Прирожденный металлург

Важное объявление

Уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством! Желаем Вам прочесть в наступающем году много интересных книг и напоминаем, что в связи с перерегистрацией читателей продление и бронирование литературы на сайте будут закрыты с 30 декабря до 1 февраля. Ждём Вас в библиотеках! (При первом визите не забудьте взять с собой паспорт.)

Власова Е. Прирожденный металлург : [о А.Я. Мальеве, управляющем металлургическим производством ГАЗа] // Автозаводец. – 2009. – 15 июля. – С. 3

Антон Яковлевич МАЛЬЕВ родился в с. Допольское Тутаевского района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил семилетку, поступил в автомеханический техникум в Ярославле. В 1939 году пришел на ГАЗ. Работал технологом, старшим мастером в литейном №1, старшим технологом отдела главного металлурга, начальником БРИЗ завода, руководил литейным цехом №2, корпусом ковкого чугуна, возглавлял металлургическое производство.

Трижды лауреат ордена Трудового Красного Знамени. В 1971 году был награжден орденом Ленина. Ветеран автомобильной промышленности, ветеран труда, заслуженный автозаводец. Имеет медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», большую серебряную медаль ВДНХ за создание комплексно-механизированных участков.

«Человек на своем месте» — как часто мы произносим эту фразу, рассказывая о коллегах, друзьях, знакомых. Говорим, подразумевая, что со своими обязанностями люди справляются на «отлично», в их руках горит любое дело, а вокруг создается особая благодатная аура — они заряжают всех необыкновенным оптимизмом, верой в то, что им по плечу любые трудности. И чтобы свернуть горы, не нужно прилагать массу усилий — надо этого просто захотеть и как следует поработать. Глядь — и вот он уже, долгожданный Олимп, и твоя бригада, победитель трудового соревнования, весело «машет» с него ребятам из соседнего цеха...

«Человек на своем месте». Иногда думаешь, а что было бы, если б судьба подобрала на это самое место другого кандидата. Как бы тогда жили этот участок, производство? Возьмем, например, литейное и перенесемся на полвека назад. Автоматические линии (формовочные, плавильные, стержневые), индукционные печи, самые современные в Советском Союзе литейные цехи... Все это появилось в металлургическом производстве благодаря Антону Яковлевичу МАЛЬЕВУ — в течение нескольких лет он возглавлял это заводское подразделение. И кто знает, как бы выглядело оно сегодня, если бы не техническая революция, «устроенная» в свое время Антоном Яковлевичем. А какой коллектив единомышленников он тогда собрал! Настоящая команда. Одним словом, в нашем случае судьба попала в десятку, выбрав на должность руководителя сложнейшего производства А. Я. Мальева. А иначе и быть не могло: звезды с самою начала предначертали судьбу будущего управляющею, ведь родился он 16 июля, а в третье воскресенье этого месяца отмечается День металлурга. Завтра у Антона Яковлевича Мальева юбилей, он отпразднует свой 90-й (!) день рождения. От всей души поздравляем! И предлагаем повернуть историю вспять — наведаться в прошлый век, чтобы «пройтись» по цехам металлургического производства и показать нашего юбиляра в деле. Кто может это сделать лучше всего? Конечно, те люди, которые не один десяток лет трудились с ним бок о бок.

Революция свершилась!

Ф. М. ВОРОНИН, ветеран ГАЗа: «Я пришел на завод в 1957 году и начал работать на стержневом участке 2-го литейного цеха, входившего тогда в состав корпуса серого чугуна, возглавлял который Борис Павлович Платонов. Антон Яковлевич в это время руководил корпусом ковкого чугуна. Но затем была проведена реорганизация — корпуса объединили в одно подразделение (в него еще вошла кузница), и появилось наше металлургическое производство. Его управляющим был назначен Антон Яковлевич Мальев. Меня к этому времени избрали секретарем парткома производства, и с этого момента началось наше тесное сотрудничество. В подразделении сложился так называемый «треугольник»: Мальев — Воронин — Александрова. Антонина Николаевна была председателем нашего профсоюзного комитета. Я благодарен судьбе, что она свела меня с такими людьми. Надо сказать, Антон Яковлевич был достаточно строгим руководителем, спрашивал с подчиненных по полной программе. Я считаю, что благодаря его мудрому руководству наше производство сделало огромный шаг вперед, заняло лидирующие позиции в отечественной металлургии. Началось сотрудничество с иностранными фирмами. Из Германии получили автоматические линии, которые очень облегчили труд рабочих на формовке. По тем временам это была настоящая техническая революция! Появились первые индукционные печи. Благодаря им заводские литейщики смогли перейти на производство высокопрочного чугуна — металла высокого качества с низким содержанием серы».

Сборная России против сборной мира

А. И. ЦАПИН, министр внутренней политики правительства Нижегородской области: «Антон Яковлевич Мальев — настоящий профессионал, сильный руководитель, умеющий принимать решения, работать на перспективу и заботиться о подчиненных. Он создатель металлургического производства, при нем строились 7-й, 8-й литейные цехи. Литейный №8 вообще в то время был самым современным металлургическим цехом в Советском Союзе.

Антон Яковлевич очень серьезно работал с кадрами, высоко ценил роль начальников цехов и специалистов, и, на мой взгляд, тот костяк, который был подобран при нем, в принципе, и сейчас является основой управленческой команды литейного производства.

Возьмем, например, все тот же литейный №8. Антон Яковлевич лично решал, кто будет там работать — вплоть до мастеров и начальников участков. И очень важно, что он дал «зеленый свет» молодым специалистам: Сергею Бахтиярову, Михаилу Орлову. Там работал Эдуард Николаевич Мирт, начальником цеха был Руслан Иванович Баканов, потом его возглавил Борис Семенович Гринберг. Трудился в 8-м литейном и старший сын Антона Яковлевича Вячеслав, он руководил плавильным участком. Мальев не побоялся доверить молодежи такой ответственный фронт работ, хотя был определенный риск, что ребята могут с поставленными задачами не справиться. Но они его не подвели — работали едва ли не круглые сутки, ежедневно в 7 утра и 8 вечера в цехе собирались оперативки, люди не знали ни суббот, ни воскресений (особенно при наладке оборудования и пуске цеха). Итогом стал не только современнейший по тем временам цех — появилась настоящая команда, высокопрофессиональная, мобильная, творческая.

Во многом благодаря Антону Яковлевичу Мальеву коллектив литейщиков (это признано всеми) был и остается самым дружным среди других заводских подразделений. Традиции, которые заложили когда-то управляющий и его единомышленники, живы и поныне. И это касается как работы, так и различных мероприятий, что называется, во внеурочное время. Руководители, которые трудились в подразделении раньше, до сих пор встречаются, например, в конце года, подводят его итоги. Ветераны, в том числе и я, очень ценят эту традицию, признательны Антону Яковлевичу за то, что она появилась по его инициативе.

А. Я. Мальев был очень строг, но в то же время всегда была возможность высказать свою точку зрения. Он говорил: обсуждаем сегодня вот такой вопрос, чтобы обосновать свое мнение, каждому дается 2-3 минуты. После того, как всех выслушивал, принимал определенное решение. И если оно было не таким, за какое выступал ты, значит, твои аргументы оказались недостаточно убедительными.

Он всегда заботился о своем коллективе. Если кто-то нуждался в помощи, будь то путевка в детский сад, улучшение жилищных условий, Антон Яковлевич использовал все свои мощные ресурсы для того, чтобы эти вопросы решить.

Металлургическое производство тогда было очень мощным подразделением. В нем трудилось порядка 12000 человек. Наш управляющий был очень уважаемым человеком на заводе. Ему удавалось очень грамотно строить деловые отношения со всеми службами ГАЗа — механика, энергетика, конструкторскими отделами... Большим авторитетом Антон Яковлевич пользовался и в отрасли. Мы всегда гордились тем, что мы — автозаводцы, а среди автозаводцев тем, что мы — литейщики.

При Мальеве и я получил «путевку в жизнь» — был назначен начальником литейного цеха №5. Звонит мне Антон Яковлевич: «Быстро собирайся, через 15 минут нам надо быть у Сафонова». (Александр Михайлович — один из легендарных руководителей ГАЗа). Я бегом в машину. Встречаемся с Мальевым, он мне говорит: «Что-то пятый цех у нас совсем «завалился», хотим тебя поставить начальником». Я: «Спасибо. Раз решили, постараюсь доверие оправдать». Входим в заводоуправление, поднимаемся на 2- й этаж, он мне по дороге: «Только поставим тебя сначала стажером. Уж очень цех сложный, а ты еще молодой (мне тогда было 35 лет, я работал заместителем начальника литейного №1). А исполнять обязанности начальника цеха пока будет Николай Тимофеевич Кудрицкий (он был заместителем управляющего)». «Нет, — говорю, — ситуация в цехе действительно не из простых, и двоевластия быть не должно! Если доверяете — ставьте начальником, в стажеры не пойду». Он улыбнулся и говорит Сафонову (мы как раз в его кабинет вошли): «Вот, не хочет быть стажером». «Он правильно думает», — ответил Александр Михайлович. И назначили меня начальником 5-го литейного.

А еще мне очень хорошо запомнилось то время, когда в цехах устанавливали новейшее оборудование — автоматические линии, индукционные печи, стержневые автоматы. На его наладке работало много иностранных специалистов: немцы, шведы, датчане, японцы. Город у нас был закрытый, и на нас была возложена обязанность их «развлекать». Так вот. Зимой мы на лыжах катались, летом играли в футбол, на пляже в Стригине. Наши тогдашние матчи именовали не иначе, как встреча сборной России со сборной мира».

«Ой, рябина кудрявая…»

К. Н. ЭПШТЕЙН, ветеран ГАЗа: «Первый раз я попал на завод в 1959 году, мы были «хрущевцами»: в течение полутора лет должны были учиться и параллельно работать на производстве. Распределили сначала в моторный корпус (мне еще не было 18 лет), потом перевели в литейный корпус ковкого чугуна. Антона Яковлевича только назначили его начальником. Мне очень хорошо запомнился этот суровый, но справедливый руководитель. Мы, комсомольцы, с энтузиазмом воспринимали все его начинания. И вот один раз поручает он нам... посадить деревья вокруг корпуса. Мы были поражены — вырастить около производства сад! Привезли 3 грузовика его любимых рябин, и молодежь принялась за дело. Казалось бы, чего проще? Выкопал ямку, саженец воткнул, полил, и пускай растет себе на здоровье. Но не тут-то было. Начали мы копать, а земля не поддается — после налетов в войну немецкой авиации была сильно зашлакована, чтобы добраться до нормальной земли, требовался отбойный молоток. В общем, сделали мы углубления, рябины посадили и на каждой номерочек повесили — кто сажал. Так вот, Антон Яковлевич спустя время прошел, посмотрел, у кого деревья прижились. Засохло — значит, спустя рукава человек к заданию отнесся, добраться до хорошего грунта не захотел. Моя рябинка зазеленела, прижилась и у Бориса Александровича Серанова — он тогда был заместителем секретаря комитета комсомола корпуса. До сих пор деревья радуют глаз, одаривают прохладой. Недавно ходили их проведать. Стоят, «смотрят» на ДОЦ наши рябинки. Вот он какой, Антон Яковлевич! Хорошее дело тогда организовал.

Вообще социальной сфере он всегда уделял очень много внимания. Если слово дал, что через 3 года ты получишь квартиру, — так оно и будет! Очень справедливый человек. Если наказывал, значит, работник действительно чего-то набедокурил.

Ну, а уж в чем-то хорошем отличился — обязательно поощрит. Помню, один раз нам от него здорово влетело на пару с Александром Ивановичем Цапиным. Антон Яковлевич был в отпуске, а мы затеяли в 5- м литейном грандиозную реконструкцию, планировали, что за ноябрьские праздники все успеем наладить и приступить к работе. И вот сразу после демонстрации пришел он в цех, ходит, смотрит... И говорит: «Не начнете работать 9-го, сниму обоих!». Мы цех чуть ли не вверх дном перевернули, объем работы был колоссальный, вот он и переживал, что мы не справимся. Двое суток, можно сказать, с Цапиным не вылезали из цеха. Девятого запустились с опозданием на полтора часа, самую малость не успели доделать. И вот вызывает Антон Яковлевич Цапина к себе. Александр Иванович мне говорит: «Ты вещички-то пакуй и мои не забудь прихватить». А вернулся — сияет, цеху выделили большой премиальный фонд. Антон Яковлевич был замечательным управляющим!"

«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград», — говорил кто- то из великих. С 90-летием, Антон Яковлевич! Здоровья, душевного спокойствия, заботы и тепла близких, всех благ! С наступающим профессиональным праздником вас, а в вашем лице всех металлургов ГАЗа!

Елена ВЛАСОВА

• Фото из архива литейного производства

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Из поколения испытателей Шерстинский В. Из поколения испытателей : [о М.С. Мокееве, испытателе автомобилей марки ГАЗ] // Автозаводец. – 2015. – 15 янв. (№ 4). – С. 2
2 Создатель ГАЗ-ММ Шерстинский В. Создатель ГАЗ-ММ : [о В.М. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2015. – 10 янв. (№ 3). – С. 10
3 Уважение людей – вот высшая награда Шерстинский В. Уважение людей – вот высшая награда : [о Ю.А. Фокине] // Автозаводец. – 2015. – 3 янв. (№ 1). – С. 10
4 Юбилей по-братски Кулькова И. Юбилей по-братски : [о В.К. Малыгине, директоре ЗМГА ОАО «ГАЗ» и А.К. Малыгине, ген. директоре завода «Красная Этна»] // Автозаводец. – 2013. – 21 мая (№72). – С. 3
5 Жизнь на полной скорости Карпухин М. Жизнь на полной скорости : [о В.Д. Запойнове, заслуженном автозаводце] // Автозаводец. – 2012. – 8 сент. – С. 2
6 Как проживешь, так и прослывешь Шерстинский, В. Как проживешь, так и прослывешь : [о заместителе главного конструктора кузовов ГАЗ М.М. Глумове] / В. Шерстинский // Автозаводец. – 2012. – 1 авг. (№ 113). – С. 2
7 Прирожденный испытатель Кулькова, И. Прирожденный испытатель : [заслуженный автозаводец, кавалер ордена "Знак Почета", ветеран автомобильной промышленности Олег Игоревич Петров] / И. Кулькова // Автозаводец. – 2012. – 13 июля (№ 102). – С. 2
8 Путешествие во времени Погорская Т. Путешествие во времени : [о Е. Цибереве, зам. директора ГАЗа по внешнеэкономическим связям] // Автозаводец. – 2012. – 13 марта. – С. 2
9 Из плеяды новаторов Погорская Т. Из плеяды новаторов : [о Ю. Лобанове, ветеране автомобильной промышленности // Автозаводец. – 2012. – 10 марта. – С. 4
10 Взгляд сквозь годы Погорская Т. Взгляд сквозь годы : [о гл. конструкторе грузовых автомобилей ГАЗ А.М. Бутусове] // Автозаводец. – 2011. – 27 дек. – С. 2

Страницы