Отрывок из статьи о истории КЭО-УКЭР ГАЗа

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

[История ГАЗа] [Электронный ресурс] : [о НТЦ – УКЭР и его гл. конструкторе Ю.В.Кудрявцеве] // Группа ГАЗ. – 2015.– Режим доступа: http://gazgroup.ru/united_engineering_center/history/ (Дата обращения: 13.10.2015)

В 1986 году на Горьковском автозаводе был образован Научно-технический центр (НТЦ) по созданию перспективной автомобильной техники. Игорь Сергеевич Мухин был назначен Первым заместителем Генерального директора ГАЗа — директором НТЦ, и сразу же активно включился в ведущуюся тогда работу по конструированию представительского легкового автомобиля «Волга» ГАЗ-3105. Первые образцы этой модели в исключительно короткие сроки были изготовлены под его непосредственным контролем и представлены в Кремле, как было принято в то время, членам Политбюро и лично М. С. Горбачеву. Несколько позднее началось проектирование семейства полуторатонных автомобилей, получивших впоследствии название «ГАЗель», Мухин отстаивал это направление перед приезжавшим в 1987 году на ГАЗ Заместителем Председателя Совмина СССР И. С. Силаевым. И. С. Мухин ушел из жизни в 1988 году после неизлечимой болезни. Произошла реорганизация структуры ГАЗа, НТЦ был упразднен и вновь было создано УКЭР.

Главным конструктором объединения ГАЗ, начальником УКЭР, был назначен Ю.В. Кудрявцев. В области грузовых автомобилей главными моделями, спроектированными под его руководством, стали малотоннажные автомобили ГАЗ-3302 «ГАЗель» и ГАЗ-22171 «Соболь», разработанные по собственной инициативе и ставшие хорошим подспорьем зарождающемуся в стране малому бизнесу. При этом по концепции, предложенной Юрием Владимировичем, грузоподъемность малотоннажного автомобиля ГАЗ-3302 даже на перспективу была жестко ограничена полуторатоннами. А это позволило использовать на новой модели основные узлы трансмиссии проектирующегося в то время легкового автомобиля ГАЗ-3110, что в конечном итоге, резко ускорило как проектирование, так и подготовку производства «ГАЗели» и унифицированного с ней по шасси «Соболя».

Получили свое развитие и среднетоннажные автомобили. Полноприводный автомобиль ГАЗ-33081 «Садко» заменил автомобиль ГАЗ-66, был спроектирован, изготовлен в опытных образцах и испытан городской автомобиль ГАЗ-3310 «Валдай». При этом автомобили «ГАЗель» выпускались в многочисленных модификациях и комплектациях, автомобили «Садко» получили развитие в модификациях «Егерь» и «Вепрь» (ГАЗ-330811), на платформе автомобиля «Валдай» предлагались автомобиль с двойной кабиной и городской автобус на 36 пассажиромест и др.

В области создания легковых автомобилей в этот период производилась доработка конструкции принципиально нового автомобиля ГАЗ-3105 «Волга» с полным приводом и ГАЗ-3104 с колесной формулой 4х4. Параллельно проектировался принципиально новый автомобиль ГАЗ-3111 «Волга», в первоначальном варианте готовившийся «принять на себя» большой ряд импортных компонентов. Но серийному производству модели помешал дефолт 1998 года. В итоге конструкция этого автомобиля была «приземлена» для использования действующих на заводе легковых узлов и агрегатов, а выпуск ее ограничился несколькими сотнями автомобилей.

В области серийных автомобилей заслугой Ю.В. Кудрявцева является своеобразная «реанимация» проекта высокомодульной многофункциональной машины ГАЗ-3937 и «Водник» модульного типа, «замороженного» несколько лет назад до этого на стадии испытаний двух первых опытных образцов. Машина получила заказ на разработку, и после дополнительного комплекса работ и проведения приемочных испытаний техническая документация на нее в 1998 году была утверждена (на вооружение МО машина была принята 7 лет спустя в 2005 году). Другой крупной работой по спецтехнике является разработка конструкции многоцелевого внедорожного автомобиля «Тигр».

При этом выполненные в те годы плановые работы по спецтехнике пополнили разработки УКЭР бронетранспортером ГАЗ-5923 «Росток», снегоболотоходом ГАЗ-3409 «Бобр», плавающим двухзвенным транспортером ГАЗ-3340, а также большим количеством машин конверсионного назначения: СИАМ, «Ветлуга», МЛ-104, ГАЗ-8017.

Под руководством Ю. В. Кудрявцева получила дальнейшее развитие тема дизелизации автомобилей ГАЗ: был разработан свой 4-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения ГАЗ-544, произведена адаптация конструкции легковых, мало- и среднетоннажных грузовых автомобилей для использования на них дизельных двигателей Steyr, на всех действующих в производстве средних грузовых автомобилях и гусеничных машинах была предусмотрена установка минских дизелей Д-245.7. Проведена большая работа по возможности установки на автомобили ГАЗ дизельных двигателей Cummins, ЯМЗ, Iveco, Toyota и др. Новыми дизелями стали комплектоваться и серийные машины ГАЗ.

В 2001 году Ю. В. Кудрявцев был назначен Советником Генерального директора завода, а Главным конструктором завода — начальником УКЭР стал В. Л. Четвериков, работавший до этого главным конструктором грузовых автомобилей. С 2010 года он становится руководителем Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ». При его активном участии проведен рестайлинг и модернизация семейства малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» (с 2002 года эти семейства стали комплектоваться дизельным двигателем Steyr ГАЗ-5601 с турбонадувом и охладителем и бензиновым двигателем с впрыском топлива ЗМЗ-40522, отвечающими международным нормам по токсичности, с 2003 года семейство «ГАЗель» и «Соболь» обновили внешний вид и был внедрен измененный интерьер, появилась полноприводная модификация «Соболя», с 2004 года освоены модификации «ГАЗели» с удлиненной колесной базой и платформой и «двойной» кабиной и стандартной платформой, разработаны модификации «ГАЗели» и «Соболя» с правым рулем), легковых автомобилей «Волга» (ГАЗ-31105), специальных автомобилей «Вепрь», «Тигр» (ГАЗ-2330 и ГАЗ-233014), «Водник» (ГАЗ-393771), джипа ГАЗ-3106, разработана конструкция легкового автомобиля класса «Д» ГАЗ-3115 и проведен обширный комплекс испытаний, внедрен новый бронетранспортер ГАЗ-4120.

Дальнейшее развитие рынка РФ, свободная конкуренция с производителями автомобилей — лидерами международного уровня диктовали необходимость серьезного улучшения выпускаемых моделей, процессов создания, разработки продукта и повышения качества уже на стадии проектирования. Понимая это, руководство «Группы ГАЗ», в которую входит Горьковский автозавод, инициировало создание собственной системы качества в области разработки продукта. Сегодня разработка продукта ведется параллельно с отработкой на технологичность, выбором оптимальной схемы производства, расчетом, анализом и выбором оптимальных процессов с учетом инвестиционной нагрузки и себестоимости производства, при полной ориентации на потребности конечного потребителя.

В период кризиса 2008-2009 гг. основной приоритет в проектах был сделан на «ГАЗель». В соответствии с новыми подходами при создании продуктов были проведены исследования «слабых» мест существующего автомобиля и разработана программа модернизации гаммы автомобилей «ГАЗель» и «Соболь», получившая название «ГАЗель БИЗНЕС» и «Соболь БИЗНЕС». Намечалось улучшение потребительских характеристик, повышение качества и надежности основных узлов автомобиля. В это же время были разработаны модификации автомобилей с дизельным двигателем Cummins. В результате обновления произошел резкий рост спроса на обновленное семейство автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» и «Соболь БИЗНЕС».

В 2009 году стартовал проект по созданию нового легкого коммерческого грузовика «ГАЗель NEXT», способного конкурировать в современных условиях на рынке, в том числе и за рубежом. Огромный опыт коллектива инженерного центра позволил в кратчайшие сроки создать концепцию и разработать новый легкий коммерческий автомобиль, соединяющий лучшие черты действующей «ГАЗели» с прогрессивными решениями. Уже на стадии опытных образцов новый автомобиль был высоко оценен европейскими партнерами, проводившими тестирование прототипов. «ГАЗель NEXT» стала базой для создания широкой гаммы малотоннажных грузовиков и автобусов.

Кроме направлений работы по созданию коммерческих автомобилей, производимых на нижегородской площадке «Группы ГАЗ», специалистами Объединенного инженерного центра ведется разработка проектов для других предприятий компании. В числе приоритетных задач — унификация автокомпонентной базы для всех площадок «Группы ГАЗ», разработка моделей автомобилей «Урал», автобусов различного класса с двигателями CNG.

Таким образом, бережно сохраняя многолетний опыт конструкторской школы ГАЗа и следуя передовым тенденциям мирового автомобилестроения, Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ» создает уникальные продукты, позволяющие компании носить гордое имя лидера российского рынка коммерческой техники.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Конструктор, академик, педагог Шерстинский В. Конструктор, академик, педагог : [о главном конструкторе ГАЗа Ю.В. Кудрявцеве] // Автозаводец. – 2017. – 9 февр. (№ 15). – С. 5
2 Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя Орлов Д. Создатели «ГАЗели»: 20 лет спустя : [Отрывок из статьи]. – Режим доступа: http://www.gruzovikpress.ru/article/test/?ext=1042-sozdateli-gazeli-20-let-spustya (Дата обращения: 13.10.2015)
3 Конструкторская школа ГАЗа Конструкторская школа ГАЗа : [о конструкторской школе ГАЗа] // Автозаводец. – 2002.
4 Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство Сафронычева О. Юрий Кудрявцев: Наша задача — опережать производство [Электронный ресурс]: [интервью с главным конструктором ГАЗа] // Информационно-рекламеное агентство «Биржа Плюс». – 1999. – 7 апр. – Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/a/view.php?ids=368&id=116&ig=&izdanie=avto_1999&gazeta=avto&inc= (22.09.2014)
5 Кудрявцев Юрий Владимирович Дроздова Н. Кудрявцев Юрий Владимирович : [интервью с главным конструктором ОАО «ГАЗ»] // Один из нас : телевизионные портреты автозаводцев (1995-97 гг.) / Н. Дроздова. – Нижний Новгород, 1997. – С. 26-28
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
6 Завод судьбы Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей).
7 Аллея славы Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей).
8 Мастер библиотечного дела Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память).
9 В ответе за завод Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей).
10 Человек двух стихий Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны).

Страницы