Праздник с возвратом
Приятное открытие
Молодая женщина с невеселым безучастным лицом торопливо шла по проспекту Кирова. Не требовался диплом психолога, чтобы диагностировать, что она целиком погружена в свои явно не оптимистичные мысли. Но вдруг, неожиданно остановившись, женщина замерла у стеклянной витрины и одна слышно выдохнула: «Ой, красота, какая!» Спустя пару минут она продолжила спой путь, но выражение лица и стиле «руки и клетку не совать» сменилось на просветленно-радостное. Зимующие в витрине тигрята, ангелы и снеговики провожали ее добрым взглядом бусинок-глаз. «Жаль, что не зашла», — читалось в них. Ведь, кроме разномастных игрушек (в основном их смастерили воспитанники автозаводских детских садов), за дверью выставочного зала скрывалось еще немало интересною.
Уезжая в другой город или страну, мы с друзьями шутим: «Пришлю открытку!» Ведь наши мамы и папы (хотя скорее, бабушки и дедушки) так и делали. Потом этот милый романтичный обычай вытеснили ММС-ки, электронная почта и социальные сайты. Но мы по прежнему с огромным удовольствием разглядываем трогательные и чуть наивные «винтажные» открытки. На выставке «Рождественский подарок» их представлено несколько десятков. Ой, а такая, с героями мультика «38 попугаев», которые будят бедного уснувшею удава, у меня была! Но, видимо, угодила в мусор во время очередной «прощальной» (на ранг выше, чем генеральная) уборки.
— Первые открытки появились в Китае, — рассказываем куратор Автозаводского выставочного зала О. В. Вишневецкая. — К тем, кого не успели навестить в праздники, китайцы отравляли кусочки красной бумаги, на которых писали добрые пожелания. До Средневековья роль рождественской открытки играли продаваемые монахами бумажки на христианские темы. В привычном для нас виде открытки возникли в Англии — в 1794 художник Добсон отравил своему другу картинку с изображением семейства вокруг елочки. Другу поправилось. На следующий год Добсон изготовил уже несколько десятков таких картинок и разослал друзьям… А появление открыток в России связано с именами художника Николая Карамзина и Федора Беренштама, специалиста библиотеки Петербургской академии художеств.
На одном из стендов демонстрируется дневник гимназистки Кати Сергеевой, начатый в ноябре 1897 года. Украшенная вырезками из открыток, эта милая книжица свидетельствуем, что они были распространены уже тогда. Рисунки украшались блестками и «снегом», который был сделан из борной кислоты и выглядел как настоящий. В 1917 году с открыток исчезли позолота, ангелы и елки — все это было признано буржуазным. На смену им пришли кремлевские звезды, флаги и куранты. В «сороковые-роковые» там изображали героев войны. 60-80-е принесли новые сюжеты: освоение космоса, строительство БАМа, спортивные победы и так далее.
Я подарю тебе PF…
Рядом висят «двоюродные сестры» открыток — так называемые «пээфки». Вот уже несколько десятилетий фотографы всею мира развлекаются, рассылая коллегам в канун Нового года открытки собственного производства. Их сокращенно называют РF — от французского «Pour Feliciter» (чтобы поздравить) и итальянского «Po Felicita» (на счастье). А может, это просто «подарок фотографа»?
PF известны еще с начала XXвека. А в Россию этот жанр пришел из Чехословакии в 60-х годах прошлого столетия. «Пээфка» — это визитная карточка фотохудожника, своего рода автопортрет, миниатюрный годовой отчет перед собой и коллегами. Серьезные или шутливо, классические или авангардные — они всегда разнообразны и самобытны.
— Широкой публике этот жанр искусства практически неизвестен, вот и решено было восполнить пробел, — говорит фотохудожник В. В. Мельников. — Этот обычай я поддерживаю уже около 30 лет: первую открытку изготовил где-то в начале 80-х.
— А какова технология: сначала сфотографировать, а потом обработать на компьютере?
— Да что ты, Маш, какие компьютеры в советское время! Только ручная печать! Сейчас, конечно, электронные программы уже применяются. Сюжеты и жанры, как видишь, везде разные: пейзажи, натюрморты, шаржи, обнаженная натура — да что в голову придет! Однажды знакомый подарил мне открытку в виде сторублевки — чтоб в новом году деньги водились…
— Сколько уже экземпляров о вашей коллекции?
— Около двух тысяч. В том числе есть работы фотохудожников ранга Карелина и Дмитриева, т.е. есть знаменитых мастеров: это Юрий Шпагин, Станислав Яворский. Вот открытки газовских фотографов — Сергея Лотырева и Михаила Храповицкого. К сожалению, всю мою коллекцию в выставочном зале показать нереально — нет места. Но я постарался выбрать лучшее...
— В этом году церемония обмена уже произошла?
— Пока нет! Скоро мы встретимся в Нижегородском музее фотографии, подарим друг другу открытки и выберем лучшие. Победителям — по бокалу вина! — улыбается Виктор Васильевич.
Просто ангелы!
«Хотел купить открытку другу, поехал в Лувр...» — помните этот анекдот про нового русского? Его герою эта выставка явно пришлась бы по душе. Миниатюрные открытки соседствуют с большими картинами — в общем, рождественские подарки на любой вкус.
— Эта картина написана в 2003 году, когда я готовилась к своей юбилейной выставке, — художница Н. Ф. Куликовская показывает на свою работу «Благовещенский монастырь». — Я на 8 месяцев ушла в затворничество: целыми днями сидела в мастерской, муж мне туда поесть приносил, — смеется она. —Тогда у меня возникло желание написать картину, где канонические мотивы будут сочетаться с художественными, фантазийными. Даже не; знаю, как это классифицировать! Это, конечно, не то, чему учат в вузах и училищах! Но я подумала: «В конце концов, можно мне хоть раз отступить от правил?!». Сначала я тщательно прописала Благовещенский монастырь и рядом монахов и смотрю, не получается. Поднимаю кисть, а она из руки вырываемся. Заношу еще раз, а она снова падает. Сжимаю кисть изо всех сил, подношу к холсту и нечаянно делаю длинный жирный прочерк. Я заплакала. Да, я в 60 лет заплакала над работой. Холст к себе не подпускает! И вдруг, в голове словно голос раздался: «Ты зачем нарисовала монахов?!» Я их сразу убрала, и работа заспорилась. Ангелов рисую, крылья цветные раскрашиваю… Муж как увидел, за голову схватился: «Где, ты видела ангелов с цветными крыльями?» — «А кто, — говорю, — вообще видел ангелов?!»…
Как кто? Все посетители этой выставки! Один из стендов облюбовали чудесные игрушечные ангелочки. В коллекции Ирины Гладки этих очаровашек уже около 150.
— Первого ангела мне; подарили в одном из магазинов, — рассказывает она. — Потом я спонтанно купила еще одного, затем еще, со временем о новом увлечении узнали знакомые… Так и возникла коллекция. Больше всего мне нравится ангел, которого вылепила для меня моя трехлетняя дочка. Вот этого малыша тоже, люблю: он из дерева, похож на матрешку, а внутри крошечное яичко — символ вечной жизни… Ангелы, они такие… с характером. Я люблю мастерить кукол, а вот сделать ангелочка не удается никак. Казалось бы, чего тут сложного: обычная кукла, только с крыльями. Ничего подобного. Потом смотришь на поделку и видишь, что нет души, нет самого главного.
А вот экспозицию «Рождественский подарок» в этом упрекнуть нельзя. Знакомясь с ней, чувствуешь, что составлена она с душой и любовью. Оттого и вышла такая цельная, теплая и добрая.
— Хорошая у нас выставка получилась, да? Мы старались! — улыбается художник В. Н. Рогожин.
А оценить эти старания можно будет до конца января. Напомню адрес выставочного зала: проспект Кирова, дом №6, библиотека «Центр деловой и правовой информации». Вход свободный.
Мария ЗИНИНА.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Небо над Соцгородом | Честнова И. Небо над Соцгородом : [об открытии выставки «Свой район» в выставочном зале ЦДПИ] // Автозаводец. – 2020. – 9 янв. (№ 2). – С. 19. |
2 | Живопись и самоирония | Честнова И. Живопись и самоирония : [о выставке Липы Грузмана в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2018. – 29 мая (№ 57). – С. 3. |
3 | Визит нижегородского Пиросмани | Штурмина Л. Визит нижегородского Пиросмани : [об открытии выставки работ художника Липы Грузмана в ЦДПИ] // День города. Нижний Новгород. – 2018. – 23-29 мая (№ 42). – С. 11 |
4 | Арт-мир Андрея Сафонова | Гусев А. Арт-мир Андрея Сафонова : [о выставке А. Сафонова в ЦДПИ] // Автозаводец. – 2017. – 29 июля. – С. 7 |
5 | Тепло души — в полотнах мастеров | Кулькова И. Тепло души — в полотнах мастеров : [о выставке «Мы творчеством славим любимый район» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2016. – 27 окт. (№ 122). – С. 7. |
6 | Путешествие в сказку | Кей Н. Путешествие в сказку : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 5 августа (№30). – С. 34 |
7 | Большое кукольное путешествие | Большое кукольное путешествие : [о выставке кукол в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 18 июля (№ 79). – С. 8 |
8 | Словно брызги радуги | Калюлина Г. Словно брызги радуги : [о мастер-классе В. Смирновой по созданию батика в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 2 июля (№ 72). – С. 6 |
9 | Путешествие в цветные сны | Кей Н. Путешествие в цветные сны : [о выставке В. Смирновой в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Нижегородский рабочий. – 2015. – 17 июня (№23). – С. 34-35 |
10 | Победа добра | Калюлина Г. Победа добра : [об открытии выставки «Вечно славная Победа!» в Выставочном зале библиотеки «ЦДПИ»] // Автозаводец. – 2015. – 28 марта (№ 34). – С. 10 |