«...Пусть другие научатся вас понимать». Музей-школа-музей
Слепой или слабовидящий человек не имеет физической возможности в полной мере изучить экспозицию не приспособленного специально для него музея. Таблички с надписью "Экспонаты руками не трогать!" еще никто не отменял, следовательно, восприятие экспонатов доступно незрячему лишь на слух (вероятно, в редких случаях поможет обоняние), но такой способ познания истории, культуры не является достаточно эффективным. Поэтому для посетителей, которые по каким-либо причинам лишены естественной способности видеть, требуется создать специализированные музеи, обеспечивающие необходимые условия погружения в ту или иную атмосферу в соответствии с конкретной тематикой. Задача не из простых, тем не менее находятся люди, небезразличные к судьбе инвалидов.
Одним из них был нижегородский художник Дмитрий Дмитриевич Арсенин. 16 марта 1926 года в Дмитриевской Слободе Владимирской губернии в доме Арсениных родился сын Дима. Вскоре семья переехала в Нижний Новгород, ставший для мальчика второй родиной. Беззаботное детство поспешила сменить грохочущая юность: едва Дима окончил 6-й класс, ударили первые залпы Великой Отечественной войны. Весной 1942-го положение на фронтах было таково, что ради спасения настоящего страны решено было пожертвовать ее будущим. По приказу народного комиссара Военно-морского флота (ВМФ) СССР Н. Г. Кузнецова от 25 мая 1942 года была создана Соловецкая школа юнг, где пятнадцатилетних мальчишек готовили к войне на флоте. (Этот процесс подробно описан в книге В. Пикуля "Мальчики с бантиками".) На зов Родины откликнулся и Дима Арсенин. Вместе со сверстниками, пополнявшими список добровольцев в Горьковском Дворце пионеров, он, как и многие другие, не без хитрости прошел медицинскую комиссию и получил заветную печать "Годен".
Потоки мальчишек (более 300 человек в каждом) потекли к Соловкам. Прежде чем влиться в море сражений, отважным юношам-патриотам предстояло осуществить девятимесячное путешествие по одному из течений реки знаний (получить специальность радиста, рулевого, моториста или боцмана торпедного катера). А дальше их ждала жестокая война, без разбора уносившая тысячи жизней. Не задумываясь о предстоящей опасности, старательно учились военно-морскому делу Дима и его товарищи. Среди них был Валя Пикуль, с которым юнга Арсенин особенно сдружился. После успешной сдачи экзаменов предстояло решить, на каком флоте воевать. Выбрали Северный флот, корабли которого участвовали в самых значительных морских сражениях, что и оправдало ожидания новоиспеченных моряков Арсенина и Пикуля: романтика (то есть опасность) не заставила себя долго ждать.
К счастью, удача не покидала друзей до самого Дня Победы. Война оставила их в живых, даже не покалечив.
После войны пути Д. Арсенина и В. Пикуля разошлись. Дмитрий Дмитриевич продолжил службу на флоте до 1950 года, после чего резко изменил направление своей деятельности. Окончив Горьковское художественное училище (ГХУ), а затем графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он стал профессиональным художником. Дмитрий Арсенин преподавал в ГХУ, активно занимался графикой, живописью и монументальными работами, участвовал в выставках различного уровня, вплоть до всесоюзных, организовывал персональные выставки. В 1982 году он был удостоен почетного звания "Заслуженный художник РСФСР", в 1999-м стал лауреатом премии им. А. С. Пушкина.
Что же касается Валентина Саввича Пикуля, его жизненный путь не менее интересен. Навсегда расставшись с флотом после неудачной попытки продолжить образование, юнга иначе применяет накопленные знания и опыт морских сражений. В. Пикуль выбрал литературный путь и, начав практически с нуля, достиг немалых высот: его имя известно всему Советскому Союзу.
Лишь спустя тридцать лет товарищи снова встретились. Поводом послужили съемки фильма "За морем солнце" Виталия Гузанова, картины о молодости Пикуля и Арсенина — о соловецких юнгах, то есть о них самих. С момента прибытия художника в Ригу, где жил писатель, и до завершения поездки на Соловецкие острова давние друзья многое вспоминали (а вспомнить было что), рассказывали друг другу о насущных делах и задумывались о будущем. Тогда Валентин Пикуль предложил художнику создать свою школу наподобие той, что открыл в Арзамасе А. В. Ступин, мотивируя это отличными педагогическими способностями друга. Высказанная мысль запала глубоко в душу Д. Арсенина, он долго вынашивал эту замечательную идею, но не решался приступить к ее осуществлению.
И только в 1990 году, проходя по площади Сенной мимо дома № 13 а, как много-много раз до этого, Дмитрий Дмитриевич понял, что этот купеческий особняк как нельзя лучше подходит для художественной школы, о которой он давно мечтал.
Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (к тому моменту художник пережил три инсульта), Д. Арсенин положил все силы и средства на осуществление грандиозного плана. Заручившись поддержкой Т. Н. Беспаловой, тогда начальника Управления образования Нижегородского района, И. П. Склярова, в то время мэра Нижнего Новгорода, и даже супруги президента РФ Наины Ельциной, используя свой заслуженный авторитет и редкие организаторские способности, Дмитрий Арсенин основал не просто художественную школу, но школу для детей-инвалидов и детей-сирот. Рука об руку с мужем шла Лидия Воскресенская, которая не только стояла на страже здоровья мужа — насколько это было возможно, — но и принимала активное участие в достижении главной жизненной цели супруга. Спустя 4 года после официального открытия Школы искусств и ремесел им. А. С. Пушкина "Изограф" (этот статус она приобрела в 1997 году), в 1995 году был осуществлен первый плановый набор учеников, которому предшествовал продолжительный курс для слабослышащих с рождения детей: Димы Огородникова, Жени Вдовина и Лены Кузнецовой, недавно окончивших исторический факультет ННГУ им. Н. И .Лобачевского.
Результат превзошел ожидания: родилось не просто учебное заведение, а маленький сказочный мир, "царство-государство", как говорил его "царь-батюшка". Дети с радостью приходили сюда, их всегда приветливо встречали, кормили, старались, чтобы они хотя бы на 2-3 часа забыли о постоянном дискомфорте, связанном с их недугом, и с головой окунулись в мир творчества. Дети разрабатывали в своем творчестве главным образом две темы, как и создатель школы: произведения А. С. Пушкина и ВМФ России. О высоком уровне обучения свидетельствовали успешные выставки работ учеников и призовые места в различных конкурсах. Уникальность школы была отмечена стипендией Сороса, а ее основатель в 1996 году награжден орденом Милосердия. Действительно, примечательно то, что возможность получить навыки работы в разнообразных художественных техниках (станковая графика и акварель, керамика, роспись по дереву, иконопись, золотное шитье) имели дети-сироты, слабослышащие и даже слабовидящие ребята.
Впервые работать с детьми из областного центра слепых Дмитрий Арсенин начал в 1998 году. На вопрос о том, как он учит их рисовать, педагог в шутку отвечал: "Носом!" На самом же деле это кропотливый труд, требующий огромного терпения и умения точно донести до слушателя мысль. Дмитрий Дмитриевич рисовал с учениками море. Именно море, которое юнга чувствовал всем своим существом, а потому был способен красочно описать не только зрячим, но и слабовидящим школьникам. Затем, точно улавливая описанный ученику образ, педагог выбирал подходящую цветовую гамму и, осторожно придерживая руку подопечного, помогал уму взять кистью краску нужного цвета и найти нужное место на бумаге. Все остальное должен был выполнить автор. Работа медленно, шаг за шагом, продвигалась к финалу.
Как это ни удивительно, художнику удалось добиться определенных успехов на этом нелегком поприще. В 1999 году специально для группы инвалидов детства по зрению в школе "Изограф" организован класс, которому присвоили имя Валентина Пикуля как идейного вдохновителя и друга, с которым Д. Д. Арсенина связывали, возможно, самые лучшие годы — годы молодости, проведенные под военно-морским флагом. Класс В. Пикуля должен был стать своеобразным памятником писателю, ушедшему из жизни 16 июля 1990 года.
Постепенно Дмитрий Дмитриевич усложнял задачи, которые ставил перед собой и учениками. Он хотел максимально конкретизировать образы, возникавшие в воображении слабовидящих ребят. Методы для решения поставленной задачи оставались прежними: воздействие на органы слуха, осязания.
Дмитрий Арсенин задумал расширить класс В.Пикуля до музея. В этом классе-музее на море, возникшем в сознании учеников, появятся корабли. Экспозицию музея составили бы работы, выполненные инвалидами детства по зрению. Музей предназначался в первую очередь для слабовидящих детей.
Не медля, педагог начал осуществление не менее грандиозного плана, чем создание "Изографа". В первую очередь экспонатами будущего музея стали подаренные Валентином Пикулем книги, рассказывавшие о ВМФ России времен Великой Отечественной войны ("Мальчики с бантиками", "Реквием каравану PQ-17", "Океанский патруль", "Крейсера"). Звуковыми экспонатами стали шум моря, различные позывные кораблей, записанные на пленку. Категорию экспонатов "Руками трогать!" пополнили предметы морского быта: морская форма тех времен, компас, рында. Немаловажным пунктом списка экспонатов стали модели кораблей, так как ребятам предстояло писать именно корабли.
Представим, что формирование класса-музея завершено и наступил самый интересный момент: заработала тщательно продуманная схема, экспонаты ожили. Во взаимодействии экспонатов и учеников-экскурсантов рождаются принципиально новые элементы музея: картины, написанные слепыми детьми. У этого процесса несколько этапов.
Обязательным условием проведения занятия является погружение в эпоху. Помогает в этом актер. Он знакомит ребят с теми эпизодами из книг В. Пикуля, которые ярко иллюстрируют военно-морские действия. Но прежде чем это произойдет, маленьким творцам необходимо многое узнать о корабле, чтобы впоследствии понимать, о чем пойдет речь. Для этого учитель помогает каждому ученику тщательно изучить на ощупь модель корабля, которому посвящен урок. И только когда в воображении ребенка возникает ясный образ корабля, в дело вступает актер, который своим искусством переносит детей в незнакомый им мир морских сражений. Наиболее глубокое погружение в него обеспечит звуковое оформление: веселая песня моряков или тревожные позывные к бою, грохот шторма и залпы пушек или шум морского прибоя. Но и этого все же недостаточно. Чтобы создать нужное пространство-время, необходимо оживить вещь, пришедшую из другого времени. Именно теперь и пригодится форма, которую можно надеть, и штурвал, который можно покрутить, управляя воображаемым кораблем, и почувствовать себя настоящим капитаном.
И теперь, когда идея будущей картины родилась, задача педагога — обеспечить ученику все технические условия, чтобы тот смог воплотить ее в жизнь. Лучшие работы пополнят коллекцию класса-музея Валентина Пикуля — музея слепых и для слепых.
Дмитрию Арсенину не хватило совсем немного, чтобы полностью осуществить последний план: 10 декабря 2001 года его не стало.
Судя по всему, Дмитрий Дмитриевич не успел детально описать свои намерения на бумаге или в устной форме изложить кому-либо из работников школы. А это значит, что продолжить его дело никто не мог.
На протяжении десяти лет личность художника была духовным фундаментом школы "Изограф". Как бы ни было горько это осознавать, вместе с волшебником ушло и волшебство. Без Дмитрия Дмитриевича Арсенина сказочное превратилось в обыденное и земное.
И все же хочется верить, что когда-нибудь корабли юности Д. Арсенина и В. Пикуля найдут свой причал на полотнах тех, кто может увидеть их только во сне.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | От службы Отечеству к служению детям | Кудрявцева, Т. От службы Отечеству к служению детям // Нижегородская правда. – 2011. – 22 января (№ 6). |
2 | Уроки милосердия | Чесноков, С. Уроки милосердия // Русская линия. – 2006. – 6 июня. |
3 | Художник и красивая жизнь | Александр Асеевский. Художник и красивая жизнь. 16 марта 2001 |
4 | Осененные любовью | Татьяна Арсеньева. Осененные любовью // Информационный иллюстрированный журнал «Нижегородский предприниматель». – 1998. – № 6. |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
5 | Автозаводский кудесник | Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История) |
6 | Самый наивный художник Автозавода | Солкина О. Самый наивный художник Автозавода : [о художнике-наивисте В. Мизинове] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 11-17 сент. (№ 80). – С. 8. |
7 | 201 картина о любви | Плаксунова О. 201 картина о любви : [о выставке "Преемственность: отец и дочь". Мария Владимировна и Владимир Иванович Занога] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 10 окт. (№ 39). – С. 14 |
8 | Патриот земли нижегородской | Дерябин А. Патриот земли нижегородской : [о художнике и учителе В.Ф Куликове] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 19 сент. (№ 36). – С. 21 |
9 | Портреты-характеры | Жукова А. Портреты-характеры : [о художнике-автозаводце Виталии Сысоеве и его выставке в ЦДПИ] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 22 нояб. (№ 46). – С. 11 |
10 | Раньше срока распустятся розы | Калюлина Г. Раньше срока распустятся розы : [интервью с автозаводской художницей Е.М. Карабановой] // Автозаводец. – 2015. – 7 марта (№ 26). – С. 11 |