По «гудронке» и «шаталовке»

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Гордин А. По «гудронке» и «шаталовке» : [о первых автодорогах Автозаводского района] // Автозаводец on-line. – 2014. – 31 окт. – (№ 84). – С. 4

О первых автодорогах Автозаводского района

16 мая 1930 года началось строительство Соцгорода — был заложен один из корпусов первого дома Автозавода — жилого комбината (дома-коммуны, сейчас — дом №2 по проспекту Молодежному). С этим событием связано рождение Соцгорода и его первой улицы — сегодняшнего проспекта Молодежного.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Место под строительство жилых кварталов Автограда было выбрано не случайно — оно было достаточно высоким. Здесь располагались поля жителей деревни Монастырки, а чуть дальше находилось кладбище (сейчас это пересечение проспекта Молодежного и улицы Школьной). На территории, имеющей форму треугольника, между современной баней на проспекте Ильича и зданием универмага был организован строительный двор. Слева по проспекту Молодежному (где сегодня Парк культуры и отдыха) был небольшой редкий лес из тонких осин, березок, дубков, отделявший деревню Монастырку от пашни. Здесь ближе к будущему проспекту проложили первую железнодорожную ветку от завода «Двигатель революции» до станции Доскино. По этой дороге подвозили камень, песок, известь, кирпич и другие материалы для строительства.

Яркую картину строительства завода в 1930 году рисует Г. М. Зельберг: «В тот же день побывал на строительной площадке: не терпелось своими глазами увидеть будущий гигант. Увидел я, однако, огромное болотистое поле, горы вывороченной земли, разрытые траншеи, вереницы подвод, сотни землекопов с лопатами и тачками».

ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

Конечно же, в первые годы в Соцгороде капитальных дорог и тротуаров не было. Лишь на осень и весну делали деревянные настилы, да и то не везде. Вот как описывает свои впечатления от приезда на Автозавод будущий легендарный кузнец С. А. Фаустов: «На автозавод мы приехали осенью. Тогда не было ни трамвайной связи с заводом, ни регулярных автобусных рейсов, и путешествие из города на автозавод составляло целую проблему. Я помню, мы долго блуждали по Канавину, прежде чем нашли станцию автозаводского поезда. Часа два сидели на станции, потом подали состав и пассажиры с шумом (...) устремились в вагоны. Поезд потащил нас через голые, мокрые поля, заставленные бесчисленными столбами (...) Заблестел мутной водой искусственный канал, и перед нами развернулась широкая панорама новостройки (...) выйдя около маленького, грязного сарая с деревянной платформой, мы понемногу начали разочаровываться (...) Потом эта страшная, все поглощающая грязь! Ноги в ней тонули чуть не по колено, на сапоги налипало по пуду глины, так что через полчаса мы с трудом волочили ноги, как будто возвращались из дальнего похода». Это были временные трудности.

ПЕРВАЯ АВТОДОРОГА

После ввода в 1931–1932 годах первых пятнадцати домов и клуба-столовой (бывшее — здание Дома культуры школьников) на проспекте Молодежном (тогда первой линии Соцгорода) построили первую в Автозаводском районе автодорогу, которая шла от главной конторы (Адмцентр) вдоль домов Соцгорода. Эта первая магистраль состояла из щебня, пропитанного битумом (гудроном). Поэтому жители называли ее «гудронкой». В начале 1930-х годов автозаводцы любили вечерами и в выходные дни прогуляться по «гудронке» (так и говорили — «идем гулять на «гудронку»»). Других дорог в Соцгороде тогда еще не было. Это был своего рода Невский проспект Автограда — настоящей «автомобильной столицы» страны того времени. В 1935 году началось строительство трамвайной ветки в Малышево-Гнилицы. Рельсы для пути использовали от разбираемой железнодорожной ветки по современному проспекту Молодежному.

ПЕРВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ

Примерно в 1933 году на Автозаводе появились первые тротуары и «бетонные» дороги, построенные по проспекту Ильича, улице Школьной, ул. Челюскинцев и др. (отметим, что до 1935 года в Соцгороде не было названий улиц и проспектов). В 1934 году в районе начал работу асфальтобетонный завод.

В это же время была построена дорога от северной проходной до Ленгородка (дорога Автозавод — Канавино) из булыжного камня, затем ее покрыли асфальтобетоном. В 1936 году была проведена реконструкция дороги Канавино — Автозавод (шоссе Энтузиастов). 3 ноября 1936 года дорога Канавино-ГАЗ после правительственной приемки в шесть часов вечера была торжественно открыта. Дорога протяженностью 4 520 метров представляла собой 1 023 метра булыжного покрытия и 2 501 асфальтобетонного. Строительные работы проводил Транстрой (прораб М.Н.Матвеев).

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ПЕШЕХОДОМ

Большое значение в жизни района имело шоссе Карповка — Монастырка. По этой магистрали были расположены Американский поселок, Хоздвор, Адмцентр, Западный поселок. Ежедневно по этому шоссе ходили на завод рабочие и инженеры 2-го механического, арматурно-радиаторного цехов, утильцеха и др. Пешеходы были вынуждены ходить по шоссе, где было достаточно интенсивное автомобильное движение. «Проходящие автомашины окачивают пешеходов каскадами грязи, заставляют их бросаться в сторону, где также непроходимая грязь. Нужно избавить нас от таких «грязевых ванн», для чего необходимо устроить временный тротуар», — писал в 1936 году в газету «Автогигант» токарь Я. Шустерман.

Еще одна известная дорога располагалась в Американском поселке. В народе ее называли «шаталовка». Здесь любили прогуляться теплыми летними вечерами жители не только Американского, но и Восточного поселков и Карповки.

Автор выражает благодарность за

помощь в подготовке публикации

И. Н. Иванову и Ю. М. Богачёву

 

Цифры

На протяжении 1930-х годов наблюдался быстрый рост сети дорог в районе. На 1 января 1934 года на Автозаводе было «усовершенствованных дорог» (асфальтобетон и бетон) — 67 тыс. кв. м., дорог «не усовершенствованных» (каменное покрытие) — 103 тыс. кв. м., тротуаров асфальтированных — почти 23 тыс. кв. м., «тротуаров простейших и деревянных» — 12 тыс. кв. м. В 1936 году «усовершенствованных дорог» было уже 200 тыс. кв. м., дорог «не усовершенствованных» — 140 тыс. кв. м., тротуаров асфальтированных — 47,6 тыс. кв. м., «тротуаров простейших и деревянных» — более 15 тыс. кв. м. На 1 июля 1939 года картина была следующая: «усовершенствованных дорог» — 279,9 тыс. кв. м., «неусовершенствованных» — 188,3 тыс. кв. м., тротуаров асфальтированных — 67,9 тыс. кв. м., «тротуаров простейших и деревянных» — 22,4 тыс. кв. м.

Гордин А.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Город-сказка, город мечта Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий Маслова И. Город-сказка, город мечта. Как опыт утопического Соцгорода может помочь в постройке новых территорий / The Village Нижний Новгород : городской интернет-сайт. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/specials/gorod-skazka-gorod-mechta. - (08.10.2021).
2 Корни и крона Земли Нижегородской Житников Е. Корни и крона Земли Нижегородской. (Фрагмент сочинения Егора Житникова о своей многочисленной родне; более 80 своих родственников, которые жили и трудились в Нижнем Новгороде, упоминает неутомимый исследователь) : [работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 271-276
3 Прадедушку заставили получить квартиру… Трифонова Е. Прадедушку заставили получить квартиру… : [автозаводская школьница Екатерина Трифонова рассказывает о своих прапрадедушках Мурашкине Андрее Сергеевиче и Глухове Иване .Александровиче и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 194-195
4 Почему Виктория гордится своей семьей Корнева В. Почему Виктория гордится своей семьей : [автозаводская школьница Виктория Корнева рассказывает о своих родных и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 185
5 Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» Фоминов А. Как у нас появилось свое телевидение и парк «Швейцария» : [автозаводский школьник Андрей Фоминов рассказывает о вкладе своего прадедушки Булычева Николая Павловича в становление Горьковского-Нижегородского телевидения. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 226-227
6 Сделать шаг в сторону добра Соколов С. Сделать шаг в сторону добра : [автозаводский школьник Святослав Соколов рассказывает о своей маме Косенковой Ирине Вячеславовне, руководителе Центра социальных работ Автозаводского района. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 190-191
7 История моей семьи уходит корнями в далекие времена… Хамов А. История моей семьи уходит корнями в далекие времена… : [автозаводский школьник Алексей Хамов пишет о своей многочисленной родне, ее вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 196-199
8 Храбрые на море, надежные на земле и в небе Трапезников Д. Храбрые на море, надежные на земле и в небе : [автозаводский школьник Дмитрий Трапезников рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 192-193
9 Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев Чеботарева В. Электрик Зоя, дочь Ивана. Сегодня она главный свидетель подвига автозаводцев : [воспоминая З.И. Нерословой о работе на автозаводе в годы войны] // Нижегородские новости. – 2020. – 11 марта (№ 20). – С. 11. – (75 лет Победы).
10 Военное детство Панова О. Военное детство : [воспоминания З.И. Нерословой о военных годах на Автозаводе] // Автозаводец. – 2020. – 5 марта (№ 10). – С. 17. – (75 лет Победе).

Страницы