерального директора по внешнеэкономическим связям.

«Боевое крещение»

Евгений Петрович, поскольку год юбилейный и для вас, и для ГАЗа, думаю, это неплохой повод начать разговор с заводской темы. Предлагаю вам с высоты прожитых лет окинуть взглядом время работы на Горьковском автозаводе. Воспоминания о каких событиях, так сказать, греют душу?

— Да, пожалуй, таких событий немало. Вот посмотрите-ка на этот снимок. Он сделан в конце 60-х у Северной проходной. Идет тренировка подъема вертолетом конструкции галереи для конвейеров. А суть дела вот в чем. В тот период, когда кабины из кузовного корпуса в сборочный №1 производства грузовых автомобилей возили на тягачах, возникали большие проблемы в работе сборочных конвейеров: и заторы, и простои. Руководством предприятия было принято решение о создании конвейерной связи между этими подразделениями. Однако для того, чтобы это осуществить, требовалась остановка производства кабин чуть ли не на полгода.

— А вы в это время занимали должность...

— Был назначен главным инженером производства легковых автомобилей. И вот как-то раз случайно в одной из газет наткнулся на заметку о том, что, кажется, в Ярославле, на крыше здания с помощью вертолета монтировали систему вытяжки. И тут меня осенило: а почему бы и на ГАЗе не применить тот же метод — смонтировать галерею для конвейеров с помощью вертолета. Естественно, первое, что сделал, это поехал в Москву на встречу с руководством Министерства гражданской авиации, рассказал о нашей проблеме. Буквально в течение месяца заводские проектанты, согласовав ряд вопросов с работниками авиации, сделали проект монтажа конструкций галереи. Они были изготовлены и вывезены в район Северной проходной. Сначала вертолет не мог их поднять. Тогда летчики решили уменьшить вес самого вертолета, выработав большую часть авиационного керосина в баках. И дело пошло на лад. Буквально за 20 минут в нерабочую субботу была смонтирована одна конструкция, а на следующий день и другая. В общем, благодаря совместным усилиям наших проектантов, изготовителей конструкций, монтажников, авиаторов удалось решить проблему транспортировки кабин.

— Для вас это, наверное, было как боевое крещение на новой должности? Но пришли-то вы на нее уже с солидным производственным опытом?

— Безусловно. На завод в механосборочный цех №2 устроился помощником мастера в 1951 году после окончания автомеханического техникума. Тогда же поступил на вечернее отделение политехнического института, работал мастером, старшим мастером. Во время армейской службы окончил автошколу, демобилизовался и вновь пришел в свой родной МСЦ №2. Был заместителем начальника по производству, потом — по технической части, начальником цеха.

Французские хлопоты

— В общем, хорошую школу прошли. Может, назовете правила, которые усвоили уже в тот период?

— Да я уверен, их придерживается большинство руководителей. Главное, делать максимум для того, чтобы выиграли порученное тебе дело и люди, которые им занимаются, — твои подчиненные. Есть такая цель — перед трудностями ни за что не отступишь. Вот, например, в очень непростых обстоятельствах оказался я, опять-таки будучи в должности главного инженера ПЛА. История эта связана с изготовлением автоматической линии для сборки и сварки основания кузова ГАЗ-24. Контракт на поставку ее заключили с французской фирмой «Сияки». Я был среди тех, кто участвовал в приемке проекта линии во Франции. И вот, изучая его, обнаружил, что им не предусмотрена приварка на автоматической линии — крышки тоннеля. Она должна была привариваться ручными клещами. Уже позднее технологи объяснили мне, что всему виной объективная причина: нехватка средств. Как представил себе рабочих, орудующих клещами весом 75 килограммов... «Нет, — думаю, — так дело не пойдет». Стал искать лазейку. И нашел: обратил внимание на то, что французы при подписании контракта забыли внести изменения в наши чертежи, в соответствии с которыми деталь приваривается. И я пошел ва-банк: стал настаивать на том, чтобы операция была автоматизирована в соответствии с приложенными к контракту чертежами. Разразился скандал. Помнится, даже посла СССР во Франции вызвали. И все-таки «Сияки» сдалась. Но на этом дело не закончилось. Через год ехать принимать оборудование, а нам с коллегой выдачу виз задержали на 20 дней. Когда приехали — почти вся линия разобрана, вывезена в порт и больше 50 процентов ее погружено на судно.

— Неужели стали требовать, чтобы оборудование вернули на место?

— Нет, конечно. Но я настоял на том, чтобы дали документы на сосуды, работающие под давлением, а их около пятисот. И опять обнаружились серьезные недочеты. Короче говоря, пришлось работникам фирмы-изготовителя снимать ящики и переваривать все швы сосудов в соответствии с нашими ГОСТами.

Госпремия за... деформацию

— Да, Евгений Петрович, много хлопот вы доставили «Сияки».

— Ну, мы же с вами говорили о том, что, когда есть цель, и средства для ее достижения находятся. Вот сейчас на ГАЗе погоду делает производственная система. Но и в доперестроечные годы по всем направлениям многое предпринималось для повышения эффективности производства, укрепления производственной дисциплины, сокращения сроков внедрения новых технологических процессов.

— Насколько знаю, вы очень много сделали для этого как главный технолог автозавода.

— Я занимал эту должность с 1976-го по 1983 год. Знаете, что вспоминаю с чувством удовлетворения? Удалось сконцентрировать все технологические отделы подразделений завода под руководством главного технолога. После всех преобразований процесс внедрения новшества пошел быстрее. Кроме того, была усилена роль лабораторий, что тоже способствовало повышению уровня исследовательских и внедренческих работ. Не случайно именно в тот период было внедрено много новых технологий, в том числе изготовление деталей методом пластической деформации.

— Очевидно, за эту работу вы и были удостоены звания лауреата Государственной премии?

— Не только я, а большая группа технологов и руководителей.

«Поднебесные» отношения

— Можно себе представить, с какой сильной командой вы работали и будучи заместителем генерального директора по внешним экономическим связям.

— Конец 80-х — 90-е... Сами знаете, какой это был сложный период в жизни ГАЗа. Получив самостоятельность, освободившись от опеки внешнеторговых организаций, которые подчинялись Министерству внешней торговли, ГАЗ обязан был сам искать потребителей экспортной продукции, производителей импортного оборудования и комплектующих для автомобилей. На экспорт шли прежде всего «ГАЗели» и «Волги». Их покупали Югославия, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Польша... Газовская продукция шла не только в Европу, но и в Африку, например, в Египет, на Ближний Восток в Иран, а также в Ирак. Помню, в середине 90-х мы провели здесь очень серьезную презентацию «ГАЗелей» и «Волг». А в ЮАР демонстрировались в основном автобусы, собранные на базе «ГАЗелей». Причем, заметьте, в работе по поставке экспортной продукции были задействованы и конструкторы, и технологи, и проектанты. Ведь в каждой стране свои определенные требования к автомобильной технике. В соответствии с ними и дорабатывались машины.

— Судя по тому, как автозаводцы снабжались китайскими товарами, с Поднебесной сложились особые отношения.

— В Китай в начале 90-х поставляли в основном легковые автомобили и запчасти к ним, а оттуда везли продовольствие и промтовары. Поэтому работники ГАЗа по сравнению с другими жителями Нижнего Новгорода, да и многих других городов России, находились в привилегированном положении. Большая заслуга в этом была генерального директора ГАЗа Бориса Павловича Видяева.

Счастливое число 13

— Может, теперь поговорим на юбилейную тему? Интересно, как относитесь к числу тринадцать?

— Ну, а как я могу к нему относиться, если родился 13-го? Счастливое число для меня. Жизнь-то, по большому счету, неплохо сложилась. Интересная работа, ответственные, преданные своему делу люди, с которыми вместе трудился, хорошая семья. Доволен и детьми, и внуками. А еще, знаете, всегда было такое чувство, что меня кто-то вроде как оберегает. Ведь сколько раз мог погибнуть. Помню, однажды разбился самолет, на который я не попал благодаря стечению обстоятельств, а уж, можно сказать, билет был в кармане.

— Чувствуется, судьба к вам благосклонна, наверное, и приятные сюрпризы преподносит. А вообще, что вас может порадовать? Например, какие подарки предпочитаете?

— Спортивные. Дети дарили и велотренажер, и беговую дорожку. В молодые годы очень спортом увлекался: и в хоккей играл, и на дельтаплане летал, и на горных лыжах катался. И сейчас предпочитаю побольше двигаться. Путешествую много. Как известно, движение — это все для каждого из нас, да и для любого коллектива. Вот вы спросили, что может порадовать? Порадовали, например, результаты прошедших выборов Президента России. Они, на мой взгляд, стали залогом стабильности в стране, ее развития в целом и автомобильной промышленности в частности. И это тоже дает ощущение полноты жизни.

— Пусть такое чувство не покидает вас никогда: испытывает-то его тот, у кого на всех «фронтах» полный порядок и легко на душе!

Татьяна ПОГОPCКАЯ.

• Фото из архива Е. П. Циберева.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Из поколения испытателей Шерстинский В. Из поколения испытателей : [о М.С. Мокееве, испытателе автомобилей марки ГАЗ] // Автозаводец. – 2015. – 15 янв. (№ 4). – С. 2
2 Создатель ГАЗ-ММ Шерстинский В. Создатель ГАЗ-ММ : [о В.М. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2015. – 10 янв. (№ 3). – С. 10
3 Уважение людей – вот высшая награда Шерстинский В. Уважение людей – вот высшая награда : [о Ю.А. Фокине] // Автозаводец. – 2015. – 3 янв. (№ 1). – С. 10
4 Юбилей по-братски Кулькова И. Юбилей по-братски : [о В.К. Малыгине, директоре ЗМГА ОАО «ГАЗ» и А.К. Малыгине, ген. директоре завода «Красная Этна»] // Автозаводец. – 2013. – 21 мая (№72). – С. 3
5 Жизнь на полной скорости Карпухин М. Жизнь на полной скорости : [о В.Д. Запойнове, заслуженном автозаводце] // Автозаводец. – 2012. – 8 сент. – С. 2
6 Как проживешь, так и прослывешь Шерстинский, В. Как проживешь, так и прослывешь : [о заместителе главного конструктора кузовов ГАЗ М.М. Глумове] / В. Шерстинский // Автозаводец. – 2012. – 1 авг. (№ 113). – С. 2
7 Прирожденный испытатель Кулькова, И. Прирожденный испытатель : [заслуженный автозаводец, кавалер ордена "Знак Почета", ветеран автомобильной промышленности Олег Игоревич Петров] / И. Кулькова // Автозаводец. – 2012. – 13 июля (№ 102). – С. 2
8 Из плеяды новаторов Погорская Т. Из плеяды новаторов : [о Ю. Лобанове, ветеране автомобильной промышленности // Автозаводец. – 2012. – 10 марта. – С. 4
9 Взгляд сквозь годы Погорская Т. Взгляд сквозь годы : [о гл. конструкторе грузовых автомобилей ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2011. – 27 дек. – С. 2
10 Неутомимый Вассерман Дехтяр, Б. Неутомимый Вассерман : [о ведущем конструкторе ГАЗ-69 Григории Моисеевиче Вассермане] / Б. Дехтяр // Автозаводец. – 2011. – 11 окт.(№ 152). – С. 2. – фот.

Страницы