Профессор трамвая
Жизнь Юрия Коссого оказалась связана с «Гудком». Корпункт «Гудка» на Горьковской дороге готовился к событию, которое бывает у нас раз в пять лет, — к большой встрече друзей газеты. Мы позвали среди прочих Юрия Марковича Коссого — человека, к которому не раз случалось обращаться с вопросами, когда готовились исторические материалы.
Профессор Юрий Коссой знает всё об истории транспорта
Транспортник он в Нижнем Новгороде именитый. Когда-то руководил перевозками, а сейчас, хоть ему уже за восемьдесят, преподаёт в Архитектурно-строительном университете дисциплины, связанные с транспортом. Он профессор, автор научно-популярных книг для школьников о железной дороге, о трамвае, краеведческих трудов. Казалось, знали мы о нём много. Но не догадывались, почему Юрий Маркович с радостью тут же принял приглашение: «Обязательно приду!»
Во время встречи он попросил слово одним из первых и достал… удостоверение корреспондента «Гудка», выданное ему 55 лет назад и подписанное главным редактором Красниковым.
— Знаете, вообще-то, собкором на ГЖД полвека назад должен был стать я. Меня пригласили в Москву на собеседование… Но тут случился соблазн. Мне вдруг предложили другую должность, от которой я не смог отказаться: начальника Горьковского трамвайно-троллейбусного управления.
Жизнь Юрия Коссого — это неожиданные крутые перемены, иногда тяжёлые, иногда приятные. По рождению он москвич. Но десяти с небольшим лет покинул столицу с ярлыком «сына врага народа». Дальше были Харьков, Петропавловск.
Железнодорожную профессию Коссой начал изучать в Новосибирске в Институте военных инженеров транспорта. Но не всё давалось ему легко и быстро, потом были в его судьбе и московские вузы, и ленинградские. Причём не только транспортные. Коссой всерьёз мечтал стать писателем. И в небольшой книге воспоминаний «Маленькие встречи с большими людьми» говорит об именитых учёных, которых считает учителями. Есть среди них академик-железнодорожник Владимир Образцов, а есть и член-корреспондент Академии наук, специалист по древнерусской литературе Николай Гудзий, автор вузовского учебника по русскому языку Галина Галкина-Федорук.
Среди своих учителей он называет собкора «Гудка» на ГЖД Льва Иванова. У Иванова был корпункт — небольшая комнатка в здании управления дороги. Там он, в частности, работал с авторами. А Юрий Коссой в пятидесятых годах, не став писателем, увлёкся журналистикой. Работал он в ту пору в транспортном цехе автозавода, где в конце концов стал руководить отделом пути. Старые железнодорожники ГАЗа до сих пор тепло вспоминают этого доброго, оптимистичного человека, который был прекрасным специалистом. А на досуге часто писал в «Гудок», размышляя о проблемах транспорта, о работе на подъездных путях, рассказывая о людях, с которыми встречался. Лев Иванов помогал ему осваивать журналистское ремесло. И дело пошло: в «Гудке» вышли многие десятки материалов Коссого, их отмечали на летучках. Потому, когда Иванов собрался на пенсию, решил, что лучшей замены ему не будет: ему хотелось, чтобы корреспондент «Гудка» был непременно инженером путей сообщения.
Как повернулась судьба Юрия Коссого, вы уже знаете. Нижегородцам его имя и поныне о многом говорит. Трамваем и троллейбусом он руководил больше четверти века. Троллейбусные линии в городе при Коссом удлинились в два с половиной раза, при нём построена половина всех городских депо электротранспорта. Итогом стало то, что Юрий Маркович сегодня — почётный гражданин.
Так получилось, что Коссой оказался у истоков создания самой богатой в России коллекции ретротрамваев и троллейбусов. При нём менялись поколения вагонов, и он распорядился последние образцы не списывать, а реставрировать, поддерживать на ходу. И в юбилей города в 1971 году организовал их выставку, собравшую массу посетителей. Теперь эти трамваи стали экспонатами большого музея под открытым небом. Есть среди них вагон образца 1896 года той самой немецкой фирмы Siemens, которая сейчас известна «Сапсанами». Впрочем, вагон восстановили под руководством Юрия Марковича из очень немногих сохранившихся в одном из депо его остатков по особому случаю. В 1987 году Коссой был официальным консультантом «Мосфильма» во время съёмок картины Глеба Панфилова «Запрещённые люди». Они велись в Горьком. И по ходу дела герои фильма должны были ездить в трамвае начала ХХ века. Потребовался и новый рельсовый путь в центре города.
— Для его прокладки желательны были редкие венгерские бесшеечные трамвайные рельсы. Зная систему материально-технического обеспечения, я сказал Панфилову: «Достать их невозможно — лимиты малы, фонды исчерпаны, на выполнение заявки уйдут годы. Да у нас в городе таких рельсов не было вообще…» Панфилов всё записал. И что вы думаете? Через две недели мы их получаем — 25 тонн! Вот тогда я прочувствовал лозунг про важнейшее из искусств!
И оставив свой пост, Коссой продолжает верно служить транспорту. В Архитектурно-строительном университете его уважительно, хотя и с улыбкой, называют «профессором трамвая», а курсы он ведёт по собственному учебнику! Часто увидишь Юрия Марковича по местным телеканалам — он горячо отстаивает приоритеты общественного транспорта во время очередных обсуждений «не закрыть ли нам трамвайную линию?».
Коссой стал одним из создателей энциклопедии «Городской электротранспорт», автором книг по истории транспорта в Нижнем Новгороде. А она того заслуживает, ведь именно здесь появился первый в России трамвай, были воплощены необычные идеи соединения его с железной дорогой: в конце 20-х годов были созданы специальные городские электровозы, которые по трамвайным путям доставляли грузовые вагоны к точкам разгрузки в разных концах Нижнего. Так что возникает какой-то вопрос, когда пишешь материал об истории транспорта, — звонишь Юрию Марковичу. А он помнит и многие события до конкретного дня, и многих железнодорожников.
И обязательно узнаешь о новых результатах его научных поисков по истории транспорта. Вот недавно Коссой обнаружил в Нижнем неизвестную конную пассажирскую железную дорогу, которая связывала два вокзала в начале ХХ века. Построил её путеец Сормовского завода Фишер — и это уже при действовавшем электрическом трамвае. А не знали о ней только потому, что она быстро разорилась: инженер оказался слаб в экономике и логистике, не рассчитал пассажиропотока. Коссой до мелочей исследовал её историю по доступнейшему источнику: открытие позволило совершить всего-навсего внимательное чтение мелких заметок в старых газетах.
— Газета — ключ к очень многим вещам! Собственно, этому меня научил ещё «Гудок».
Николай Морохин
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Человек-легенда | Крымова Е. Человек-легенда [Электронный ресурс] : [о Ю.М. Коссом, ученом, Почетном гражданине г. Н. Новгорода] // Нижегородский рабочий. – 2014. – 3 дек. (№ 47). – Режим доступа: http://nr-gazeta.ru/?id=865 9Дата обращения: 09.10.2015) |
2 | Коссой Юрий Маркович | Ваксман С.А. Коссой Юрий Маркович [Электронный ресурс] : [об ученом, Почетном гражданине Н. Новгорода]. – 2002. – Режим доступа: http://towntraffic.narod.ru/Russian/Personnels/Kossoy.htm (Дата обращения: 09.10.2015) |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
3 | Мемориальные доски Даниле Михайлову и Алексею Дворянинову | Мемориальные доски Даниле Михайлову и Алексею Дворянинову открыли на школах № 37 и 105 // Нижний Новгород : официальный сайт. – URL: https://admgornnov.ru/rayon/1/news/18223 (дата обращения 16.02.2024). |
4 | Мемориальные доски Евгению Боржееву и Дмитрию Александрову | Мемориальные доски Евгению Боржееву и Дмитрию Александрову открыли в Автозаводском районе // Нижний Новгород : официальный сайт. – URL: https://admgornnov.ru/rayon/1/news/18190 (дата обращения 15.02.2024) |
5 | Легенда № 20 | Гусев А. Легенда № 20 : [о знаменитом хоккейном вратаре В.С. Коноваленко] // Автозаводец. – 2018. – 15 марта (№ 27). – С. 6 |
6 | Любовь к миру на холсте | Жукова А. Любовь к миру на холсте : [о выставке автозаводского художника К. Шихова] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 14. |
7 | «Не быть ни для кого поводом к соблазну». Этого правила протоиерей Александр Бухвостов придерживается и в семье, и на приходе | «Не быть ни для кого поводом к соблазну». Этого правила протоиерей Александр Бухвостов придерживается и в семье, и на приходе : [о благочинном Автозаводского округа протоиерее А. Бухвостове] // Ведомости Нижегородской митрополии. – 2017. – Июль (№ 14). – С. 9. – (Пастырь добрый). |
8 | Константин Федорович Катушев | Константин Федорович Катушев [Электронный ресурс] : [биографические воспоминания]. – Режим доступа: http://www.minister.su/article/1251.html (дата обращения: 05.05.2017) |
9 | Династия большого труда | Династия большого труда : [Электронный ресурс] : [о семье Бусыгиных] // Столица Нижний. – Режим доступа: http://stnmedia.ru/?id=24527 (дата обращения: 12.12.2016) |
10 | Дехтяр Александр | Дехтяр Александр [Электронный проект] : [биографические данные]. – Режим доступа: http://www.art.nnov.ru/archoteca/architectors.php?id=11 (Дата обращения: 14.10.2015) |