Политех в «шаговой доступности»
Перспектива
Автозаводская высшая школа Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (АВШ НГТУ) в середине 90-х годов была у всех на слуху. В последнее время о ней стали слегка подзабывать — пошли даже слухи, что аббревиатура «АВШ» прекратит свое существование. Однако сегодня это подразделение политеха начинает активно расширяться: присоединив к себе Сормовский вечерний факультет, АВШ объявляет набор на более широкий спектр специальностей и дает старт масштабной правительственной кампании.
Лучший экономист — это технолог
— Не важно, как мы будем именоваться — АВШ или Заречный филиал НГТУ, — говорит доктор технических наук, профессор, директор АВШ В. Л. СИВКОВ. — Главное, что мы решаем задачу экономии времени студентов: наш город настолько крупный, а дорожный трафик настолько плотный, что ректорат НГТУ принял решение о создании единого филиала в пределах одного мегаполиса. Добираться каждый день туда и обратно по 4 часа до 6-го корпуса (который расположен в Верхних Печерах) жителям Автозавода, конечно, можно, но это сродни подвигу. А если учесть, что у нас учится много ребят из Балахны, Бора, можно представить, насколько сложна для них дорога. Автозавод же обладает неоценимым преимуществом: здесь есть метро. А значит, добраться до АВШ просто и сормовичам, и тем, кто стартует от Московского вокзала.
— Владимир Лаврентьевич, вы руководите АВШ всего 5 месяцев, а уже говорите о ней как настоящий патриот...
— Я был в числе первых студентов, которые пришли сюда учиться в 1972 году, я помню первый день работы этого здания... После армии поступил на вечернее отделение. Конечно, сильно все изменилось за десятки лет. Когда я здесь учился, студентов было — не протолкнуться, полторы тысячи человек. А сейчас тишина и покой, всего 650 человек, — и это вместе с ребятами, которые перешли к нам учиться из Сормова. В 70-е годы АВШ называлась Автозаводским вечерним факультетом, деканом которого был Олег Михайлович Лобанов. В здании факультета царили изумительный порядок, чистота, все блестело... Что ни говорите, а декан был требовательным человеком. Но прошло почти 40 лет, и сегодня здание несколько обветшало, — Владимир Лаврентьевич бросает взгляд на фрамугу в своем кабинете: старые деревянные рамы заклеены бумагой и держатся на таких внушительно-старорежимных щеколдах, что, кажется, они вот-вот станут музейной редкостью.
— Значит, первым пунктом плана вы ставите осовременивание интерьеров здания?
— Первым пунктом — просветительскую работу со студентами. Почти четверть из них уверена, что АВШ и НГТУ — это разные учебные заведения! Представляете, ребята просто не знают, в каком вузе учатся! Автозаводская высшая школа, повторюсь, филиал технического университета, у нас читают лекции те же преподаватели, что и в головном корпусе.
— Второй пункт, надо полагать, — расширение спектра специальностей.
— В прошлом году прием по дневной форме обучения осуществлялся на 2 специальности — «Технология машиностроения» и «Автомобили и автомобильное хозяйство». Планируем (сегодня могу дать 99- процентную гарантию, что так и будет) в дополнение к ним открыть специальность экономического плана. Но, как любит повторять директор ИРИТа Василий Григорьевич Баранов, везет тому, кто везет. Поэтому работать нам и работать. Опять же нельзя сразу, за один год, открыть прием на десяток новых специальностей. Мы просто не наберем столько студентов! В 2011-м в вузы пойдут дети, родившиеся в 1993-1994-м, эти годы были одними из самых провальных в плане демографии. Поэтому новую специальность открываем одну. Но в уме держим, что на этом останавливаться не будем. Кроме того, на вечернюю форму обучения планируем готовить специалистов в области технологии машиностроения и сварки, причем выпускников техникумов обучим по ускоренной программе по специальности «Технология машиностроения и сварочное производство». Нигде нет такого, чтобы можно было получить высшее образование за 3 года!
— Почему именно экономическая специальность? В стране и так огромное количество неприкаянных юристов и экономистов.
— Работу найти не могут те экономисты, которые, кроме экономики, ничего не знают. Экономика — это наука прикладная, она, по сути, производная от производства (простите за тавтологию). Если ничего не создавать, считать и экономить будет нечего. Поэтому экономист должен обладать знаниями производственника — в нашем случае это машиностроение. Спросите любого управляющего, кто быстрее найдет грамотную возможность экономии? Вам ответят — технологи. Потому что они понимают процесс и видят, где именно можно сократить расходы без ущерба для качества выпускаемого изделия. А если технолог при этом обладает экономическими знаниями, цены ему нет — такой специалист всегда будет востребован.
— В «Группе ГАЗ» сейчас идет активная работа, направленная на сотрудничество с вузами, техникумами, колледжами. АВШ нацелена на совместные проекты?
— Более чем. Я должен сказать большое спасибо президенту «Группы ГАЗ» Бу Андерссону, заместителю управляющего директора Альбине Анатольевне Мозговой, директору по персоналу Сергею Борисовичу Серегину. Нам всегда идут навстречу, поддерживают наши инициативы. Технический университет сегодня ведет переговоры с «Группой ГАЗ» о том, чтобы открыть кафедру на территории ГАЗа — на Горьковском автомобильном работают прекрасные специалисты, которые вполне могут ее возглавить. Это общемировая практика, в политехе уже открыто достаточно много кафедр на базе действующих предприятий. Особенно славятся этим наши ведущие институты университета: ИРИТ и ИЯЭиТФ (директор Александр Евгеньевич Хробостов).
Учиться и работать или только учиться?
— Наверное, большинство абитуриентов стремится поступить на дневную форму обучения.
— Вы знаете, нет. В последние годы прослеживается тенденция: выпускники школ подают документы на вечернюю и заочную формы.
— Почему?
— А вы посмотрите газеты с объявлениями о приеме на работу. Везде требуются специалисты с опытом работы по вакансии. Где его набраться, если учишься на дневном? Поэтому старшеклассники, здраво рассудив, что молодому организму хватит сил и на учебу, и на работу, идут получать одновременно и знания, и опыт. Кроме того, зарплаты у большинства родителей небольшие и деньги, которые заработает их сын или дочка, в семье не лишние.
— Значит, вы агитируете за вечернюю форму?
— Я агитирую за все формы обучения. Лучшая, конечно, — это дневная. Классические «студенческие годы» — незабываемая пора, которую мы вспоминаем всю жизнь. Кстати, политех традиционно дает поводы для самых замечательных воспоминаний: у нас активно развивается спорт, действует команда КВН, есть знаменитый на всю область студенческий лагерь «Ждановец». Я агитирую за учебу в классических государственных вузах, хотя, конечно, «политех — лучше всех», — улыбается Владимир Лаврентьевич. — Это бренд, гарантия качества образования. Почитайте московские издания: там нередко в объявлениях о работе пишут: «Выпускников коммерческих вузов просим не беспокоить».
— Владимир Лаврентьевич, вы ведь и сами оканчивали вечерний факультет.
— Да, причем жил в Сормове, а учился здесь, на Автозаводе. И проблема времени, потраченного на дорогу, мне знакома. В то время добраться до Автозавода из Сормова можно было только на 12-м автобусе, про который говорили, что он за 6 копеек проводит экскурсию по городу — настолько длинный и запутанный был у него маршрут. Но ведь автобуса еще нужно было дождаться, а потом в него влезть! Теперь, слава Богу, очень разветвленная сеть городского транспорта, можно добраться куда угодно, но появилась новая проблема — дорожные пробки.
— Почему вы в качестве специализации выбрали именно технологию литейного производства?
— Мне в жизни очень повезло, я попал в хорошие руки к заведующему кафедрой политеха Алексею Анатольевичу Скворцову, всемирно известному ученому-металлургу. Именно он выполнил теплофизические расчеты установки непрерывной разливки стали (первая промышленная установка была запущена в эксплуатацию на заводе «Красное Сормово») — Чтобы было понятно, «непрерывка» для металлургии — это как изобретение Ростиславом Алексеевым судов на подводных крыльях и экранопланов для водной инженерии, начало новой эпохи. Так вот, именно Алексей Анатольевич и привил мне любовь к металлургии — я работал лаборантом на его кафедре. После окончания вуза (в то время мои статьи уже появлялись в научных журналах) были аспирантура, кандидатская диссертация, потом я был назначен деканом рабфака, через какое-то время — руководителем Сормовского вечернего факультета. Параллельно с этим защитил докторскую диссертацию.
Хороший диплом — не значит «отличный»
— Как в глазах преподавателя с многолетним стажем выглядит современный студент? Он сильно отличается от своего собрата 20-30-летней давности?
— Меня очень тревожит отношение ребят к учебе. «А, нарисуют «тройку» — и ладно!» Недавно я одному студенту зачет не поставил — он не смог назвать предмет, который пришел сдавать. Это не анекдот, это жизнь! Сегодня много общаюсь со школьниками, приглашаю их поступать в АВШ, они бурчат: «Да ну, у вас учиться тяжело». Нисколько не сложнее, чем в любом другом вузе. Есть желание учиться — не будет проблем с экзаменами и зачетами.
— Почему студенты XXI века так не хотят напрягаться?
— У нас формируется общество потребления, в котором люди хотят получать все и сразу. Помню, что мы сами выполняли курсовики почти каждый семестр, а то и по два. Такой был насыщенный учебный план инженера. А сейчас, если студентам в семестре необходимо выполнить курсовой проект и курсовую работу, то для них это трагедия: «Это невозможно, ни на что не хватит времени!»
— Хотя, казалось бы, Интернет студентам в помощь — ни в каких библиотеках не надо, как раньше, сидеть часами, конспектировать лекции.
— Безусловно, Интернет — огромная помощь для студентов, но информацию нужно не просто скачивать, необходимо ее перерабатывать. В наше же время у кого был калькулятор — тот счастливчик! Логарифмическая линейка, счеты, справочники и вычисления столбиком — вот и все наши «высокие технологии». Тем не менее, мы все успевали.
— Судя по всему, нынешней подготовкой выпускников школ вы не слишком довольны.
— Конечно, хотелось бы, чтобы выпускники имели более качественную подготовку, особенно по математике и физике. Но 17-18-летние люди элементарно не умеют говорить! Изложить свою мысль, привести пример, логически выстроить ответ — никак! А с математикой и физикой просто беда.
— Владимир Лаврентьевич, а вы строгий преподаватель!
— Надеюсь, справедливый. Я всегда говорю педагогам: на первых курсах ребят не «заваливайте», а помогайте им. Ситуации бывают всякие: в школе с учительницей не сошлись характерами, предмет плохо преподавался или просто по детской бесшабашности толком не учился, а родители не слишком настаивали. Но если парень пришел в вуз по выбранной специальности, если ему интересно — дайте ему возможность восстановить пробелы в знаниях! Я встречал очень много ребят, которые за 5-6 лет учебы буквально вырывались в лидеры, хотя поначалу еле-еле тянули на «тройку».
— Хорошо, меняю слово «строгий» на «справедливый».
— Я давно хочу посоветовать всем специалистам по персоналу: если перед вами стопа дипломов соискателей на вакантную должность, первым делом обращайте внимание не на отличные или стабильно хорошие аттестаты. Не спорю, среди обладателей красного диплома может оказаться вполне подходящий вам специалист. Но самый привлекательный, на мой взгляд, диплом — тот, где по профильным предметам на первых курсах человек получал «тройки», а на старших — стабильно «пятерки». Это свидетельствует, во-первых, о крайней заинтересованности человека в профессии (он действительно нашел свое дело), а во-вторых, о его целеустремленности: смог преодолеть все трудности и добиться успеха.
— Да, совет и правда мудрый.
— В АВШ таких студентов достаточно много. Главное — верить в свои силы и найти именно свою специализацию.
Светлана СТОРОЖУК.
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Знай наших! | Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание). |
2 | Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» | Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива). |
3 | "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома | Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5. |
4 | Юбилей любимой школы | Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7 |
5 | Готовим профессионалов | Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3 |
6 | Учить детей на целую жизнь | Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21. |
7 | У «Крохи» – юбилей | Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3 |
8 | «Праздник «Улыбки» | Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7. |
9 | Школа с душой | Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7 |
10 | Годы, подаренные детству | Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3 |