От катеров до автомобилей
Геннадий Васильевич Кондратьев, стоявший у истоков создания нижегородского автогиганта, по специальности был морским инженером. И даже проработав долгие годы на автозаводе, он не изменил своей профессии, построив научную карьеру в политехническом (в те годы индустриальном) институте. В июле исполнилось 135 лет со дня рождения человека, память о котором до сих пор хранят на ГАЗе.
Он родился в Казани в многодетной семье конторщика. Родители жили небогато, но сумели дать образование всем детям. После школы Геннадий поступил в Казанское реальное училище, а чтобы заработать деньги на учебу, подрабатывал конторщиком в городской больнице. В 1903-м, по окончании училища, он переехал в Санкт-Петербург, поступил в Политехнический институт имени императора Петра I, на корабельное отделение. Во время учебы занимался репетиторством, чтобы как-то прожить в чужом городе. На старших курсах работал в чертежной мастерской Ижорского завода.
Вместе с основной профессией морского инженера Геннадий Васильевич в совершенстве овладел английским, немецким и французским языками. Попал по распределению на Ижорский завод (морского ведомства). Здесь он работал сначала конструктором, потом заведующим минным производством, помощником и заместителем начальника технического отдела. Участвовал в строительстве тральщиков, катеров специального назначения, полярно-спасательных теплоходов, портовых ледоколов для Кронштадта, в создании оборудования для миноносцев, гироскопических устройств для уменьшения качки судов. Кроме того, вместе с коллегами Г. В. Кондратьев разрабатывал спасательные плоты для авиабомбардировщиков, дизели для стационарных электростанций, технологические приспособления для выпуска деталей автомобилей Fiat, собираемых на петербургском заводе.
В 1926 году Геннадий Васильевич распоряжением ВСНХ был командирован за границу для изучения опыта судостроительной, металлургической, машиностроительной и автомобильной промышленности Германии, Чехословакии, Австрии и Италии. Он побывал на предприятиях Daimler-Benz, Opel, Maybach, Deutz, Tatra, Skoda, Ansaldi,Steyr.
По возвращении из-за границы Геннадия Васильевича перенаправили с Ижорского завода в Нижний Новгород: в 1929 году его назначили старшим конструктором автостроя. На плечи молодого сотрудника легла практически вся нагрузка по переводу и редактированию документации, поступающей из фирмы Ford. При этом Геннадий Васильевич Кондратьев нередко исполнял обязанности руководителя технического бюро Владимира Ивановича Ципулина, когда тот находился в командировках.
Вся документация, выданная на подготовку к выпуску первых машин ГАЗ-АА и ГАЗ-А, прошла через руки Геннадия Кондратьева. В 1931 году его назначили заместителем начальника технического отдела. На этой должности он проработал пять лет, а потом стал начальником специального конструкторского бюро, которое занималось проектированием спецтехники повышенной проходимости для армии на базе грузовых и легковых машин: легкового авто с двумя задними ведущими мостами ГАЗ-АААА, машины ГАЗ-АА с шестицилиндровым двигателем Dodge, плавающего бронеавтомобиля ПБ-7 на специальном трехосном шасси, бронеавтомобиля БА-6 на шасси ГАЗ-ААА.
В 1937 году в связи с реорганизацией техотдела, на Горьковском автозаводе было создано специальное производство, которое возглавил Г. В. Кондратьев. Позднее он стал старшим инженером — руководителем расчетно-исследовательского сектора технического отдела, по сути главным расчетчиком основных автомобильных узлов и систем. Спустя еще пару лет Г. В. Кондратьева назначили руководителем сектора технических условий, а затем — КБ техусловий.
Эту должность он занимал до ухода на заслуженный отдых в 1948 году, когда ему исполнилось 65.
Как вспоминали потом его коллеги, Геннадий Васильевич был очень душевным человеком, щедро делился опытом и знаниями, воспитывал молодежь, охотно помогал окружающим.
В 1942 году Геннадий Кондратьев был награжден почетным нагрудным знаком «Отличник соцсоревнования», а в 1945-м — медалью «За доблестный труд» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Работая на ГАЗе, Геннадий Васильевич никогда не забывал о своей основной специальности, полученной в вузе. И когда в Горьковском индустриальном институте организовали кораблестроительный факультет, он начал преподавать и проводить практические занятия по курсу «Проектирование и конструкция судов». В 1936 году защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук, доцентом. Но Великая Отечественная война прервала его научную работу. К преподавательской деятельности в политехническом Г. Кондратьев вернулся в 1948 году, после выхода на пенсию, и продолжал ею заниматься долгие годы. Геннадия Васильевича не стало в 1962-м, в возрасте 79 лет.
Вениамин Шерстинский,
заслуженный автозаводец, ветеран труда
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Завод судьбы | Целибеев Е.П. Завод судьбы :[о заместителе генерального директора ГАЗ Е.П. Цибереве] // Автозаводец. – 2022. – 17 марта (№11). – С. 15. – (Юбилей). |
2 | Аллея славы | Творцы истории : [Аллея славы выдающихся автозаводцев пополнилась еще шестью именами] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 6. – (Жизнь замечательных людей). |
3 | Мастер библиотечного дела | Мастер библиотечного дела : [о директоре технической библиотеки ГАЗ Е.П. Шишиной] // Автозаводец. – 2021. – 30 сент. (№ 39). – С. 16. – (Память). |
4 | В ответе за завод | Андайкин С. В ответе за завод : [о Н.Ф. Гридине – директоре Завода коробок скоростей] // Автозаводец. – 2021. – 27 мая (№ 21). – С. 15. – (Юбилей). |
5 | Человек двух стихий | Андайкин С. Человек двух стихий : [о ветеране войны автозаводце В.И. Миронове] // Автозаводец. – 2021. – 6 мая (№ 18). – С. 16. – (Наши ветераны). |
6 | В гуще людей и событий | Андайкин С. В гуще людей и событий : [о председателе совета ветеранов ГАЗ В.Н. Свешникове] // Автозаводец. – 2021. – 18 февр. (№ 7). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
7 | Главная ценность завода | Главная ценность завода : [о бывшем заместителе генерального директора ГАЗ по кадровым вопросам А.В. Строганковой] // Автозаводец. – 2020. – 19 нояб. (№ 47). – С. 14. – (Жизнь замечательных людей). |
8 | Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа | Киселева Е. Новатор автомобильной промышленности. Об Иване Ивановиче Киселёве генеральном директоре ГАЗа : [о знаменитом директоре ГАЗа пишет его правнучка в рамках культурно-познавательного проекта "Я открываю Нижний Новгород"] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 260-262. |
9 | Стахановец машиностроения | Трофимов М. Стахановец машиностроения : [об Александре Бусыгине] // Автозаводец. – 2020. – 10 сент. ((№ 37). – С. 5. – (Жизнь замечательных людей). |
10 | Александр Бусыгин: «Родина дороже золота» | Маркичева О. Александр Бусыгин: «Родина дороже золота» : [о стахановце ГАЗа А.Х. Бусыгине] // День города. Нижний Новгород. – 2020. – 9-15 сент. (№73). – С. 7. |