Отличники и хорошисты также нуждаются в психологической поддержке
Наталья Юрьевна ЛАПШИНА, психолог школы № 15, считает, что в психологической поддержке нуждаются не только дети с задержкой психического развития, другими проблемами психики, но и успешные ученики. Успевающие на "4" и "5", они, не вызывающие беспокойства у педагогов, на деле как бы остаются в стороне, обделены вниманием учителей...
— Наталья Юрьевна, как вы стали психологом, почему выбор пал на эту профессию?
— Была на то воля провидения, наверное. После школы я собиралась поступать на истфил, но подала документы на факультет вычислительной математики и кибернетики вместе с подругами. Окончила его и пришла работать в школу, в группу продленного дня.
Встреча с психологией произошла позже. Лектор на курсах рассказывала, что такое школьная психологическая служба, давала рекомендации по начальным классам, и меня осенило: "Это мое!" Стечение обстоятельств казалось трагическим, я уже преподавала, вела первый класс. Но осенью пошла учиться на факультет психологии.
— Потом вернулись в свою школу? Думаю, нелегко психологу вписаться в школьную иерархию, ведь в расписании нет уроков психологии.
— С первых шагов почувствовала, что очень даже нелегко. Правильно говорите, уроков в расписании нет, а класс в три окна отвели. Позднее оборудование приобрели для него, стали закупать дорогостоящие программы. Без разговоров, конечно, не обошлось, но ведь я психолог, я их просто не слышала. Зато знала, насколько нужна детям психологическая поддержка.
— Словом, начались трудовые будни? И что они принесли?
— Когда тебя в вузе нагружают знаниями, то кажется, вот придешь в школу и все будет идти как по маслу, как об этом написано в методичках. На деле же очень много приходится думать, иногда и просто интуитивно выходить на какие-то решения. Основная задача психолога — диагностика готовности ребенка к усвоению школьной программы и коррекция в случае необходимости. То есть наша работа — трудные дети. И это понятно. Они чуждаются в выравнивании — интеллектуальном и поведенческом. Но это еще и медицинский диагноз, дети с задержкой психического развития должны получать медикаментозное лечение.
Но вот несколько лет назад мы приняли одно очень важное решение с администрацией: оказывать психологическую поддержку и детям с хорошим личностным потенциалом. Ведь они, неизменно получающие на уроках "четыре" и "пять", остаются как бы в стороне от наших забот, этакие благополучные мальчики и девочки. Мы решили заниматься развитием их творческого потенциала, творческого мышления. Выписали прекрасные программы из Санкт-Петербурга и работаем по ним вот уже три года, прибегая к различным вариантам: с сильными детьми из одного класса, параллели, с разновозрастными — из третьего, пятого, шестого классов. Все это в форме факультативных занятий.
На таких занятиях добиваемся беглости мышления. Детям даются вопросы и принимаются любые ответы на них. Здесь никогда не говорят ребенку "это неправильно", тогда как на традиционных уроках развивается прямолинейное мышление — на один вопрос существует один правильный ответ, и ребенок не решается выдать его сразу, а вдруг он неправильный.
Научившись быстро находить множество вариантов ответов на один вопрос, дети активнее становятся на уроках, добиваются лучших результатов в учебе.
Далее мы пришли к убеждению, что развитие творческого мышления должно идти на всех уроках. И методобъединение учителей начальной школы приняло такое решение. Начало этому положено, введены элементы РТМ в уроки природоведения. Далее на очереди уроки математики, чтения, русского языка. И успех этого начинания в содружестве педагогов и психолога.
— Спасибо, желаю удачи вам во всех начинаниях.
Г. Самодлова
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Знай наших! | Честнова И. Знай наших! : [о работе Центра детского творчества Автозаводского района] // Автозаводец. – 2020. – 2 июля (№ 27). – С. 16. – (Признание). |
2 | Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» | Мухина Е. Моделируем будущее. На площадке корпоративного университета Горьковского автозавода открылся детский технопарк «Квантриум ГАЗ» // Автозаводец . – 2019. – 10 окт. (№ 41). – С. 4-5. – (Перспектива). |
3 | "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома | Крюкова, Е. "Кванториум ГАЗ": кадры для автопрома : [об открытии детского технопарка на базе ГАЗ] / Е. Крюкова . – Текст : непосредственный // День города. Нижний Новгород. – 2019. – 2-8 окт. (№ 88). – С. 5. |
4 | Юбилей любимой школы | Базарова Ю. Юбилей любимой школы : [к юбилею школы № 37 Автозаводского района] / Ю. Базарова, О. Родионова // Автозаводец. – 2018. – 3 нояб. (№ 124). – С. 7 |
5 | Готовим профессионалов | Погодина К. Готовим профессионалов : [к 75-летию Нижегородского индустриального колледжа] // Автозаводец. – 2018. – 10 июля (№ 74). – С. 3 |
6 | Учить детей на целую жизнь | Шумилова Н. Учить детей на целую жизнь : [к 80-летию гимназии № 136] // Патриоты Нижнего. – 2018. – 17 янв. (№ 2). – С. 21. |
7 | У «Крохи» – юбилей | Новикова Е. У «Крохи» – юбилей : [к 80-летию детского сада № 91 «Кроха» Автозаводского района] // Автозаводец. – 2018. – 16 янв. (№ 4). – С. 3 |
8 | «Праздник «Улыбки» | Емельянова Т. «Праздник «Улыбки» : [детсаду № 117 «Улыбка» исполнилось 35 лет] // Автозаводец. – 2017. – 16 дек. (№ 144). – С. 7. |
9 | Школа с душой | Емельянова Т. Школа с душой : [о школе № 161 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 2 дек. – С. 7 |
10 | Годы, подаренные детству | Емельянова Т. Годы, подаренные детству : [к юбилею школы № 133 Автозаводского района] // Автозаводец. – 2017. – 14 нояб. (№ 130). – С. 3 |