О застывшей музыке и лебединой песне

Ильина И. О застывшей музыке и лебединой песне : [о жилом доме на пр. Молодежном и его архитекторе Л. Кравченко] // Автозаводец. – 2002. – 20 апр. – С. 2

Красивые здания, как и другие произведения искусства, создаются руками человека и хранят их тепло.... Но мы часто не знаем имен тех, благодаря кому они появились на свет. Сегодня наш корреспондент беседует с членом Союза архитекторов России Леонидом КРАВЧЕНКО, главным архитектором дома на проспекте Молодежном.

Творческая мастерская архитектуры и дизайна, руководит которой Леонид Борисович, представлялась мне несколько иначе. Я шла в офис, а по деревянной лестнице поднялась в этакую... избу, где об официальной конторе напоминают лишь компьютеры и телефоны. Стены украшены рисунками и коллажами, а в углу уютно устроилась гитара. Разговор наш с Леонидом Борисовичем начинается, конечно, о доме на Молодежном:

— История этого здания началась почти 10 лет назад, в 1993 году, когда авторским коллективом был разработан первый вариант проекта. Участие в разработке принимал талантливый нижегородский архитектор Александр Харитонов. В процессе обсуждения пришли к выводу, что дом должен соответствовать стилистике района. Генеральным проектировщиком выступила македонская фирма "Римако", но в ее проекте не учитывались традиции нижегородской и автозаводской архитектуры. Мы высказали свои замечания и в короткие сроки совместными усилиями разработали окончательный вариант проекта. В результате появился тот дом, который мы видим сейчас на Молодежном.

Здание получилось монументальным и значимым, где как бы сочетаются традиции и современность.

— У музыкантов и поэтов принято посвящать свои произведения самым дорогим людям. А как у архитекторов?

— Да так же. К этому дому у меня трепетное отношение, не только потому, что я его проектировал. На Автозаводе я родился, здесь живу. И дом посвящен памяти моих родителей и автозаводцев, которые отдали району и заводу всю жизнь.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своем творческом пути.

— Я с детства увлекался рисованием, занимался в Доме пионеров, ДКШ. Окончил строительный институт и стал работать в "Горьковгражданпроекте". И опять судьба свела меня с Автозаводом: довелось участвовать в проектировании МЖК, детской поликлиники и многих других объектов. С 1993 года преподавал в строительной академии на кафедре дизайна и параллельно возглавлял архитектурную мастерскую.

— Давайте теперь поговорим об архитектуре российской и европейской. Можно ли их сравнивать?

— Наверное, нужно сравнивать не Европу и Россию, а европейскую и заокеанскую школы. Страны Европы и Россия опираются на традиции архитектуры предшествующих поколений. Новый объект обязательно рассматривается в контексте уже существующих, и он должен органично "вписываться" в окружающие его старые здания и не вносить диссонанс. Тогда возникает некий архитектурный ансамбль, при взгляде на который становится видна эволюция города.

Западная же школа опирается на другие ценности, там большое значение имеют финансовая сторона вопроса и использование современных технологий. Еще хотелось бы сказать об архитектуре столичной и провинциальной. Москва, например, немножечко «подмерзла», а Петербург и Нижний Новгород – более живые, более откровенные.

— Скажите, а как сегодня с заказами на индивидуальное строительство?

— Вот этот самый дом на проспекте Молодежном можно назвать "лебединой" песней крупного индивидуального строительства на Автозаводе. То, что сейчас строится, не оригинально: привязано к типовым проектам с аранжировкой цветового решения. Должное внимание не отводится глубокому анализу проектирования, связанного с историей района, с его эволюцией. Сегодня очень мало солидных заказчиков и, соответственно, мало значительных индивидуальных проектов. До недавнего времени возможностей было больше. И, как ни грустно, складывается такое ощущение, что крупное индивидуальное строительство никому не нужно.

— Согласны ли вы с известным выражением: "Архитектура — это застывшая музыка"?

— Здесь, наверное, все гораздо глубже и тоньше. Если говорить о музыке, то человек, если хочет, слушает ее, не хочет — выключает. С произведениями архитектуры так не получится.

Ими любуются многие поколения. Каждый дом является частичкой души автора, и это не банальная, а очень глубокая мысль.

Самое главное, чтобы до зрителя дошло именно то, что зодчий хотел ему сказать. Любой творец получает огромное удовольствие, когда обыватели приподнимаются над собой и начинают видеть красоту, окружающую их...

Инга ИЛЬИНА

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 3
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 Красавец на Молодежном Ильина И. Красавец на Молодежном : [о жилом доме на пр. Молодежном и его архитекторе Л. Кравченко] // Автозаводец. – 2002. – 23 февр. – С. 3
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
2 Первая улица, первый проспект. Первый из первых проспект Молодёжный (Жданова) Бардов М. Первая улица, первый проспект. Первый из первых проспект Молодёжный (Жданова) : [экскурсия] // Автозаводские прогулки : [экскурсии по району] / [под ред. Л.А. Гончар]. – Нижний Новгород, 2012. – С. 16-24.
3 Из окон «Молодежного» — широкий горизонт Стариченкова Е. Из окон «Молодежного» — широкий горизонт : [о пр. Молодежный и новом микрорайоне] // День города. – 2007. – 4 апр. – С. 12-13
4 Как живете, «коммунары»? Степанов С. Как живете, «коммунары»? : [о домах-коммунах на проспекте Октября между проспектом Кирова и улицей Комсомольской] // Народная весть. – 2004. – 6 авг. – С. 9
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
5 Дом-крепость на четырех улицах Анисимов С. Дом-крепость на четырех улицах : [о серобусыгинском квартале в Автозаводском районе] // День города. Нижний Новгород. – 27 дек. 2023 – 9 янв. 2024 (№ 117). – С. 22. (Как это было).
6 Где стояла Афродита Чеботарева В. Где стояла Афродита : [о скульптуре, которая располагалась в пруду Автозаводского парка, и об авторах скульптурных групп на фасаде кинотеатра «Мир»] // Нижегородские новости. – 2021. – 7 апр. (№25). – С. 10. – (# Инициатива).
7 "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" Орельская О. "Не имеет себе равных в архитектуре XX столетия" : [конструктивизм и постконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода и Автозаводского района] : беседа с архитектором О. Орельской / беседовал С. Анисимов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – 3-9 февр. (№ 8). – С. 6. – (Городская среда). – Оконч. Нач.2021 в № 6.
8 Дом-ребус Веселова Е. Дом-ребус : [новые сведения о знаменитом радиусном доме] / Е. Веселова, И. Честнова // Автозаводец. – 2020. – 6 февр. (№6). – С. 17. – (Загадочный соцгород).
9 Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити Честнова И. Полет к мечте. Дом № 33 на улице Комсомольской превратился в арт-объект. Фасад девятиэтажки украсили граффити : [граффити выполнено в рамках проекта «Культурный район»] // Автозаводец. – 2019. – 31 окт. (№ 44). – С. 17
10 В сердце Соцгорода Плаксунова, О. В сердце Соцгорода : [улица Челюскинцев в Нижнем Новгороде] / О. Плаксунова // Патриоты Нижнего. – 2019. – 17 апр. (№ 14). – С. 15

Страницы