«О подвигах, о доблести, о славе»

Погорская, Т. "О подвигах, о доблести, о славе" : [о ветеране Великой Отечественной войны, заслуженном автозаводце А.И. Огневе] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2010. – 17 февр. (№ 25). – С. 4. – фот.

К 65-летию Великой Победы: лики войны

Сегодня поздравления с восьмидесятипятилетием принимает ветеран завода, имя которого неоднократно упоминается в книгах, посвященных истории Горьковского автомобильного. Это Герой Социалистического Труда, заслуженный автозаводец А. И. Огнев. А сколько у него фронтовых наград! Он кавалер орденов Славы II и III степеней, ордена Отечественной войны I степени, награжден медалью «За отвагу». На днях с юбиляром побеседовала наш корреспондент.

За первый бой — высокая награда

Интересно, сколько же интервью вы дали за свою жизнь, Арефий Иванович? Надоело вам, наверное, общаться с дотошными журналистами?

— Что ж, такая у вас работа. А писали обо мне в газетах действительно много. Я сейчас, пожалуй, ничего нового-то и не вспомню.

А вот расскажите-ка для начала о своем увлечении шахматами. Говорят, заходите в Дом ветеранов специально для того, чтобы посидеть за шахматной доской.

— Да сейчас какая уж игра: память стала подводить, а бывало... В шахматы научился играть на фронте. Лейтенант один как-то раз достал доску, фигуры и предложил: «Давай сыграем». Да не умею я, отвечаю. А он: «Я тебя сейчас научу». Ну вот пару раз сыграли. После войны во время воинской службы мы и в казарме играли. Когда на автозавод пришел работать, в обеденный перерыв «сражались» с наладчиком Шаниным, прессовщиком Купоросовым... Да в нашем кузнечном производстве многие шахматами увлекались.

В кузнице, по-моему, во все времена народ как на подбор: и интеллектуалы, и богатыри.

— А что, думаете, нарушителей дисциплины не было? Всякое случалось. Я когда бригадиром был, особенно любителей выпить остерегался. Старался от таких побыстрее избавляться: в таком производстве, как наше, любая оплошность может к страшным последствиям привести. Не дай Бог!

Сами вы, Арефий Иванович, и для разрядки никогда спиртного не употребляли?

— А я и сейчас граммов 30 коньяка в день выпиваю — это, кстати, по рекомендации врача. А в молодости выпивал, конечно, во время праздничных застолий, но после того, как однажды контроль над собой потерял, понял, к чему такая вот «разрядка» может привести. И взял себя в руки. Я и курить бросил. Производство-то тяжелое, а если еще и куревом травиться... Ну вот и подумал: что же это я себе враг, что ли? Помню, приходит в гости свояк, открывает пачку «Казбека». «Закуривай», — говорит. Я по привычке затянулся, а потом раскашлялся, швырнул папиросу... Вот с тех пор и не курю, а ведь 16 лет дымил. На фронте-то однажды чуть было жизнью за это не поплатился.

И как же это случилось?

— Это было во время боя за поселок Подлиски на реке Стырь. Потрепали нас там немцы здорово. Так вот, лежу я в окопе. Курить хочется — просто сил нет терпеть, а рядом в соседнем окопе боец Ропок Абдулаев. Я его спрашиваю: спички есть? «Есть», — говорит. Ну так вот, перебрался я к нему в окоп и только чиркнуть спичкой хотел, как ранило меня. Ну все, думаю, прощай, белый свет! Умираю! Потом по голове провел рукой, опустил ее, а на ней кровь. Жив, значит. Дополз до сарая, оттуда в санроту. Меня перевязали и в госпиталь отправили.

На машине?

— Да какая там машина! Один пошел. Пройду немного вдоль железнодорожной насыпи, чувствую, что сознание теряю, полежу немного и опять в путь. Еле добрался до госпиталя. Через 15 суток снова в строй, в свою часть — 243-й стрелковый полк 181-й дивизии, которая участвовала в Сталинградской битве.

А вы на фронт попали...

— В 42-м, после окончания школы младших командиров минометной роты. Был я наводчиком 82- миллиметровых минометов. Наводчик — он что делает? Командует: ствол ниже, выше, влево, вправо. Ну так вот, мой первый бой — бой за Чернигов. Кстати, за него позднее я получил медаль «За отвагу». Много народу погибло уже на подступах к Чернигову, когда форсировали Десну. Но был и приятный момент. Уже после того, как освободили город, встретил своих одноклассников Виталия Ковшова и Петра Гуськова. Вскоре оба они погибли в бою за станцию Посудново. Меня сильно оглушило снарядом, три дня ничего не слышал. Освободили Луцк, Коростень, Подлиски. Форсировали Днепр, Буг... И вот уже польская территория. Город Брислау. Он был в руках немецкого гарнизона, который держался до последнего. Город, а в нем около 40 тысяч немцев, окружили бойцы 4-й армии, которой командовал генерал Глуздовский. Наша часть была в составе этой армии. Берлин сдался, а Брислау — только через три дня после этого. И в этих боях несли мы большие потери. Когда все закончилось, пришли на кладбище, где были похоронены советские офицеры. Среди них — замполит полка Чапич.

«Многое держалось на энтузиазме»

Слушаю вас, Арефий Иванович, и удивляюсь: вот вы в начале нашей беседы пожаловались на память. Однако с такими подробностями рассказываете о событиях прошлого, как будто это было вчера.

Наверное, потому что наша память в любом возрасте хранит самые дорогие воспоминания, а все, что связано с войной, думаю, у каждого ветерана в сердце. Так вот, после взятия Брислау нашу дивизию расформировали. Я оказался в полку, который направили в Вену. Мы пешком прошли около 300 километров. А уж потом я попал в разведвзвод 603-го минометного полка. Был разведчиком отделения и имел дело уже не с 82-миллиметровым минометом, как на фронте, а со 120- миллиметровым.

— 720 — это диаметр ствола? И сама мина, естественно, тяжелее?

— Да, примерно в 5 раз. Весила она 16 килограммов.

После такой воинской службы наверняка самой тяжелой физической работы не боялись. В кузнице-то сами пожелали работать?

— Да в отделе кадров ГАЗа меня особо-то и не спрашивали, где хочу трудиться. Шел 50-й год, мужские руки позарез везде нужны. Вот и направили бывшего фронтовика в цех тяжелых паровых молотов. Сначала-то мне здесь не понравилось. Я все порывался в моторное производство уйти. Отговорили. А потом уж привык —25 лет в кузнице отработал. Начинал нагревальщиком на мелких деталях. Присматривался, как работают опытные кузнецы Приказчиков, Губернаторов, Прокофьев. Когда ветераны стали на пенсию уходить, попросился на коленвал. Сначала вместе со Стешовым работал. Он наблюдал за мной, говорил, что не так делаю. В первые три дня мы с ним еле-еле до нормы дотягивали, а потом пошло дело...

В книгах об истории Горьковского автомобильного написано, о том, как в 61-м году вы и некоторые другие кузнецы по собственной инициативе значительно увеличили норму выработки, а на заработках-то это отражалось?

Да нет, конечно. Допустим, по старой норме мы должны были отковать 475 коленвалов за смену, а по новой — 500, но зарплата оставалась прежней.

Выходит, материальной заинтересованности не было?

— Как это объяснить? Да ведь вы и сами знаете, что в былые времена не все на деньги переводилось, не все ими оценивалось.

Многое держалось на энтузиазме, на партийной дисциплине.

То есть вызывали вас в партком и...

— По-всякому бывало. Тогда ведь, как и сейчас, большая работа проводилась по увеличению производительности труда. Важно было, чтобы в коллективе нашлись люди, которые, показывали пример в этом отношении. Однако никто ни на кого, как говорится, «не нажимал». Вопросы решались по- деловому, в рабочем порядке. Так, например, когда работал на мелких деталях, подошел как-то ко мне нормировщик и спрашивает: «Арефий Иванович, сможешь за смену на 20 поворотных кулаков больше сделать?» Ну, обсудили мы с ним, что да как, с другими рабочими посоветовались. Тогда ведь не только я, а еще некоторые бригадиры согласились с тем, что нужно увеличить норму выработки. Мы понимали политику руководства завода, поддерживали ее...

Говорят, вы были сильным руководителем: требовательным, умели отстоять свою точку зрения. Это по словам бывшего профсоюзного лидера Николая Ивановича Молькова.

— Думаю, главное, что отличает сильного руководителя, это уважительное отношение к людям. Вот таким запомнился начальник цеха тяжелых паровых молотов Константин Демидович Овчаров. Не только важные производственные вопросы решал, но и на каждого человека внимание обращал. Вот это я понимаю: настоящий лидер. Знаю, что такой же сильный руководитель — Николай Алексеевич Кулигин, управляющий кузнечным производством.

Мне кажется, вы, Арефий Иванович, и в семейной жизни такой же строгий, требовательный, как на производстве.

Да что сейчас об этом говорить! Трудно самому судить, каким был мужем, отцом. Жена вот, Елизавета Федоровна, три года назад ушла из жизни. Она бы ответила на ваш вопрос.

Как, наверное, и сыновья, и внуки гордятся отцом и дедом? Столько у вас званий, столько наград! А самая дорогая из тех, что получили в мирное время?

— Конечно же, звание Героя Социалистического Труда. Вручали награду в апреле 1971 года на XXIV съезде партии. Счастливые минуты! Радостно было и от того, что представляю Горьковский автомобильный.

В общем, яркую жизнь прожили. Сами-то ею довольны?

— Да, наверное, мало кто своей жизнью полностью доволен. Бывало, что и ошибался. А может, что и сейчас не так делаю? И проблем хватает. На то она и жизнь, но главное— то, чтоб было стремление сделать ее лучше.

Что пожелаете себе, Арефий Иванович?

— Да я лучше не себе, а нашему заводу, молодежи пожелаю. Вот недавно по телевизору показали новую модель «ГАЗели». Приятно было посмотреть. Так вот, пусть больше будет таких событий на нашем предприятии! Пусть молодежь повышает уровень своих знаний, профессионального мастерства! Так хочется, чтобы Горьковский автомобильный выпустил очередную фирменную машину, а название я бы оставил ей старое — «Волга», в честь великой реки, на которой стоит наш город.

Татьяна ПОГОРСКАЯ.

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

Количество общих ключевых слов с данным материалом: 2
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
1 У жарких печей У жарких печей : [об Огневе А.И., Герое Социалистического Труда] // Труд и подвиг историю пишут / сост. Г.А. Кузьмин. – Горький, 1981. – С. 90-100
2 Арефий Иванович Огнев Арефий Иванович Огнев // Горьковский рабочий. – 1971. – 9 апр. – С. 1.
3 Звезды Арефия Огнева Князев, В. Звезды Арефия Огнева : [об Огневе А.И., Герое Социалистического Труда] // Жить, отвечая за все. – Горький, 1971. – С. 28-40
Количество общих ключевых слов с данным материалом: 1
№№ Заголовок статьи Библиографическое описание
4 Полный кавалер Андайкин С. Полный кавалер : [о полном кавалере ордена Славы Зарифе Мещерове] // Автозаводец. – 2022. – 5 мая. – С. 16. – (Память). – URL: https://autozavod.media/rubrics/spec/den-pobedy/polnyy-kavaler/?sphrase_id=8052 (дата обращения 25.05.2022).
5 Крылатая история Автозавода Мухина Е. Крылатая история Автозавода : [из истории аэроклуба им. М.В. Водопьянова] // Автозаводец. – 2021. – 13 мая (№19). – С. 17. – (Страницы истории).
6 Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! Бурмистров Е. Это мои родные! Это моя семья! Это мой город! : [автозаводский школьник Евгений Бурмистров рассказывает о своих родственниках и их вкладе в развитие Нижнего Новгорода. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 180
7 Верой и правдой служили Евсеева Е. Верой и правдой служили : [автозаводская школьница Елизавета Евсеева рассказывает о боевом пути своего прадеда Николая Владимировича Попова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 26-27
8 Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов Мальцева Н. Мой прадедушка Михаил Иванович Кутузов : [автозаводская школьница Надежда Мальцева рассказывает о боевом пути своего прадеда Михаила Ивановича Кутузова. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 31-32.
9 Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки Пашкова Д. Симфония смерти для непобежденных автозаводцев. Из потертой записной книжки : [эссе написано автозаводской школьницей Дианой Пашковой на основе дневников военных лет автозаводца М.И. Воробьева. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 116-124
10 Секрет долголетия большой династии Тюрмина В. Секрет долголетия большой династии : [автозаводская школьница Василиса Тюрмина рассказывает о жизни семьи Беляевых-Тюрминых-Охатриных в годы войны. Работа написана в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород»] // Нижний Новгород. – 2020. – Специальный выпуск: Трудовая доблесть. Моя семья в истории Нижнего Новгорода. – С. 136-137

Страницы