ОтЛИЧНЫЙ техникум

Важное объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

В январе 2023 года в библиотеках нашего учреждения началось внедрение Единого Читательского Билета и единой автоматизированной библиотечной системы по городу Нижнему Новгороду.

Убедительная просьба:

  1. До 26 января нужно было сдать в библиотеки имеющиеся на руках книги.
  2. При посещении библиотек после 26 января иметь при себе паспорт. Просим рассчитать свое время, так как при первом обращении на процесс оформления Единого Читательского Билета потребуется чуть больше времени, чем обычно.
  3. Родителей (законных представителей) детей до 14 лет просим лично подойти в библиотеку с паспортом после 26 января для оформления договора о библиотечном обслуживании вашего ребенка.

Благодарим за понимание.

С 1 февраля возобновляется продление и бронирование литературы на сайте. Если соответствующие страницы не открываются, вероятно, необходимо очистить кэш браузера. Второй способ устранить проблему — открыть страницу в приватном режиме / режиме инкогнито. Для этого достаточно кликнуть по ссылке правой клавишей мыши и выбрать пункт «Открыть ссылку в новом приватном окне» (или в режиме инкогнито). 

Сторожук, С. ОтЛИЧНЫЙ техникум : [30 октября – юбилей НАМТа] // Автозаводец. – 2009. – 28 окт. (№ 162). – С. 3

Он действительно личный. Для каждого из десятков тысяч выпускников НАМТа (ГАМТа) — свой. Но все они вспоминают родной автомеханический с теплотой. У техникума огромное число выпускников, которыми он по праву может гордиться. Здесь учились легендарный директор Горьковского автозавода И. И. Киселев, Герой Социалистического Труда Н. М. Шаталин, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР И. Ф. Синицин, д.т.н., директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, лауреат Государственной премии В. Е. Костюков, лауреаты Государственной премии М. Н. Бронштейн, А. Ф. Бушуев. Н. И. Ефимов, Ю. Н. Сорочкин и многие другие.

Готовя праздничный номер газеты, мы обращались ко многим выпускникам «за воспоминаниями». Никто из «больших начальников» нам не отказал в интервью. Более того, начав рассказывать о годах учебы, серьезные (порой даже суровые) руководители словно избавлялись от груза забот. Они делились (правда, с оговоркой: «Только в газете это не печатайте!») тем, как хулиганили на переменах и «доставали» преподавателей, вспоминали друзей... НАМТ — это юность. Вечная юность — даже если по «паспорту» ей уже 80 лет.

Ветер перемен...

Г. А. СУВОРОВ, заместитель губернатора Нижегородской области по социальной политике, студент ГАМТа 1970–1974 годов, специальность — «ремонт и монтаж промышленного  оборудования».

«Какие у меня ассоциации со словосочетанием «автомеханический техникум»? Юность и дорога в жизнь. Да, именно так. Однажды я уже говорил своим преподавателям: «У нас, 15-летних, ветра в голове хватало. Вы его «выдували» и заполняли наши головы серьезностью». Это правда. Наша группа, 70-8 РП, славилась своим, мягко говоря, нестандартным поведением и чувством юмора. Как только педагоги нас выдерживали? А ведь не просто «выдерживали» — учили, наставляли на путь истинный. Никогда не забуду уроки истории и обществоведения у Владимира Викторовича Запевалова. Даже в 70-е годы, когда история казалась наукой не менее точной, чем математика (были две позиции: марксистско-ленинская и неправильная), он всегда давал нам пищу для размышлений. Рассказывая о каком-нибудь событии, говорил: «А есть еще вот такой момент... А если вот с этой точки зрения рассмотреть...» Нет, он, конечно, не растил из нас диссидентов, но постоянно подталкивал к тому, чтобы мы учились думать, анализировать, критично относиться к поступающей информации. Пожалуй, именно благодаря Владимиру Викторовичу я заинтересовался общественной работой — так в моей жизни появился комсомол.

А вообще знания, полученные в техникуме, остались на всю жизнь. У нас работали высококлассные преподаватели. Основную специальность вел Лев Гаврилович Тельнов, прессово-кузнечное оборудование — Соломон Цалелеевич Лейфер... После окончания техникума я пришел на работу в МСЦ-7. Был слесарем по ремонту оборудования, крутил гайки по локоть в масле. Никогда не забуду первую самостоятельную смену. Все спонтанно получилось: вышел во вторую — и обнаружил, что наш основной слесарь-ремонтник на работу не пришел, что-то у него дома случилось. Я один ремонтник на весь цех. Не успел понервничать по этому поводу, бежит ко мне мастер: станок вышел из строя. МСЦ-7 тогда выпускал детали очень большой номенклатуры, многие из них шли прямо на конвейер. То есть, если я не приведу в порядок оборудование — конвейер встанет. До сих пор помню этот вертикально-сверлильный станок. Как я разбирал его коробку скоростей, как обнаружил рассыпавшийся подшипник, как заменял его — тоже помню. И свою радость, смешанную с удивлением, когда станок заработал, — тоже. А кому спасибо говорить? Педагогам, которые выучили, по большому счету, сделали из меня человека».

Учились вечером

А. В. ЗОЛОТАРЕВ, директор по операционной деятельности ОАО «ГАЗ», студент техникума с 1974-го по 1979 год, специальность — «технология машиностроения».

«В автомеханический я поступил после армии. Отслужил, устроился работать на ГАЗ в ПНО — и принял решение получить образование. Учился 5 лет на вечернем отделении. Тяжело, конечно, — днем на работе, вечером — на учебе. Знания нам давали фундаментальные — впрочем, техникум и сейчас готовит очень хороших специалистов. И все-таки учиться было не столько сложно, сколько интересно. Придешь после работы на занятия — вроде бы и уставший, а как начинаются лекции и семинары, усталость сама по себе улетучивается. Хотя... случалось и такое: в конце недели на лекции некоторые студенты дремали — не справлялись с нагрузками. Но мы всегда помогали друг другу, наша группа окончила техникум практически в том же составе, в каком начинала. Делились лекциями, конспектами, помогали решать задачки... Чувство товарищества нас выручало не раз.

Важно еще и то, что знания, которые мы получали в техникуме, тут же могли применить на практике. Вдвойне интереснее становилось и работать, и учиться. Результат нашей учебы нам был виден сразу: вечером узнал новое — утром следующего дня применил в своей работе. Это очень стимулировало. Руководители на производстве были заинтересованы в том, чтобы их рабочие учились. Нас отпускали на сессии, поддерживали во всем.

В 70-е годы вечернее отделение техникума работало «на полную мощность». До сих пор первая моя ассоциация со словом «ГАМТ» — гудящие, полные студентов коридоры автомеханического».

О красном дипломе и «демократизаторе»

С. В. МАНОХОВ, главный технолог по холодной штамповке ОАО «ГАЗ», Е. В. ЛЕОНТЬЕВ, главный специалист — руководитель группы по совершенствованию техпроцессов прессово-рамного производства, студенты НАМТа 1992–1996 годов, специальность — «обработка металлов давлением».

Сергей Манохов: «В техникум меня, можно сказать, затолкали родители. Меня самого в 15 лет школьная учеба интересовала мало, но в НАМТ я все-таки поступил. Первый год учебы был трудным, со школой не сравнить. Однако, когда началась специализация, с удивлением обнаружил, что учиться мне по-настоящему интересно. Нашим «путеводителем по специальности» был Владимир Эль-Натанович Нейман».

Евгений Леонтьев: «В техникуме существовала очень грамотная кадровая политика: преподавателями чаще всего становились те, кто уже проработал на ГАЗе, на действующем производстве. Поэтому знания, которые они нам давали, были «живыми», настоящими. А по большому счету, педагоги НАМТа открыли главный учительский закон — терпение. Наша группа, 92-2 ОД, поначалу представляла из себя выросший, плохо управляемый детсад. Преподаватели были способны смотреть на наши детские слабости сквозь пальцы. А учитель философии Андрей Егорович Храмов? Помню, у него была длинная линейка с надписью «демократизатор», и этой линейкой он периодически нас, скажем так, попугивал».

Сергей Манохов: «Педагогов можно перечислять всех. Классный руководитель Алексей Константинович Рябов, который научил нас разбираться в сопромате, преподаватель по гидравлике Любовь Ивановна Чурочкина, заместитель директора Галина Ивановна Калинина. Сейчас вспоминаю, каким я пришел в НАМТ на 1-й курс и каким стал после 4-го... Обычный подросток с весьма аморфными жизненными целями — и человек, серьезно нацеленный на работу и учебу в вузе. Разница всего в 4 года».

Евгений Леонтьев: «Сергея родители заставили поступить в НАМТ, а я, наоборот, пришел сюда вопреки воле родителей — они мечтали, чтобы я учился в железнодорожном. И ни разу не пожалел о том, что принял такое решение».

Сергей Манохов: «Окончив техникум, мы пришли на завод. Работали, начиная со слесарей, наладчиков, получали высшее образование в политехе. К окончанию института мы уже достигли того уровня, когда могли носить «офицерские погоны», то есть быть профессиональными технологами».

Евгений Леонтьев: «Я на всю жизнь запомнил слова наших педагогов: «Ребята, большинство руководителей ГАЗа, управляющих, начальников цехов, главных инженеров прошли одну и ту же цепочку: «техникум — работа и учеба на вечернем факультете института».

Отряд, строй!

Е. И. МОРОЗОВ, председатель профсоюзного комитета ОАО «ГАЗ», студент — техникума

1985–1989 годов, специальность — «ремонт и монтаж промышленного оборудования».

«В этом году исполнилось 20 лет с тех пор, как я окончил техникум. Учеба в автомеханическом была очень серьезной, запускать предметы — себе дороже. Но помимо учебы ключом била еще и общественная жизнь — от уборки картошки до организации концертов и работы в стройотрядах. Наш стройотряд назывался «Меридиан» — он славился далеко за пределами города. Традиционно летом «Меридиан» выезжал в Молдавию на уборку овощей-фруктов. Я, узнав об этом, тут же записался. Такая возможность страну посмотреть — разве ее можно упускать? Помню, объявление в техникуме висело: «Кто хочет убирать персики, виноград, яблоки, помидоры — записывайтесь».  Какой студент из средней полосы не мечтает о персиках! Приехали мы в Молдавию, в село Протягайловка. И направили нас на уборку... помидоров. Я эти томаты видеть потом не мог. На завтрак, обед, ужин одни помидоры. Нет, персики мы тоже убирали, но ближе к осени. Это был первый случай, когда я ими наелся до отвала. Нам, кстати, так и говорили: сначала фруктами наешьтесь, а уж потом их убирайте. А то никакая работа не пойдет. Так оно и получилось. За высокие показатели в сборе урожая меня наградили поездкой в Одессу. На электричке до Кишинева, потом — по Днестру на теплоходике, потом — Одесса, Черное море... Красота!

Вернулись домой — и сразу за учебу. Преподаватели у нас были очень сильные. Виталий Александрович Шмаков, преподаватель механики, физику вел Алексей Семенович Заикин. Но самые запоминающиеся — это уроки физкультуры. Так, наверное, говорят все выпускники НАМТа. Серьезно: после этих кругов вокруг Вечного огня домой приходил и не хотелось уже ничего, только рухнуть на кровать и уснуть. Зато потом, когда служил в армии, добрым словом вспоминал нашего преподавателя физкультуры Венедикта Павловича Гаршина. Я служил в Кремлевском полку, нагрузки были высокие, но для меня все эти кроссы на 3, 5, 10 километров проходили совершенно безболезненно. О том, насколько мне пригодились «уроки» техникума, когда я возглавил газовское управление корпоративной культуры, даже говорить не приходится. НАМТ помимо профессии учит еще очень многому в жизни...»

Проводники спорта

И. Л. ШАПИРО, заместитель директора СК «Торпедо», студент техникума 1949–1953 годов, специальность — «ремонт станочного оборудования».

«До сих пор помню номер нашей группы — 12. Сколько лет прошло, а воспоминания об учебе в техникуме не стираются из памяти. Окончил 7 классов   1-й школы на Автозаводе и подал документы в автомеханический. Работать надо было — отец погиб на фронте, мать растила нас с братом одна. Вообще большинство моих сверстников шли учиться именно в техникумы. Об институтах задумывались лишь после того, как получали профессию. В те послевоенные годы автомеханический был кузницей как технических, так и спортивных кадров. Очень сильные лыжники, легкоатлеты, боксеры, штангисты, футболисты, хоккеисты... ГАМТ оканчивали хоккеист Владимир Солодов, лыжник Саша Ершов. Преподаватель физвоспитания у нас был сильный — Станислав Андреевич Войчук. Спортивных секций работало — на любой вкус, от волейбола до фехтования. Выпускники техникума, устроившись работать на ГАЗ, становились там проводниками физкультуры и спорта, сплачивали вокруг себя молодежь...

Вспоминаю годы учебы — для нас спорт был лучшим отдыхом. Зимой каждый вечер все встречались на катках. И парни с девчонками там знакомились, и свидания назначали, и в хоккей играли... Заливали сами ледовые пятачки во дворах — и вперед, шайбу гонять. А летом мы очень любили кататься на велосипедах. Собирались компанией — и вперед, в Зеленый город. Никаких компьютеров-телевизоров у нас не было. Был спорт, и его мы бы не променяли ни на какие блага цивилизации.

К слову, занятия спортом и участие в соревнованиях шли не за счет учебы. Каких бы успехов в спорте ты ни достиг, будь добр выучить предмет и ответить его на экзамене. Соломон Цалелеевич Лейфер читал у нас курс «Детали машин» — о, какая это была подготовка! Те, кто после ГАМТа поступал в политех, говорили, что в институте учиться проще, чем в техникуме. И практика. Практики было очень много — на четвертом курсе мы, наверное, в заводские цеха ходили чаще, чем на лекции. Поэтому стены техникума покидали, по-настоящему владея своей профессией».

Записала Светлана СТОРОЖУК.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Знай наших! Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание).
2 Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива).
3 "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5.
4 Юбилей любимой школы Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7
5 Готовим профессионалов Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3
6 Учить детей на целую жизнь Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21.
7 У «Крохи» – юбилей Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3
8 «Праздник «Улыбки» Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7.
9 Школа с душой Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7
10 Годы, подаренные детству Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3

Страницы