«...Пусть другие научатся вас понимать». Музей-школа-музей

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения начинается внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

Также напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гулынина, М.Е. «...Пусть другие научатся вас понимать». Музей-школа-музей : [о Д.Д. Арсенине и его Школе искусств и ремесел им. А.С Пушкина "Изограф"] / М. Е. Гулынина // Нижегородский музей. – 2010. – № 19. – С. 62-64. – 2 л. цв. вкл.

Слепой или слабовидящий человек не имеет физической возможности в полной мере изучить экспозицию не приспособленного специально для него музея. Таблички с надписью "Экспонаты руками не трогать!" еще никто не отменял, следовательно, восприятие экспонатов доступно незрячему лишь на слух (вероятно, в редких случаях поможет обоняние), но такой способ познания истории, культуры не является достаточно эффективным. Поэтому для посетителей, которые по каким-либо причинам лишены естественной способности видеть, требуется создать специализированные музеи, обеспечивающие необходимые условия погружения в ту или иную атмосферу в соответствии с конкретной тематикой. Задача не из простых, тем не менее находятся люди, небезразличные к судьбе инвалидов.

Одним из них был нижегородский художник Дмитрий Дмитриевич Арсенин. 16 марта 1926 года в Дмитриевской Слободе Владимирской губернии в доме Арсениных родился сын Дима. Вскоре семья переехала в Нижний Новгород, ставший для мальчика второй родиной. Беззаботное детство поспешила сменить грохочущая юность: едва Дима окончил 6-й класс, ударили первые залпы Великой Отечественной войны. Весной 1942-го положение на фронтах было таково, что ради спасения настоящего страны решено было пожертвовать ее будущим. По приказу народного комиссара Военно-морского флота (ВМФ) СССР Н. Г. Кузнецова от 25 мая 1942 года была создана Соловецкая школа юнг, где пятнадцатилетних мальчишек готовили к войне на флоте. (Этот процесс подробно описан в книге В. Пикуля "Мальчики с бантиками".) На зов Родины откликнулся и Дима Арсенин. Вместе со сверстниками, пополнявшими список добровольцев в Горьковском Дворце пионеров, он, как и многие другие, не без хитрости прошел медицинскую комиссию и получил заветную печать "Годен".

Потоки мальчишек (более 300 человек в каждом) потекли к Соловкам. Прежде чем влиться в море сражений, отважным юношам-патриотам предстояло осуществить девятимесячное путешествие по одному из течений реки знаний (получить специальность радиста, рулевого, моториста или боцмана торпедного катера). А дальше их ждала жестокая война, без разбора уносившая тысячи жизней. Не задумываясь о предстоящей опасности, старательно учились военно-морскому делу Дима и его товарищи. Среди них был Валя Пикуль, с которым юнга Арсенин особенно сдружился. После успешной сдачи экзаменов предстояло решить, на каком флоте воевать. Выбрали Северный флот, корабли которого участвовали в самых значительных морских сражениях, что и оправдало ожидания новоиспеченных моряков Арсенина и Пикуля: романтика (то есть опасность) не заставила себя долго ждать.

К счастью, удача не покидала друзей до самого Дня Победы. Война оставила их в живых, даже не покалечив.

После войны пути Д. Арсенина и В. Пикуля разошлись. Дмитрий Дмитриевич продолжил службу на флоте до 1950 года, после чего резко изменил направление своей деятельности. Окончив Горьковское художественное училище (ГХУ), а затем графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он стал профессиональным художником. Дмитрий Арсенин преподавал в ГХУ, активно занимался графикой, живописью и монументальными работами, участвовал в выставках различного уровня, вплоть до всесоюзных, организовывал персональные выставки. В 1982 году он был удостоен почетного звания "Заслуженный художник РСФСР", в 1999-м стал лауреатом премии им. А. С. Пушкина.

Что же касается Валентина Саввича Пикуля, его жизненный путь не менее интересен. Навсегда расставшись с флотом после неудачной попытки продолжить образование, юнга иначе применяет накопленные знания и опыт морских сражений. В. Пикуль выбрал литературный путь и, начав практически с нуля, достиг немалых высот: его имя известно всему Советскому Союзу.

Лишь спустя тридцать лет товарищи снова встретились. Поводом послужили съемки фильма "За морем солнце" Виталия Гузанова, картины о молодости Пикуля и Арсенина — о соловецких юнгах, то есть о них самих. С момента прибытия художника в Ригу, где жил писатель, и до завершения поездки на Соловецкие острова давние друзья многое вспоминали (а вспомнить было что), рассказывали друг другу о насущных делах и задумывались о будущем. Тогда Валентин Пикуль предложил художнику создать свою школу наподобие той, что открыл в Арзамасе А. В. Ступин, мотивируя это отличными педагогическими способностями друга. Высказанная мысль запала глубоко в душу Д. Арсенина, он долго вынашивал эту замечательную идею, но не решался приступить к ее осуществлению.

И только в 1990 году, проходя по площади Сенной мимо дома № 13 а, как много-много раз до этого, Дмитрий Дмитриевич понял, что этот купеческий особняк как нельзя лучше подходит для художественной школы, о которой он давно мечтал.

Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (к тому моменту художник пережил три инсульта), Д. Арсенин положил все силы и средства на осуществление грандиозного плана. Заручившись поддержкой Т. Н. Беспаловой, тогда начальника Управления образования Нижегородского района, И. П. Склярова, в то время мэра Нижнего Новгорода, и даже супруги президента РФ Наины Ельциной, используя свой заслуженный авторитет и редкие организаторские способности, Дмитрий Арсенин основал не просто художественную школу, но школу для детей-инвалидов и детей-сирот. Рука об руку с мужем шла Лидия Воскресенская, которая не только стояла на страже здоровья мужа — насколько это было возможно, — но и принимала активное участие в достижении главной жизненной цели супруга. Спустя 4 года после официального открытия Школы искусств и ремесел им. А. С. Пушкина "Изограф" (этот статус она приобрела в 1997 году), в 1995 году был осуществлен первый плановый набор учеников, которому предшествовал продолжительный курс для слабослышащих с рождения детей: Димы Огородникова, Жени Вдовина и Лены Кузнецовой, недавно окончивших исторический факультет ННГУ им. Н. И .Лобачевского.

Результат превзошел ожидания: родилось не просто учебное заведение, а маленький сказочный мир, "царство-государство", как говорил его "царь-батюшка". Дети с радостью приходили сюда, их всегда приветливо встречали, кормили, старались, чтобы они хотя бы на 2-3 часа забыли о постоянном дискомфорте, связанном с их недугом, и с головой окунулись в мир творчества. Дети разрабатывали в своем творчестве главным образом две темы, как и создатель школы: произведения А. С. Пушкина и ВМФ России. О высоком уровне обучения свидетельствовали успешные выставки работ учеников и призовые места в различных конкурсах. Уникальность школы была отмечена стипендией Сороса, а ее основатель в 1996 году награжден орденом Милосердия. Действительно, примечательно то, что возможность получить навыки работы в разнообразных художественных техниках (станковая графика и акварель, керамика, роспись по дереву, иконопись, золотное шитье) имели дети-сироты, слабослышащие и даже слабовидящие ребята.

Впервые работать с детьми из областного центра слепых Дмитрий Арсенин начал в 1998 году. На вопрос о том, как он учит их рисовать, педагог в шутку отвечал: "Носом!" На самом же деле это кропотливый труд, требующий огромного терпения и умения точно донести до слушателя мысль. Дмитрий Дмитриевич рисовал с учениками море. Именно море, которое юнга чувствовал всем своим существом, а потому был способен красочно описать не только зрячим, но и слабовидящим школьникам. Затем, точно улавливая описанный ученику образ, педагог выбирал подходящую цветовую гамму и, осторожно придерживая руку подопечного, помогал уму взять кистью краску нужного цвета и найти нужное место на бумаге. Все остальное должен был выполнить автор. Работа медленно, шаг за шагом, продвигалась к финалу.

Как это ни удивительно, художнику удалось добиться определенных успехов на этом нелегком поприще. В 1999 году специально для группы инвалидов детства по зрению в школе "Изограф" организован класс, которому присвоили имя Валентина Пикуля как идейного вдохновителя и друга, с которым Д. Д. Арсенина связывали, возможно, самые лучшие годы — годы молодости, проведенные под военно-морским флагом. Класс В. Пикуля должен был стать своеобразным памятником писателю, ушедшему из жизни 16 июля 1990 года.

Постепенно Дмитрий Дмитриевич усложнял задачи, которые ставил перед собой и учениками. Он хотел максимально конкретизировать образы, возникавшие в воображении слабовидящих ребят. Методы для решения поставленной задачи оставались прежними: воздействие на органы слуха, осязания.

Дмитрий Арсенин задумал расширить класс В.Пикуля до музея. В этом классе-музее на море, возникшем в сознании учеников, появятся корабли. Экспозицию музея составили бы работы, выполненные инвалидами детства по зрению. Музей предназначался в первую очередь для слабовидящих детей.

Не медля, педагог начал осуществление не менее грандиозного плана, чем создание "Изографа". В первую очередь экспонатами будущего музея стали подаренные Валентином Пикулем книги, рассказывавшие о ВМФ России времен Великой Отечественной войны ("Мальчики с бантиками", "Реквием каравану PQ-17", "Океанский патруль", "Крейсера"). Звуковыми экспонатами стали шум моря, различные позывные кораблей, записанные на пленку. Категорию экспонатов "Руками трогать!" пополнили предметы морского быта: морская форма тех времен, компас, рында. Немаловажным пунктом списка экспонатов стали модели кораблей, так как ребятам предстояло писать именно корабли.

Представим, что формирование класса-музея завершено и наступил самый интересный момент: заработала тщательно продуманная схема, экспонаты ожили. Во взаимодействии экспонатов и учеников-экскурсантов рождаются принципиально новые элементы музея: картины, написанные слепыми детьми. У этого процесса несколько этапов.

Обязательным условием проведения занятия является погружение в эпоху. Помогает в этом актер. Он знакомит ребят с теми эпизодами из книг В. Пикуля, которые ярко иллюстрируют военно-морские действия. Но прежде чем это произойдет, маленьким творцам необходимо многое узнать о корабле, чтобы впоследствии понимать, о чем пойдет речь. Для этого учитель помогает каждому ученику тщательно изучить на ощупь модель корабля, которому посвящен урок. И только когда в воображении ребенка возникает ясный образ корабля, в дело вступает актер, который своим искусством переносит детей в незнакомый им мир морских сражений. Наиболее глубокое погружение в него обеспечит звуковое оформление: веселая песня моряков или тревожные позывные к бою, грохот шторма и залпы пушек или шум морского прибоя. Но и этого все же недостаточно. Чтобы создать нужное пространство-время, необходимо оживить вещь, пришедшую из другого времени. Именно теперь и пригодится форма, которую можно надеть, и штурвал, который можно покрутить, управляя воображаемым кораблем, и почувствовать себя настоящим капитаном.

И теперь, когда идея будущей картины родилась, задача педагога — обеспечить ученику все технические условия, чтобы тот смог воплотить ее в жизнь. Лучшие работы пополнят коллекцию класса-музея Валентина Пикуля — музея слепых и для слепых.

Дмитрию Арсенину не хватило совсем немного, чтобы полностью осуществить последний план: 10 декабря 2001 года его не стало.

Судя по всему, Дмитрий Дмитриевич не успел детально описать свои намерения на бумаге или в устной форме изложить кому-либо из работников школы. А это значит, что продолжить его дело никто не мог.

На протяжении десяти лет личность художника была духовным фундаментом школы "Изограф". Как бы ни было горько это осознавать, вместе с волшебником ушло и волшебство. Без Дмитрия Дмитриевича Арсенина сказочное превратилось в обыденное и земное.

И все же хочется верить, что когда-нибудь корабли юности Д. Арсенина и В. Пикуля найдут свой причал на полотнах тех, кто может увидеть их только во сне.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 От службы Отечеству к служению детям Кудрявцева, Т. От службы Отечеству к служению детям // Нижегородская правда. – 2011. – 22 января (№ 6).
2 Уроки милосердия Чесноков, С. Уроки милосердия // Русская линия. – 2006. – 6 июня.
3 Художник и красивая жизнь Александр Асеевский. Художник и красивая жизнь. 16 марта 2001
4 Осененные любовью Татьяна Арсеньева. Осененные любовью // Информационный иллюстрированный журнал «Нижегородский предприниматель». – 1998. – № 6.
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 Автозаводский кудесник Честнова И. Автозаводский кудесник : [о художнике Горьковского автозавода Д.П. Паникове] // Автозаводец. – 2021. – 4 марта (№9). – С. 18. – (История)
6 Самый наивный художник Автозавода Солкина О. Самый наивный художник Автозавода : [о художнике-наивисте В. Мизинове] // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 11-17 сент. (№ 80). – С. 8.
7 201 картина о любви Плаксунова О. 201 картина о любви : [о выставке "Преемственность: отец и дочь". Мария Владимировна и Владимир Иванович Занога] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 10 окт. (№ 39). – С. 14
8 Патриот земли нижегородской Дерябин А. Патриот земли нижегородской : [о художнике и учителе В.Ф Куликове] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 19 сент. (№ 36). – С. 21
9 Портреты-характеры Жукова А. Портреты-характеры : [о художнике-автозаводце Виталии Сысоеве и его выставке в ЦДПИ] // Патриоты Нижнего. – 2017. – 22 нояб. (№ 46). – С. 11
10 Раньше срока распустятся розы Калюлина Г. Раньше срока распустятся розы : [интервью с автозаводской художницей Е.М. Карабановой] // Автозаводец. – 2015. – 7 марта (№ 26). – С. 11

Страницы