Первая улица, первый проспект. Первый из первых проспект Молодёжный (Жданова)

Бардов М. Первая улица, первый проспект. Первый из первых проспект Молодёжный (Жданова) : [экскурсия] // Автозаводские прогулки : [экскурсии по району] / [под ред. Л.А. Гончар]. – Нижний Новгород, 2012. – С. 16-24.

ЭКСКУРСИЯ ВТОРАЯ

Экскурсию ведёт экскурсовод поисковой группы школьного музея «Истоки» (школа №58), а ныне студент философского факультета НГПУ Бардов Михаил

Маршрут: площадь им. Киселёва — дом №2 — метро — дом №22 — школа №126 — парк культуры — радиусный дом — квартал №8 — микрорайон Молодёжный

Из самого сердца Автозаводского района — с площади имени И. И. Киселёва мы совершим путешествие по одной из самых первых улиц района — проспекту Молодёжному. Его протяжённость — более 4 километров. Ранее этот проспект носил имя выдающегося деятеля Коммунистической партии Советского государства Андрея Александровича Жданова.

Историческая справка. А. А. Жданов (1896-1948 гг.) родился в Мариуполе в семье инспектора народных училищ. Член партии большевиков с 1915 г. С 1924 г. — секретарь Нижегородского губкома и Горьковского крайкома партии. С 1934 г. — секретарь ЦК ВКП(б) и 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). С 1930-х гг. — влиятельный идеолог партии. С 1935 г. — член Военного совета Ленинградского военного округа. В 1936 г. был первым секретарём Ленинградского обкома партии. С 15 июля 1938 г. по 20 июня 1947 г. — Председатель Верховного Совета РСФСР. С 1939 г. (с XVIII съезда ВКП(б)) до смерти — член Политбюро. 1939—1940 гг. — член Военного совета Северо-Западного фронта в период советско-финской войны.

В годы Великой Отечественной войны — член Военного совета Северо-Западного направления и до 1944 г. — Военного совета Ленинградского фронта. С 1944 г. — генерал-полковник. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В 1944—1947 гг. возглавлял контрольную комиссию союзников в Финляндии. Жданов умер 31 августа 1948 г. от последствий инфаркта и похоронен у Кремлёвской стены в Москве.

В годы перестройки А. А. Жданов был осуждён как яркий представитель тоталитарной советской системы. Проспект был переименован в Молодёжный. Именно с этого проспекта начинается Соцгород — социалистический город — старейшая часть района. Соцгород при автозаводе был задуман как образцовый город — коммуна, в котором будет воплощён идеал коммунистического общежития. Именно о таком городе, как Соцгород, писал Владимир Маяковский:

Я знаю — город будет,
Я знаю — саду цвесть,
Когда такие люди
В стране Советской есть!

Строили Соцгород одновременно с ГАЗом. Первый камень первого дома был заложен 16 мая 1930 г., а уже осенью дом начали заселять. Первый дом — это дом-коммуна. Он представлял собой комплекс зданий, состоящий из пяти четырёхэтажных домов, соединённых общей галереей. Эта галерея была поднята на столбах, что давало возможность видеть пространство озеленённого двора с игровыми площадками. Каждый блок имел комнаты 9, 13, 23 кв.м. В каждом корпусе был красный уголок — место отдыха. В конце коридора располагались общие кухни, ванна, туалет. Слева от этого комплекса был построен клуб, ставший затем домом культуры школьников (ДКШ). К сожалению, это здание более 20 лет находится на реконструкции, но из-за недостатка финансирования ремонтные работы были остановлены.

Следующие пять домов были построены иначе. Это обычные 4-этажные дома с общими коммунальными и подсобными помещениями. Одинаковые дома располагались на одинаковом расстоянии друг от друга, как буквы в книжной строчке. Отсюда и название застройки — «строчная». А вот и знаменитый дом под номером 22. Весной 1935 г. наш город посетил чешский писатель-коммунист Юлиус Фучик.

Историческая справка. Юлиус Фучик (1903-1943) — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 г. в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 г. — член компартии Чехословакии и с 1920-х гг. — один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право», журнала «Творба».

В 1930 г. и в 1934—1936 гг. Фучик в качестве журналиста посещал СССР. На основании полученных от посещения СССР впечатлений им была написана книга «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и значительный цикл художественных очерков.

Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В апреле 1942 г. он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу «Репортаж с петлёй на шее», в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». В 1945 г. эта книга была опубликована и позднее переведена на 70 языков мира. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 г. удостоен Международной премии Мира.

Здесь в квартире №6 в семье Василия Иванова и остановился писатель. Увидев в строящемся городе прообраз будущего, Юлиус Фучик написал: «В Горьком уже нет центра и нет периферии». На доме висит аннотационная доска. Читаем: «В этом доме в квартире 6 в 1935 г. проездом останавливался национальный герой Чехословакии Ю. Фучик». Именем этого человека названа одна из улиц Автозаводского района.

Параллельно проспекту раскинулся парк культуры и отдыха. Своим рождением он обязан комсомольскому субботнику, прошедшему 12(8?) апреля 1935 г. Субботники и воскресники проводились в свободное от работы время, и труд на таких мероприятиях не оплачивался. В весенний апрельский день около полутора тысяч человек пришли и заложили этот прекрасный парк. Проект «Городского сада в Соцгороде Автозавода» был разработан  под  руководством  академика архитектора А. С. Никольского. В последние годы Великой Отечественной войны (в 1944-1945 гг.) парк приобрёл привычный для нас вид: была установлена металлическая ограда, построен летний театр (кинотеатр «Родина» — проект Б. Анисимова), фонтан на центральной аллее. На протяжении всех советских лет автозаводские комсомольцы, в том числе и школьники ухаживали и заботились о парке. Может быть, поэтому проспект и получил своё второе название — Молодёжный.

От проспекта берут своё начало улицы-перпендикуляры: улица Лоскутова, Челюскинцев, Краснодонцев, генерала Ватутина. Каждая из них имеет свою историю.

Но особое внимание хочется обратить на улицу Школьную. Это настоящий парад школ и училищ! Открывает эту галерею школа с углублённым изучением иностранных языков №126. Можно сказать, что это одно из самых старых школьных зданий Автозаводского района. В мае 1935 г. началось строительство школы №19 (первый номер школы). Многие жители соседних домов приходили помогать строителям школы в свободное от работы время, и чудо! За 4 месяца здание было построено! 1 сентября 1935 г. школа приняла первых своих учеников. Школа находилась под патронажем советского писателя Максима Горького. В 1935 г. он приезжал на Автозавод. Здесь, в здании этой школы, он встретился с жителями района. Здание школы — необычное и интересное: широкое полукруглое крыльцо, планетарий на крыше. Но 22 июня 1941 г. закончилась мирная жизнь, и началась самая страшная война XX в. 148 учеников школы во главе с её директором Матвеем Абрамовичем Лещинским ушли на фронт. В школе был развёрнут призывной пункт. Каждый военный год восемнадцатилетние парни покидали школу, становились бойцами Красной армии. 52 выпускника не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны, 18 — умерло от ран и контузий.

Примером для своих учеников стал первый директор школы — М. А. Лещинский. Он был командиром танкового взвода, в котором были и его ученики. Боевой путь директора был отмечен многими наградами. После войны Матвей Абрамович продолжил свою педагогическую деятельность.

Три выпускника школы №19 (126) были удостоены звания Героя Советского Союза: капитан Алексей Поющев — лётчик, командир эскадрильи, майор Степан Крайнов — командир танка Т-34 и генерал-майор Юрий Онусайтис. Об одном из них, в честь которого названа одна из автозаводских улиц, хочется рассказать подробнее.

Алексей Иванович Поющев родился в селе Яблонка Вадского района. В 10 лет он теряет мать и вместе с отцом переезжает в город Горький. Он учится в школе №19, с увлечением занимается в аэроклубе. После окончания школы призывается в Красную армию. Его направили в лётное училище в город Энгельс. Весной 1943 г. он прибыл в 614-й штурмовой авиационный полк (позднее 118-й гвардейский). Воевал на Брянском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в сражениях на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Прибалтику. К сентябрю 1944 г. им было совершено 93 боевых вылета, из них в 53 он был ведущим группы. В марте 1944 г. он атаковал большое скопление вражеской техники. В этом бою он был подбит. Двое суток Алексей вместе с радистом выбирался к своим. И вернулся в строй! Вскоре Поющев совершил ещё несколько удачных вылетов: уничтожил 20 цистерн с горючим, разбомбил вражеский эшелон с техникой, мост через реку Ревна. Слава о молодом комэксе (командир эскадрильи) гремела по всему фронту. И был ему всего 21 год. 7 сентября Алексей Поющев был представлен на присвоение к званию Героя Советского Союза. Но получить Золотую звезду он не успел. Его прославленный ИЛ был сбит зенитной установкой. Лётчик погиб. Идёт время. Но память о Герое живёт. На школьной стене висит мемориальная доска, где написано о том, что здесь учился Герой Советского Союза Поющев Алексей Иванович. На улице Поющева стоит памятник молодому комэску. Жаль, что не все автозаводцы знают об этом.

Рядом с этой доской находится и другая. Читаем: «В годы Великой Отечественной войны здесь располагался штаб 784 зенитного артиллерийского полка». Полк сформировался в начале 1942 г., когда начались налёты фашистской авиации на ГАЗ. Горьковский зенитно-артиллерийский полк среднего калибра 784-й возглавил командир полка майор Петров, комиссар — майор Кацвин, начальник штаба — майор Верболь. В состав полка были переданы 6 зенитных батарей. Из этих батарей были организованы первый (командир капитан Прудис) и второй (майор Широкий) дивизионы. Зенитные орудия располагались рядом с оранжереями (у стадиона ручных игр), в парке культуры и отдыха, на крыше радиусного дома, в частном секторе на улице Гайдара, на крыше кузнечного производства автозавода. Первое боевое крещение полка состоялось в октябре 1942 г. Налёты вражеской авиации производились в тёмное время суток.

Днём и ночью, в морозную стужу и знойный день, в снежные метели и проливные дожди находились зенитчики 784-го полка на своих огневых позициях. В составе полка в основном были девушки с высшим и средним образованием. Полк надёжно охранял небо над заводом и неоднократно отражал налёты противника. Когда налёты вражеской авиации прекратились, полк был переброшен на запад. Он героически прошёл боевой путь до польского города Познани.

Не все зенитчики дожили до Победы. В память об их подвиге в Автозаводском парке культуры и отдыха 18 мая 2000 г. был открыт памятник — зенитка. Сегодня около этого памятника много детей. Как символично: ведь ради них и погибали наши дорогие автозаводцы!

Педагогический коллектив и ученики разных поколений школы №126 на протяжении многих лет хранят память о той военной поре. Учитель истории Нина Ивановна Антропова вместе с учениками провела огромную поисковую работу, организовывала экспедиции по местам боевой славы, посещение могил погибших бойцов. Результатом поисковой работы стал Зал боевой и трудовой славы. 8 мая 1970 г. перед зданием школы №126 на заработанные в трудовых десантах средства был установлен обелиск с мемориальной плитой, увековечившей память о погибших выпускниках. Два раза в год — 1 сентября и 9 Мая около обелиска проводятся торжественные линейки с возложением венков. Тихо покидаем этот славный исторический школьный уголок и продолжаем экскурсию по Молодёжному проспекту.

За школой №126 находится ЦРТДЮ (Центр развития творчества детей и юношества). В прошлом это был Дом пионеров. Долгое время руководил этим храмом детей замечательный вожак детворы, талантливый педагог Лариса Павловна Дьяченко.

А мы вышли к восьмому кварталу, в котором расположен знаменитый так называемый радиусный дом. Весь комплекс квартала проектировался в архитектурной мастерской братьев Весниных (архитекторы Красильников и Полюдов). Давайте полюбуемся на радиусный дом. Архитектурная композиция этого дома состоит из трёх частей. Первая часть — это подъезды и первый этаж, вторая – центральная вогнутая часть, покрытая сеткой расположенных в шахматном порядке полукруглых балконов. Третья часть — это два верхних этажа, представляющие собой галерею с круглыми колоннами, поддерживающими лёгкий карниз. К торцам пятиэтажных частей дома пристроены глубокие лоджии-веранды с квадратными столбами. Архитектурный облик Автозаводского района восхитил советского писателя А. Н. Толстого. Побывав в 1940 г. в Горьком, он оставил такую запись: «Жилым комплексам автозавода может позавидовать любая столица».

Великая Отечественная война прервала мирное строительство. После войны строительство проспекта продолжилось. Выросли кварталы 34, 35, 43, 52.

Украшением проспекта является здание бывшего Дома культуры строителей. 12 ноября 1996 г. в капитально-отремонтированном здании открылся Библиотечно-досуговый центр. В присутствии мэра И. П. Склярова и председателя Городской Думы И. Н. Корнилина красную ленточку разрезали ученики школы №179. Сегодня в БДЦ огромная библиотека, читальный зал, справочный зал, Интернет, игровая комната. БДЦ обслуживает 10 тысяч читателей в год, ежедневно 400—500 человек. Для многих автозаводцев БДЦ стал центром проведения интеллектуального досуга. Коллектив активно сотрудничает с образовательными учреждениями, помогает в организации конкурсов, интеллектуальных игр.

В 80-е гг. был построен жилой комплекс Молодёжный. Здесь расположены новые красивые, многоэтажные дома, которые придают проспекту свежий и современный вид. Напротив радиусного дома располагается много озёр. В наши дни здесь вырос новый микрорайон «Водный мир». Поддерживая исторический мотив, напротив радиусного дома появился радиусный магазин. Два полукруглых здания как бы образуют круг — солнце, что придаёт проспекту неповторимый вид. Все жители отмечают, что это интересное решение современных архитекторов и строителей.

Проспект сегодня не такой как вчера. С 1955 по 1988 гг. вдоль проспекта проходили трамвайные пути. Трамвайный маршрут №17 перевозил автозаводцев от стройплощадки до садов. Сейчас трамвайные пути выходят у бывшего Дома культуры строителей. Под шоссе проспекта был проложен Нижегородский метрополитен (третий  по счёту в России). Сегодня  в городе действует   13 станций метро. Длина путей — 15,5 км, а пассажиропоток — 88 тыс. человек. Нижегородское метро начали разрабатывать ещё в октябре 1973 г. 17 декабря 1977 г. были вбиты первые сваи в основание станции Ленинская. 20 ноября 1985 г. первые вагоны перевезли первых пассажиров от станции Московская до станции Пролетарская. В августе 1987 г. заработала станция Комсомольская, а 15 ноября 1989 г. метро пришло на проспект Молодёжный. Здесь находится конечная станция «Парк культуры». 4 ноября 2012 г. произошло важное событие в жизни нашего города — была открыта новая станция метро «Горьковская», которая поможет нижегородцам быстро добираться до центра города.

Проспект Молодёжный и сегодня живёт своей активной жизнью. Гуляя по нему, можно увидеть новые магазины, банки, детские площадки, кафе. В праздничные дни по проспекту проходят карнавальные шествия, конкурсы ледяных фигур, граффити. Вдоль проспекта располагается фотогалерея прославленных молодых автозаводцев. Где же ещё должны автозаводцы узнавать о лучших представителях молодёжи как не на проспекте Молодёжном?

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Из окон «Молодежного» — широкий горизонт Стариченкова Е. Из окон «Молодежного» — широкий горизонт : [о пр. Молодежный и новом микрорайоне] // День города. – 2007. – 4 апр. – С. 12-13
2 О застывшей музыке и лебединой песне Ильина И. О застывшей музыке и лебединой песне : [о жилом доме на пр. Молодежном и его архитекторе Л. Кравченко] // Автозаводец. – 2002. – 20 апр. – С. 2
3 Красавец на Молодежном Ильина И. Красавец на Молодежном : [о жилом доме на пр. Молодежном и его архитекторе Л. Кравченко] // Автозаводец. – 2002. – 23 февр. – С. 3
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15
5 Жизнь на Спутнике Волисова, Е. Жизнь на Спутнике : [улица Спутника в Нижнем Новгороде] / Е. Волисова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 10 апр. (№ 13). – С. 15.
6 С праздником автомобилистов! Плаксунова, О. С праздником автомобилистов! : [улица Автомеханическая в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 30 янв. (№ 3). – С. 15
7 Улица, построенная автозаводцами Плаксунова О. Улица, построенная автозаводцами : [улица Гайдара в Нижнем Новгороде] // Патриоты Нижнего. – 2019. – 23 янв. (№ 2). – С. 15
8 Улица героя-милиционера Плаксунова, О. Улица героя-милиционера : [улица Шнитникова и памятник городовому в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2018. – 14 нояб. (№ 44). – С. 15.
9 По комсомольским местам Плаксунова О. По комсомольским местам : [о местах в Нижнем Новгороде, связанных с именем комсомола] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 24 окт. (№ 41). – С. 15.
10 Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour Маршрут по Автозаводу – Avtozavodsky District Tour / сост. А. Амиров ; фото В. Шибанова // The Village+ Нижний Новгород : городской интернет сайт / гл. ред. М. Гончарова. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/routes/315209-marshrut-po-avtozavodu (дата обращения: 10.10.2018).

Страницы