Обнаженное сердце Маэстро
Потрясающим выступлением Национального филармонического оркестра России (НФОР), художественным руководителем и главным дирижером которого является Владимир Спиваков, завершился 16 октября XI Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде. В программе прозвучали произведения Чайковского: «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» и Симфония №5, а также Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шопена. Настоящим открытием заключительного вечера стал молодой пианист Александр Гаврилюк, который виртуозно исполнил шопеновский концерт.
— Так всегда в жизни: что-то заканчивается, а что-то новое начинается. Как говорил Андрей Дмитриевич, важно при этом идти в заданном направлении, — сказал на встрече с нижегородскими журналистами народный артист Советского Союза, выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков, который, не изменяя своему направлению, сделал и неустанно продолжает делать для развития отечественного и мирового музыкального искусства так много, как ни один другой музыкант и общественный деятель современности.
Художественный руководитель Сахаровского фестиваля Ольга Томина не смогла сдержать переполнявших ее эмоций от встречи с поистине знаковой личностью для Нижнего Новгорода, гражданином мира Спиваковым и сначала журналистам, а потом и всей публике, собравшейся в переполненном зале, напомнила о многогранной деятельности маэстро.
— Великие дела Владимира Теодоровича — от исполнительской деятельности до благотворительных фондов, организации фестивалей и Дома музыки — не перечесть, — сказала Ольга Николаевна. — Но мне очень хочется отметить, что сегодня в концерте будет звучать рояль, который появился в нашей филармонии благодаря Спивакову. Несколько лет назад во время своего выступления в Нижнем Новгороде он в присутствии руководства области и полпреда Сергея Кириенко поднял вопрос о проблемах с пианистами, которые могут возникнуть у нас вскоре, потому что наш рояль уже не отвечает современным требованиям. Полпред, видимо, учел это замечание и на юбилей филармонии принес корзину роз, намекнув, что это куст, в котором... А я тут же выпалила: «Рояль!» Так у нас и появился этот замечательный инструмент. И это один из миллионов (без преувеличения) случаев, когда сердце Владимира Теодоровича, которое обнаженное и, как говорят, умеет краснеть, за все болит. Он даже сегодня спросил меня про наших музыкантов: «Им ничего не нужно? Они не бедствуют?..» У него за все и за всех болит душа, он всем помогает.
А директор НФОР Г. Е. Агеев поделился на пресс-конференции, что в оркестре 69 струнников и человек 46, а то и под 50, играют на скрипках, которые приобрел Спиваков, при этом каждая из них стоит баснословных денег. Маэстро, по словам Георгия Евгеньевича, мог бы жить на Сардинии и иметь не хуже Абрамовича виллы.
— Но именно Спивакову принадлежит фраза: «Путешествует всегда только тело, а душа живет там, где она родилась». Его душа всегда в России, — добавила Ольга Николаевна. — Он помогает детям фестиваля «Новые имена» и в их числе — нижегородцам. Он берет их на гастроли, делает им карьеру. Ребята у маэстро учатся душевному благородству, каждый раз вспоминая его с благодарностью. Они почитают его как своего учителя, а может быть, и как отца. Я как-то спросила, сколько же у него детей по всему миру, а Владимир Теодорович ответил: наверное, тысячи. Полторы тысячи талантливых детей получают именные стипендии от фонда Спивакова. А еще он профинансировал около девяноста операций обреченных на гибель ребят и спас им жизнь. Это личность поистине легендарная.
— На любое лечение или операцию музыкантов в оркестре мы даем 30 тысяч рублей, — продолжил Георгий Евгеньевич, — но бывает, что операция стоит, скажем, 100 или 150 тысяч рублей, так Спиваков тут же вынимает из своего кармана эту разницу и отдает людям.
Для нижегородцев, по словам О. Н. Томиной, Владимир Спиваков — очень дорогой человек. Первая встреча с музыкантом произошла у них в 1978 году, когда он был еще молодым человеком, но уже лауреатом конкурса имени Чайковского. Жизнь его тогда складывалась нелегко. Поэтому, видно, Владимир Теодорович и написал впоследствии Нижегородской филармонии о совместной судьбе.
— Мы благодарны этой судьбе, — призналась директор филармонии, — потому что Спиваков украсил жизнь нашего города! И когда ему позволили создать «Виртуозов Москвы», первый концерт этого коллектива состоялся здесь. Здесь он учился у Израиля Борисовича Гусмана дирижированию. У нас маэстро отпраздновал в прошлом году юбилей — 30-летие «Виртуозов». Сюда он привозит Национальный филармонический оркестр России. Надо молиться за то, чтобы Господь продлил век и дал здоровья, мужества Спивакову, чтобы его окружали только друзья, а преследовали только удачи.
Журналисты дружными аплодисментами поддержали пожелания О. Н. Томиной.
И. Никитина
Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
1 | Директор Филармонии — это образ жизни | Эпштейн Е. Директор Филармонии — это образ жизни [Электронный ресурс] : [о Томиной О.Н., директоре Нижегородской филармонии]. – Режим доступа: http://www.panikin.ru/0402-04.htm (Дата обращения: 18.06.2014) |
2 | Томина Ольга Николаевна | Томина Ольга Николаевна [Электронный ресурс] // Нижегородская государственная академическая филармония им. М. Ростроповича. – Режим доступа: http://www.music-nn.ru/about/contacts/olga_tomina.php (Дата обращения: 18.06.2014) |
3 | Ольга Томина | Ольга Томина [Электронный ресурс] / беседовала А. Мазина : [о Нижегородской филармонии и ее директоре] // Столица Нижний. – 2014. – июнь. – Режим доступа: http://www.stolitsanmag.ru/?id=12669 (Дата обращения: 18.06.2014) |
4 | Ольга Томина: Русское искусство и мир — едины! | Курицын А. Ольга Томина: Русское искусство и мир — едины! [Электронный ресурс] : [о 13-м Сахаровском фестивале в Нижнем Новгороде] // INNOV.RU (Иннов.ру). 2014. – 22 мая. – Режим доступа: http://www.innov.ru/news/story/olga-tomina-russkoe-iskus/ (Дата обращения: 18.06.2014) |
5 | «Филармония – моя жизнь» | Томина О. «Филармония – моя жизнь» : [воспоминания о жизни, работе] // Музыка над Волгой. Нижегородская государственная академическая филармония им. М.Л. Ростроповича : Альбом. – Нижний Новгород, 2014. – С. 96-103 |
6 | Ольга Томина: "От призвания, как от судьбы, не уйти" | Шлыков В. Ольга Томина: "От призвания, как от судьбы, не уйти" [Электронный ресурс] : [о директоре Нижегородской филармонии О. Н. Томиной] // Нижегородские новости. – 2012. – 9 июня. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-538324.html?page=20 (Дата обращения: 20.06.2014) |
7 | И храм, и мастерская: у директора филармонии Ольги Томиной | Татаринцев В. И храм, и мастерская: у директора филармонии Ольги Томиной // Нижегородская правда. – 2008. – 15 марта (№ 27) |
№№ | Заголовок статьи | Библиографическое описание |
---|---|---|
8 | Гений в бронзе | Андайкин С. Гений в бронзе : [об открытии в Автозаводском районе бюста композитору А.И. Хачатуряну возле школы искусств, носящей его имя] // Автозаводец. – 2021. – 19 авг. (№33). – С. 16. – (Событие). |
9 | Экспериментатор от музыки | Экспериментатор от музыки : [о руководителе академического хора «Виват» Дворца культуры ГАЗ А.С. Макаровой] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17. |
10 | Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой | Миндрин С. Призрак, тетка, князь… Сергей Миндрин знает: сначала получи профессию, а после – пой : беседа с художественным руководителем Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Степанова С. Миндриным / беседовали В. Шлыков, М. Федотова // Нижегородские новости. – 2019. – 29 мая (№ 41). – С. 24. |